Аннотирование учебных работ
Брейнрайтинг
Основная цель – стимулирование воображения учащихся, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.
Способ проведения предполагает, что участники записывают свои идеи на листе бумаги, а затем обмениваются этими записями друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая записывается на полученном листке. Затем группа снова обменивается листками. Время проведения такого мозгового штурма, как правило, 15 минут.
Индивидуальный мозговой штурм на доске
Для проведения мозгового штурма необходимо повесить на самое видное место специальную доску.
В центре доски должна быть записана яркими буквами требующая индивидуальной интерпретации тема проекта.
Каждый учащийся сам генерирует идеи, сам их фиксирует и анализирует (выступает в роли эксперта своих идей) и размещает на доске листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение определенного промежутка времени (например, в течение дня).
Конференция идей
Это круглый стол, цель которого собрать идеи по определенной тематике. Ученик ‑ председатель (равный среди равных членов группы) должен обеспечить непринужденную обстановку и направить мысли участников на поиск решения какой-либо проблемы.
Разрешена доброжелательная критика.
Аннотированные ссылки
Суть заданий заключается в том, что обучаемому в течение определенного промежутка времени (например, двух недель) предлагается составить список ссылок, содержащих адреса виртуальных публикаций, которые, по его мнению, наиболее полно раскрывают содержание темы. Количество ссылок в списке указывается (например, семь).
На каждую виртуальную публикацию из списка учащимся должна быть составлена аннотация.
Мультимедийный альбом
Этот вид работы ориентирован на создание коллекции мультимедийных ресурсов по теме.
На создание коллекции отводится определенное время, например, один месяц.
В коллекцию могут быть включены, как собственные информационные ресурсы учащихся (фотографии, иллюстрации и др.), так и материалы из энциклопедий, книг (сканированные электронные изображения) с обязательным указанием источника, а также список ссылок на мультимедийные ресурсы, представленные в электронных коллекциях Интернета (на фотографии, аудиофайлы, видеоклипы и др.).
При включении этих материалов в итоговые материалы проекта обязательно указывается их источник (сохраняется авторское право).
Поиск сокровищ
Указанный вид работы предполагает поиск учащимися информации в печатных (энциклопедии, справочники и др.) или виртуальных публикациях, позволяющей ответить на сформулированные учителем вопросы по определенной теме.
Организация учебной работы предполагает:
· составление учителем инструкции для учащихся о целях учебной работы, правилах выполнения задания, форме представления конечного результата работы (например, краткие ответы на вопросы или эссе);
· формулирование главного (основного) вопроса по теме, на который должны дать аргументированный ответ учащиеся;
· формирование перечня промежуточных (наводящих) вопросов, которые помогут учащемуся дать аргументированный ответ на главный вопрос или выстроить ответ по определенной схеме при написании эссе;
· формирование списка книг или ссылок на виртуальные публикации, где учащиеся могут найти ответы на вопросы, указанного выше перечня.
Обратите внимание, что каждый информационный источник должен содержать ответ только на один из вопросов.
Незаконченные предложения
При предъявлении проекта важно, чтобы учащиеся проанализировали процесс создания своего учебного творческого продукта.
Например, включили в свое выступление следующие фразы и продолжили их:
· Мне понравилось…
· Было трудно…
· Я научился….
· Я понял, что пока не умею (не знаю)…
· Но чтобы научиться и узнать…
Эти неоконченные фразы могут быть произвольными. Как правило, их не более пяти.
D-анализ
Анализ деятельности по созданию учебного творческого продукта может быть выполнен фронтально (всеми учащимися, которые принимали участие в проекте) по трем (отсюда название приема) характеристикам.
Прием предполагает осознание учащимися того, что сложная проблема ими разрешена.
Характеристики (направления анализа) учитель формулирует в виде ключевых слов (можно, например, записать их на доске).
Например:
Значимость
(какую пользу людям могут принести результаты работы, как они могут в дальнейшем использоваться…)
Взаимопомощь
(как шла работа над проектом, кто (или что) особенно было значимо для того, чтобы получился результат…)
Я
(что лично мне дала эта работа…)
Ключевые слова можно изменять.
В течение 10‑15 минут учащиеся класса высказывают свои мнения в форме очень коротких предложений по каждому из трех предложенных направлений анализа, которые записываются под соответствующими ключевыми словами.
Определения
Для анализа деятельности по созданию учебного творческого продукта учащимся может быть предложено проговорить (записать) 7 определений, которыми они могли бы охарактеризовать результат своей работы.
Интерактивная статья
Это прием организации коллективной работы учащихся по подготовке материалов учебного творческого продукта.
Работа осуществляется в команде, что предполагает выбор учащимися Организатора (координатора) работы группы.
Прием строится на создании учащимися текста, в основе которого лежит идея гипертекста. Вместе с тем компьютерные технологии могут не использоваться.
Организатор пишет текст, где намечает структуру будущей статьи (статьи, презентации и др.). Он выделяет в тексте те фразы (слова, фрагменты), которые более подробно должны быть раскрыты другими членами команды.
Члены команды распределяют между собой индивидуальные задания по подготовке материала, раскрывающего более подробно эти фрагменты.
Аннотирование учебных работ
(прием ТРКМ)
При подготовке учащимися материалов по теме проекта важно, чтобы учитель помог учащимся сделать это и качественно, и самостоятельно.
Этот прием используется для того, чтобы избежать прямого редактирования и исправления учителем текста, который написал ученик.
Исправления текста выполняется в соответствии с правилами:
Красным цветом отмечаются, мысли автора текста (ученика), с которыми Вы согласны. Зеленым цветом - те, с которыми не согласны. Знак вопроса ставится рядом с теми словами, которые Вам не понятны. Под текстом пишется «Аннотация», в которой учитель коротко высказывает свои мысли по поводу статьи.