Й учебный вопрос: Шифрование информации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 
 
ИТ-5 «Защита информации»

Кафедра____________________________________________

(шифр и наименование кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

___________ (_____________)

«___»_________200__г.

       
 
 
ИТ
 

Для студентов __ курса факультета___

Специальностей ___________________

(шифры специальностей )

 
 
к.т.н. Дружин О.В.

(ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы автора)

 
 

дисциплине 1511 «Безопасность вычислительных сетей»
ЛЕКЦИЯ№ __

по______________________________________________

(шифр и наименование учебной дисциплины)

 
 
Криптографические методы защиты

ТЕМА ______________________________________________________

(наименование темы лекции)

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«__»___________200__г.

Протокол № __

МГУПИ – 2011 г.

Криптографические методы защиты
Тема лекции: _________________________________________________

(наименование)

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить вопросы лекции.

2. Активизировать слушателей на изучение вопросов обеспечения безопасности вычислительных сетей.

3. Воспитывать чувство ответственности за организацию и обеспечение информационной безопасности.

Время:2 часа (90 мин.).

Литература(основная и дополнительная):

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Учебно-материальное обеспечение:

1.

Ноутбук, видеопроектор, экран
Раздаточный материал
Наглядные пособия: ___________________________________________

2.

Слайды по теме лекции
Технические средства обучения: _________________________________

3. Приложения: __________________________________________________

(наименования и №№ схем, таблиц, слайдов, диафильмов и т.д.)

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение– до 5 мин.

Основная часть (учебные вопросы) – до 80 мин.

1-й учебный вопрос: Шифрование информации – 15 мин.

2-й учебный вопрос: Симметричное шифрование – 25 мин.

3-й учебный вопрос: Асимметричное шифрование – 25 мин.

4-й учебный вопрос: Комбинированное шифрование – 15 мин.

Заключение – до 5 мин.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Введение – до 5 мин.

Методические рекомендации:

- показать актуальность темы;

- довести целевую установку через основные положения лекции;

- охарактеризовать место и значение данной темы в курсе;

- описать обстановку, в которой разрабатывалась теоретическая проблема и шла ее практическая реализация;

- дать обзор важнейших источников, монографий, литературы по теме;

- вскрыть особенности изучения студентами материала по рассматриваемой проблеме.

Основная часть – до 80 мин.

й учебный вопрос: Шифрование информации

Для надежной защиты конфиденциальной информации в корпоративных сетях Интернета необходимо использовать некоторое единое для всего предприятия криптографически защищенное пространство. Для построения такого пространства необходимо:

· использовать специальные криптографические методы, алгоритмы и средства защиты информации, имеющие соответствующие государственные сертификаты;

· реализовать корпоративную криптографическую систему защиты с единой ключевой системой;

· построить и использовать инфраструктуру открытых ключей (PKI);

· разработать и поддерживать единую политику безопасности компании;

· применять специальные организационные и нормативно-правовые меры;

· обучить сотрудников и администраторов безопасности предприятия необходимым навыкам работы с криптографическими средствами защиты информации (КСЗИ).

Центральное место занимают специальные криптографические методы защиты информации.

В целом для корпоративных систем Интернета два основных вида угроз для компьютерной информации:

- нарушение конфиденциальности информации, т.е. незаконное ознакомление с ней;

- нарушение целостности информации, т.е. несанкционированная модификация.

Названным угрозам существуют два основные метода защиты информации:

- шифрование информации для обеспечения ее конфиденциальности;

- применение ЭЦП для обеспечения ее целостности.

Под шифрованием информации понимается процесс преобразования открытой информации (исходный текст) в зашифрованную (собственно шифрование) и наоборот (расшифрование). Исходный текст передаваемого сообщения (или хранимой информации) Мс помощью криптографического преобразования Й учебный вопрос: Шифрование информации - student2.ru зашифровывается с получением в результате шифротекста С:

Й учебный вопрос: Шифрование информации - student2.ru ,

где k1 – параметр функции Е, называемый ключом шифрования. Ключ шифрования – это тот самый элемент, с помощью которого можно варьировать результат криптографического преобразования. Данный элемент может принадлежать конкретному пользователю или группе пользователей и является для них уникальным. Зашифрованная с использованием конкретного ключа информации может быть расшифрована только его владельцем (или владельцами).

Обратное преобразование информации выглядит следующим образом:

Й учебный вопрос: Шифрование информации - student2.ru .

Функция D является функцией обратной к функции Е и производит расшифровку шифротекста. Она также имеет дополнительный параметр в виде ключа k2. Ключ k2 должен однозначно соответствовать ключу k1 , в том случае в результате расшифровки сообщения М’ будет эквивалентно М.

Алгоритмы шифрования можно разделить на две основные категории: симметричное шифрованием (с единым ключом) и асимметричное шифрование (с двумя ключами).

Наши рекомендации