Как представлять друг другу участников
От того, какое впечатление составят друг о друге участники, во многом зависит успех тренинга. Вот несколько советов, как правильно познакомить участников.
1. Форма представления участников зависит от продолжительности тренинга. Например, если речь идет о пятидневном тренинге, знакомству участников стоит уделить повышенное внимание; но если тренинг займет полдня, процедура знакомства будет короткой.
2. Попросите участников по очереди рассказать о себе в духе «кто я и во что я верю». Это позволит им коснуться своего образования, жизненного опыта и выразить свою точку зрения относительно темы тренинга.
3. Разделите участников на пары. Пусть один из партнеров расскажет о себе другому, и наоборот. Затем попросите каждого дать краткую личностную характеристику партнера на основании его рассказа. Этот метод позволит узнать аудитории о достижениях человека, о которых он сам постеснялся бы рассказать
4. Разработайте готовую форму и попросите участников заполнить ее. Форма может включать такие графы, как образование, принципы, профессиональная деятельность и т. д. Затем повесьте заполненные формы на стену.
5. «Больше всего мне нравится...» (или «Больше всего мне не нравится...», или то и другое). Попросите всех участников закончить эту фразу и добавить несколько слов о себе в контексте того, что они сказали.
6. «Что я больше всего хочу получить от этого курса и почему». Ответив на этот вопрос, участники выскажут свои личные ожидания и, скорее всего, объяснят, какие обстоятельства их вызвали.
7. «Четыре одинаковых ответа». Раздайте всем список, содержащий разные варианты хобби, интересов, убеждений и жизненных ценностей. Попросите участников подчеркнуть шесть пунктов, с которыми они наиболее согласны, затем сравнить ответы и найти «единомышленников» (когда совпало не менее четырех вариантов). Это поспособствует сближению «родственных душ» в самом начале курса.
8. Устройте «поиск сокровищ». Например, можно составить список вопросов и попросить участников по очереди найти в аудитории, например:
• всех, у кого одинаковый цвет глаз;
• у кого синий -любимый цвет;
• кто любит спагетти;
• у кого розы - любимый цветок;
• кто бы хотел провести отпуск на Карибских островах;
• кому нравится петь в ванной;
• у кого есть кошка;
• кому нравятся загородные прогулки;
• кто любит обсуждать прочитанные книги.
Каждый «найденный» записывает свое имя напротив соответствующего вопроса.
9. Рисуем плакат. Разделите участников на пары и предложите рассказать друг другу о своих жизненных принципах (может быть, о чем-то еще, чем бы они не хотели бы делиться со всей группой). Затем попросите их вместе нарисовать плакат, символически изображающий ту информацию, которой они поделились. Пусть остальные участники попробуют угадать, кого изображает та или иная часть рисунка.
10. Сделайте несколько моментальных фотографий. Возьмите «поляроид» и сфотографируйте всех участников (разумеется, с их разрешения). Повесьте на стену большой лист белой бумаги и прикрепите к нему фотографии. Затем попросите каждого из присутствующих определить по фотографии по крайней мере одно положительное качество хотя бы одного человека и записать рядом с фотографией. На следующих занятиях попросите участников расширить список положительных черт (об отрицательных писать не надо).
Ожидания участников
Мы, тренеры, иногда чувствуем, что должны дать участникам то, в чем, как мы знаем, они нуждаются. Но обычно мы все же не делаем этого, прежде чем не выясним, чего хотят участники, и стараемся найти компромисс тому, чего они хотят, и тому, в чем они нуждаются.
1. Огласите предполагаемый план занятий. Сообщите, каких результатов вы предполагаете добиться к концу тренинга, и добавьте несколько слов относительно того, каким образом будут достигаться эти результаты. Однако пусть участники знают, что этот план достаточно гибкий и вы готовы принять к сведению все пожелания и предложения.
2. Задайте каждому участнику вопрос: «Что вы лично хотите вынести для себя из этой программы?» Дайте им время подумать и попросите, чтобы ответ не давался вслух: те, кто ответит первыми, могут сбить с мысли остальных. Лучше попросите участников ответить письменно. Можно раздать каждому участнику по целлулоидной пластинке (достаточно, если она будет размером в 1/4 листа формата А4). Пусть каждый человек подпишется (это поможет вам запомнить, кто чего хочет).
3. Если необходимо, можно разделить участников на небольшие группы и предложить им сформулировать и высказать «ожидания группы». Такой прием полезен, если среди участников есть несколько человек, которые сами толком не знают, чего хотят, или если группа слишком велика (больше 24 человек) и у вас нет времени выслушивать каждого в отдельности.
4. Обсудите ожидания все вместе. По одной вставляйте пластинки с записями участников в проектор. Каждый раз предлагайте участнику прокомментировать или дополнить пожелания, которые он написал. Когда человек видит на экране слова, написанные его почерком, он чувствует, что его мнение имеет определенный вес.
5. Проецируйте записи участников на экран в случайном порядке.
Это лучше, чем показывать слайды в том же порядке, в котором сидят в аудитории участники. Так вы сможете держать людей в напряжении, по крайней мере, до тех пор, пока они не увидят на экране свои слова.
6. Если участники еще незнакомы, в это время они могут коротко представиться. Это может быть вдвойне полезно: вы познакомите участников и сбережете время, которое иначе пришлось бы тратить на отдельную процедуру знакомства. Вы можете установить временные ограничения для выступлений участников, просто вынимая пластину из проектора и вставляя следующую.
7. Ваш комментарий на пожелания участников должен быть кратким. Например, лучше сказать: «Да, конечно, мы рассмотрим чуть позже на сегодняшнем занятии», чем пускаться в долгие объяснения, почему вы не собираетесь подробно останавливаться именно на этом пожелании
8. Не убирайте пластины с записями ожиданий участников после того, как вы их обсудили. Вы можете, например, слегка смазать таблички клеящим карандашом и повесить их на демонстрационную доску. Это покажет участникам, что вы воспринимаете их желания серьезно.
9. На разных этапах тренинга периодически возвращайтесь к отдельным предложениям. Планируя занятие, всегда принимайте в расчет ожидания участников — дайте им понять, что их предложения действительно имеют ценность.
10. Перед окончанием тренинга снова вернитесь к пожеланиям участников. Если вы не намертво приклеили таблички к доске, вы можете снять их, снова вставить в проектор и спросить участников, удовлетворены ли они.