Подготовка к защите исследовательской работы.
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):
¯ Что мне интересно больше всего? ____________________________________
____
¯ Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? _____________
____
____
¯ Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?________________________
____
____
¯ По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? ______________
____
____
¯ Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? ___________
____
____
¯ Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? _________________________
_____
____
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.
КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
¯ Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
¯ Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
¯ Теоретические –темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?
Запиши тему своего исследования:
___________________
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Ты сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Запиши цель своего исследования:
____
____
____
____
Узнать, что делает под водой водолаз… Выяснить, почему репейник колючий… Расследовать, зачем зебре полоски…
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.
Запиши задачи собственного исследования: _______________________________
____________
Итак, старт твоей исследовательской работы дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
¯ Предположим…
¯ Допустим…
¯ Возможно…
¯ Что, если…
Почему самолёт оставляет в небе след?
Допустим, потому, что он разрезает небо…
Возможно, чтобы не заблудиться…
Что, если это послание инопланетянам…
Что такое хлебное дерево?
Предположим, оно вырастает из сухарей…
Почему цыплята жёлтые?
?????
Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее._____________________________________________________________
____
Предположим, _______________________________________________________
____
Допустим, ___________________________________________________________
_____
Возможно, ___________________________________________________________
Что, если ____________________________________________________________
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
Предлагаем список доступных методов исследования:
Подумать самостоятельно | |
Посмотреть книги о том, что исследуешь | |
Спросить у других людей | |
Познакомиться с кино – и телефильмами по теме твоего исследования | |
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. | |
Понаблюдать | |
Провести эксперимент |
Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы).
Подумать самостоятельно |
С этого надо начинать любую исследовательскую работу.
Задай себе вопросы:
¯ Что я знаю об этом?
¯ Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
¯ Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Почему море солёное?
¯ Доброе чудовище выделяет соль…
¯ В сказке – от слёз русалочки…
¯ Маша рассказала, когда грузили соль на судно, то уронили большой ящик с солью …
Запиши свои ответы _____________________________________________________
_______
_______
Посмотреть книги о том, что исследуешь |
Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
____________
______________________________________________________
Спросить у других людей |
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно разделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши информацию, полученную от других людей.
_________________________________________________________________________________________
Познакомиться с кино – и телефильмами по теме твоего исследования |
Мы знаем, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные.
Они настоящий клад для исследователя.
Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.) Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.
__________________________________________________________________________________
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. |
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер _____________________________
____________________________________________________________________
Понаблюдать |
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.
Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.
Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
__________________________________________________________________________________
Провести эксперимент |
Эксперимент (от латинского experimentum) – это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.
Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовка к защите исследовательской работы.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2.Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
5.Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6.Сделать выводы и умозаключения.
7.Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8.Подготовить текст сообщения.
9.Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10.Приготовиться к ответам на вопросы.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.
Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий:
s Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.
s Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?
s Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
s Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.
s Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой…