Раздел 2. Правовое регулирование отношений в области средств массовой информации и глобальных телематических сетей

Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации. Правовая основа подотрасли права массовой информации (медиаправа) заложена в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу массовой информации и запрет цензуры.

Анализируя основные цели правового регулирования информационных отношений в области средств массовой информации (свобода СМИ; их независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, от коммерческих структур и финансовых олигархий; достоверность и объективность массовой информации; недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, недопустимость распространения вредной и опасной для личности и общества информации), следует раскрыть содержание принципа свободы массовой информации как необходимой составляющей общего принципа свободы информации и объяснить, что законодатель понимает под злоупотреблением свободой массовой информации.

Рассматривая основные субъекты информационных правоотношений в сфере массовой информации, следует дать определение и уточнить правовой статус редакции СМИ (ст. 2, 6, 17, 19, 39), главного редактора (ст. 2, ст. 19, ст. 26) , журналиста (ст. 2, 47 – 52), издателя (ст. 2, ст. 21), учредителя (ст. 7, ст. 16, ст. 17, ст. 18) и распространителя (ст. 2, ст. 22)[52].

Следует раскрыть особенности деятельности субъектов информационных правоотношений в системе СМИ и возникающих при этом отношений (распространение массовой информации; отношения СМИ с гражданами и организациями; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации). Особо следует остановиться на вопросах освещения средствами массовой информации деятельности органов государственной власти и опубликования нормативных правовых актов.

Для освещения вопросов распространения рекламы в СМИ следует проанализировать положения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Кроме того, следует уяснить, какая уголовная, административная и гражданская ответственность установлена за нарушение законодательства о СМИ. За распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, законодательством установлена гражданская (ст. 152 ГК РФ) и уголовная ответственность.

Ответственность за ущемление свободы массовой информации содержится в нормах, касающихся:

· воспрепятствования законодательной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов (ст. 144 УК РФ);

· не предоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ);

· сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ);

· воспрепятствования осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установления незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (ст. 13.6 КоАП РФ).

Ответственность за злоупотребление свободой массовойинформации содержится в нормах Федеральных законов «О средствах массовой информации», «О рекламе», в ст. 56 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», в ст. 64 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,. Злоупотребление свободой массовой информации имеет место тогда, когда в отношении распространения массовой информации и действий, необходимых для осуществления распространения, нарушаются чьи-либо права и законные интересы, будь то гражданин, юридическое лицо или публичное образование.

Следует проанализировать положения об административной ответственности, предусмотренной за различные виды злоупотреблений СМИ:

· изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12 КоАП РФ);

· непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);

· нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

· пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);

· нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ);

· сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ);

· нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ);

· разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.11 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за преступления в сфере массовой информации содержатся в нормах, касающихся:

· разглашения сведений, составляющих личную или семейную тайну (ст. 137 УК РФ);

· разглашения сведений о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ст. 311 УК РФ);

· разглашения данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310 УК РФ);

· публичных призывов к развязыванию агрессивной войны (п. 2 ст. 345 УК РФ);

· незаконного распространения порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ);

· нарушения конституционных прав и свобод человека и, главным образом, неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ) вследствие распространения скрытой записи;

· распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с политическими убеждениями (ст. 282, 129, 298, 319 УК РФ).

В законодательстве о СМИ предусмотрена также ответственность за:

· учреждение СМИ через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации обманным путём (ст. 32 Закона о СМИ);

· скрытую уступку лицензии (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ);

· уклонение от повышенного регистрационного сбора, который установлен для СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера (п. 3 ч. 3 ст. 13 Закона о СМИ);

· незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности (ст. 13.21 КоАП РФ);

· предъявление регистрирующим органом при регистрации требований, не предусмотренных в законе (ст. 1069 ГК РФ);

· воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания (ст. 13.16 КоАП РФ), распространение продукции без разрешения на выход в свет (ст. 192 ТК РФ), осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

· осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ);

· нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ);

· нарушение правил распространения рекламы (ст. 14.3 КоАП РФ);

· нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22 КоАП РФ);

· создание искусственных помех, препятствующих уверенному приёму радио- и телепрограмм (ст. 13.18 КоАП РФ).

