Правда о печальнике Русской земли. Век ХХI
http://serg-illiev.livejournal.com/7254.html
Личность церковного барда, «Романа сладкопевца» современности, иеромонаха Романа (Матюшина) известна всему православному миру. От Балкан до Чукотки. В домах верующих людей, в церковных лавках уже много лет можно встретить сборники его стихов, аудиозаписи песен. Жизнь великих всегда окружена дымкой тайны. И вот, без малого почти десять лет о судьбе этого замечательного священника и поэта ходят самые нелепые слухи. То якобы он погиб в автокатастрофе, то вроде бы как тяжело болен, и не может не только петь, но и говорить. Из недавних вычитанных мною в интернете баек я узнал, что отец Роман ушёл в затвор. Проживает где-то в глухом скиту среди псковских болотистых лесов и с 2003 года принял всего-то трёх (!) человек.
Мысль встретится с этим замечательным представителем современной русской поэзии, у меня зрела ещё в студенческие годы. Потом закрутили дела-заботы, но особо не напрягался. Тогда точно знал, что о. Роман насельник Псково-Печерского монастыря и попасть туда в случае чего не сложно. Но… Как порой бывает: откладываешь-откладываешь интересную встречу, а когда решился наконец – «абонент уже вне зоны доступа». Причём порой совершенно необратимо. Так и зимой 2004 года в этом замечательном монастыре вместо встречи с знаменитым батюшкой удалось только диски его послушать. Исчез наш сладкопевец в неизвестном направлении. В обители точно никто ничего сказать не мог (а может, не благословлялось говорить), и уехал я не солоно хлебавши. Время шло, и, чем дальше тем слухи просачивались самые неутешительные. Одни противоречивее другого. Всё! Решил больше не откладывать. Рюкзак у меня по многолетней привычке всегда в боевой готовности, и вот они – глухие, партизанские леса коренной русской земли. Плывёт над рекой Великой задумчиво-строгий Троицкий собор, крепко стоят вековые, чем-то напоминающие уютные русские печки белые псковские церкви. Наверное, своей основательной домовитостью и уютом, что и печи в ладных избах. От них тепло и снаружи и тем паче, внутри. Сколько хожено-перехожено в самые разные храмы Пскова, везде встречал лишь участие и радушие к путешественнику. Стыдно в этом отношении за родную Пензу, у нас кое-где могут так нахамить человеку… Да Бог судья этим людям.
Из интернета узнал, что живёт сейчас иеромонах Роман в скиту Ветрово, Гдовского района Псковской области. Трасса на город Гдов мне знакома, но вот ё-моё, местечко Ветрово не найти ни с помощью карты – «двувёрстки», ни даже… спутниковым навигатором! Нет такого, хоть тресни! Как ни старались помочь парни таксисты, так ничего и не нашли. Помогли другие отзывчивые псковичи. Выяснилось, что направление я выбрал правильное, Ветрово на карте и не будет, а нужна мне деревенька Боровик. Там дворов 20 и храм, местный батюшка дорогу покажет дальше. Дорога туда в самом деле отличная, и более того её даже регулярно чистят дорожники. Здесь местные жители без труда указали на крепкую избу игумена Фелагрия, настоятеля местного храма. Игумен оказался не только радушным хлебосолом, отличным мужиком и изобретателем на все руки. На приходе у него трактор, сельхозорудия, корова куры, козы. Срубовой дом, всегда готовый принять гостей он строил своими руками. Сам любитель вырезать из дерева разные «малые архитектурные формы» я с завистью ученика к мастеру рассматривал дверные ручки, сделанные из корней. А игумен Фелагрий тем временем расчищал во дворе снег на тракторе.
– «Вы тут как фермер устроились!», – кричу ему с высокого крыльца.
– «Жизнь заставит, как космонавт устроишься», весело острит он. Закончив работу, игумен пригласил меня к столу. – «А к отцу Роману идти не стоит», – огорошил он меня. Я рта не успел раскрыть для вопроса. Может, думаю и правда в настоящем затворе? Оказалось, через полчаса отец Роман сам из скита придёт в гости к игумену. – «Дождётесь его, потрапезничаем, а там вместе и пойдёте с ним по проложенной им тропе». – Что тут было говорить?! Конечно, я с радостью принимаю приглашение. Оговорюсь: в скит о. Романа путь во время навигации возможен только на лодке, а зимой на лыжах по льду или пешком через лесное болото. Боже, я всегда любил такие шкерные места, куда как в доброй советской песне «только самолётом можно долететь». Меньше суеты – больше благодати. И верно поступил отец Роман, что выбрал эту заповедную глушь, устроив скит на бывшем кордоне лесника. Вскоре появился и сам хозяин тайги. Вышел со станковым рюкзаком и посохом.
Такой известный человек, а меня благословил как родного, по-братски обнялись троекратно. Общий язык нашли довольно быстро. За трапезой игумен хотел «подогреть» уставшего путника коньяком – подарок гостей из Питера, но иеромонах Роман пронзительно посмотрев на меня, произнёс: – «Сергию не надо». После сытного обеда приготовленного гостившими у игумена Фелагрия семьями, отправились вдвоём по болотной тропе.
Свой рюкзак я оставил в Боровике, захватив только камеру. Утром в Псков пойдёт машина, и меня договорились отправить с ней. Поначалу отец Роман уговаривал меня остаться до пятого марта, но – выборы президента, народному избраннику надо быть начеку. Он понял и благословил. Власть на Руси всегда понималась как служение, а не источник личного обогащения. Иеромонах Роман большой патриот и печальник земли русской. Сколько песен его согревали мне многие годы сердце, и вот теперь я иду в его тихий скит, на километры отрезанный от мира. Подумать только, так голова кругом! Пока шли о. Роман вспоминал свои студенческие годы в университете Элисты, как пытались его сломить психушкой, чтобы не дать поступить в семинарию. Так и дорога незаметно прошла, хотя местами снег по пояс и кочки. Чтобы ранними зимними сумерками не сбиться с пути, к деревьям, через определённое расстояние привязаны сигнальные вешки. Был случай, отец Роман плутал зимой до Боровика аж восемь часов. Рядом выли волки, но с молитвой и Божией помощью выбрался. Хотя честно признался без пафоса, думал уже всё… Вспотел, мороз сильный, да и волков полно.
Перешли Черную речку, показалась главка деревянного скитского храма.
Всё построено крепко с помощью верных помощников и своими руками. На Голгофе храма стоит большое деревянное Распятие.
Его вырезал о. Роману знакомый уголовник, мотавший срок за грабёж. Было время, о. Роман окормлял зону под Питером. Там и познакомился с талантливым резчиком из неволи. Вспомнив одну из интернет-баек, я спросил: – Правд ли что однажды в скит забрели беглые зеки?» – В нескольких десятках километров отсюда, в посёлке Серёдка находится зона строго режима. Отец Роман многозначительно посмотрел на меня, потом тихо сказал: – «И они тоже люди». – Иконы скитского храма написаны тоже о. Романом. Скоро кстати на ТВ должен появиться фильм и об этом его творчестве. Не берёт гитару в руки наш сладкопевец теперь, а молится в смирении за Россию, за нас грешных. Сборники стихов периодически выпускаются. В 2010 году вышла книга стихов «Избранное. Пою Богу моему».
Единственная связь с внешним миром сейчас у о. Романа интернет. Я так и не понял, как он умудрился использовать для этого уличную антенну от обычного советского телевизора. Но – главное работает! Именно с этой антенной и связаны слухи о тяжёлой болезни. Её отец Роман в одиночку устанавливал на пятиметровой высоте, на коньке крыши. Чтобы до ближайших вышек сотовой связи дотягивала. Нечаянно сорвался оттуда, задел железную лестницу, сломал восемь рёбер. Долго пришлось и серьёзно лечиться, но опять-таки Бог спас. Везучий он у нас, иеромонах!
Долго мы ещё беседовали за чаем у теплой печи и за компьютером. Переживает он за страну, за ставшую родной псковщину. Кругом совершенно «убитое» производство, у молодёжи нет работы, нет будущего. А самое главное просто засилье бездуховности. Очень переживал по поводу недавней сатанинской выходке феминисток в храме Христа Спасителя. В разговоре о политике коснулись темы прославления Николая II. И тут оказалось, что во взгляде на последнего Российского императора мы с ним солидарны. Буквально отец Роман сказал следующее: – «Да его предали, да очень жалко детей. Но – не надо умиляться. Ведь это он подбирал себе этих генералов, министров, советников. Кто же виноват?» – Совершенно логично. Это всё равно, что генералитет, назначенный И. В. Сталиным, осенью 1941 года сказал бы ему: – «Уходи!»
– По этому поводу и с исполнительницей своих песен Жанной Бичевской общаться перестал. Певица чуть ли не «помешалась» на последнем Царе. Есть даже такое сектантское направление – царебожники. В последнее время песни о. Романа кто только не пытается исполнять, совершенно забывая об их молитвенно-покаянной и патриотической сущности. Даже… исполнительница нечто среднего между шансоном и слезливыми салонными романсиками Елена Ваенга. «Забывая» при этом о соблюдении авторских прав на интеллектуальную собственность. Отец Роман относится к этому с возмущением, но спокойно. Судиться с ними у него нет желания и времени. Просто обидно, когда искажают смысл песни. Вот так и живёт сегодня в молитвенной тишине и спасении души гениальный православный бард, иеромонах Роман. Да чуть не забыл, в скиту Ветрово есть ещё один насельник. Кот Барсик, очень умная зверюга. Когда его настоятель идёт в праздник крестным ходом вокруг храма, Барсик чинно вышагивает рядом, не мешая никому и не отставая.