Основы портретной фотографии
Фото: Сергей Титов
Портрет – пожалуй, самый сложный жанр в фотографии. Особенно, если понимать под портретом не «лицо в кадре», а образ человека, отражение черт не столько лица, сколько характера.
Технически портретная съёмка выполняется при максимально открытой диафрагме (F3.5 и меньше) – для зрительного отделения человека от фона за счёт малой ГРИП. Для уменьшения ГРИП и минимизации геометрических искажений используются объективы с фокусным расстоянием от нормального (50мм в эквиваленте) до умеренного теле (135мм). Предпочтение отдаётся т.н. «мягкорисующей» оптике, скрадывающей, благодаря меньшей контрастности формируемого изображения, дефекты кожи и другие, отвлекающие от образа, детали.
Непременное требование к портрету – максимально резкое изображение глаз человека, для чего наводка на резкость выполняется по глазам. Также на лице фотографируемого не должно быть глубоких теней, что почти всегда означает постановку света или использование вспышки. Обязательно используйте вспышку при съёмке на улице ярким солнечным днём и при съёмке в контровом свете.
В художественном плане стоит избегать лицевого портрета анфас и взгляда модели в камеру. Неопытность фотографа и скованность модели при этом почти всегда приводят к невыразительным, натянутым снимкам. Недостаток опыта негативно сказывается и на постановочных кадрах, со всей очевидностью демонстрируя их «постановочность». Поэтому фотографируйте людей в движении или «подсматривайте» за ними, заняв разговором и снимая без предупреждения «приготовьтесь, сейчас вылетит птичка!».
Для эффектного портрета бывает достаточно ухватить отдельную выразительную черту человека. Присмотритесь к человеку: что в нём замечательно, необыкновенно? Интересный профиль, поворот головы, запоминающийся жест, своеобразное выражение лица – всё это может сделать портрет удачным. Мало лица – привлеките руки, фигуру, пропорции и форму, движения и позы. Найдите в человеке перед объективом что-то характерное для него, что позволит знакомым этого человека узнать его, даже если в кадре не будет видно лица.
Определённый эмоциональный настрой придаёт портрету композиционное решение. В силу европейской традиции письма слева направо, взгляд человека на фотографии вправо воспринимается как устремлённый в будущее, влево – в прошлое. В первом случае портрет рисует скорее решительного, уверенного человека, во втором мы видим человека опечаленного, переживающего утрату. Аналогично, оптимистический оттенок привносит «восходящая» (из левого нижнего угла – в правый верхний) линия, а «нисходящая» (из левого верхнего угла – в правый нижний) – пессимистический. Линии могут быть подчёркнуты постановкой света и тонированием (сепия, ч/б).
Как фотографировать одежду?
Как в любой предметной съемке, к которой относится и фотография одежды, главным является освещение предмета. Правильно выставленный свет - один из залогов качественной съемки одежды и изделий из ткани. Освещение должно быть хорошим, но, в то же время, не резким. Хорошо подчеркивает фактуру мягкий свет. Резких теней быть не должно. При съемке изделий из ткани важно предать ее фактуру и рисунок. Прежде всего необходимо определить, как фотографировать одежду – на модели, манекене, объемно, плоско либо на фоне, который впоследствии будет удален с помощью цифрового редактора.