Правовые проблемы в сфере глобальных телематических сетей. ГТС Интернет и другие глобальные сети («Релком», «Ситек», «Sedab», «Remart» и др.). Правовая характеристика глобальных сетей (неопределённость правового статуса, массовость и географическая распределённость доступа, экстерриториальность и коллективность «сетевого» использования информационных объектов (включая объекты интеллектуальной собственности), размещённых в ГТС, практическая сложность установления нарушителя, нечёткость определения применимой юрисдикции, необязательность регистрации информационных объектов авторских прав и др.).

Понятие «виртуальность» – воображаемое (возможно, для некоторых определённых целей), не существующее в действительности, а созданное лишь человеческой мыслью, либо сымитированное (сэмулированное) – объект, субъект, категория, отношение, действие и др. при помощи других объектов или компьютера.Пример «виртуальной реальности» (воображаемой действительности) – киберпространство, представляющее ноосферу[53], второй мир как «внутри» компьютеров, так и «внутри» телематических сетей.

Основными объектами информационных правоотношений в ГТС являются информационные системы, информационные службы (сервисы), информационные продукты и услуги, информационно-телекоммуникационные технологии, составляющие инфраструктуру ГТС.

Субъектов, действующих в среде ГТС, можно классифицировать на:

- создающих инфраструктуру ГТС и обеспечивающих её расширение и развитие;

- представляющих услуги по пользованию ГТС;

- пользователей ГТС.

Возникновение ГТС привело к появлению немалого количества информационно-правовых проблем в этой сфере. Среди основных правовых проблем регулирования информационных отношений в ГТС Интернет и других глобальных сетях сегодня выделяют защиту интеллектуальных прав, распределение доменных имен, спам, борьбу с киберпреступностью, обеспечение информационной безопасности.

В частности, в инфосфере сети Интернет имеют место многочисленные факты нарушения интеллектуальной собственности,т.е. интеллектуальных (авторских, смежных, изобретательских, патентных и др.) прав, включающих исключительные имущественные права(право коммерческого использования, право на воспроизведение, право отчуждения, право передачи по наследству и др.), личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование, право на неприкосновенность и на защиту произведения и др.) и иные права (право на вознаграждение, право доступа, право следования и др.)на результаты интеллектуальной (включая творческую) деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (лиц, товаров, услуг и др.). Это обусловливает актуальность многоаспектной проблемы их эффективной защиты, включая правовую проблему доказывания нарушения интеллектуальных прав на соответствующие информационные объекты интеллектуальной собственности, размещённые и распространяемые в сети Интернет.

Для решения многих информационно-правовых проблем в инфосфере ГТС требуется изменение российского законодательства. Например, проблема распределения доменных имен, состоящая в возможной регистрации доменного имени, сходного до степени смешения с чужим товарным знаком или фирменным наименованием, нашла свое отражение в поправках к закону РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Актуальной проблемой в инфосфере ГТС Интернет является также правовой запрет спамерской деятельности. Помимо назойливости спам-сообщений, генерируемый ими трафик причиняет реальные убытки как рядовым пользователям почтовых ГТС-сервисов, так и ГТС-провайдерам[54].

Первым законодательным шагом в борьбе с этим, безусловно, вредным явлением стало принятие нового Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, который регулирует распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи (ст. 18).

По общему правилу лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причинённого здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда (п. 2 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

Наиболее эффективными средствами борьбы со спамом на данном историческом этапе следует признать меры административного воздействия на спамеров, предусмотренные в ст. 14.3 КоАП РФ.

Особенностью изучения данного вопроса является практическое знакомство в компьютерном классе студентов с конкретными программными средствами (сетевыми электронными базами данных и знаний, современными системами компьютерной симуляции, информационно-справочными правовыми системами – СПС, сервисами ГТС Интернет и др.) и их использованием для решения юридических задач оперативного поиска, анализа и интерпретации необходимого законодательства.

Наши рекомендации