Методические особенности составления тестов.
Электронные тестовые программы различаются по количеству в них вопросов с различными комбинациям ответов, как правило, формируемым случайным обра- зом из большой подборки их по заданной теме. Широко применяются многовари- антные тематические тесты. Выбор конкретного вида теста обусловлен общей зада- чей для каждого из них – контроль знаний по дисциплине, по отдельной теме, про- межуточный контроль усвоения части изучаемой темы и т.д.
Возможны вопросы с вариантами ответов, где число правильных ответов мо- жет быть больше одного. В любом случае, основой тестового контроля является ли- бо выбор правильного ответа, либо краткое формулирование ответа. Следовательно, компьютерное тестирование кроме основной функции контроля и обучения ориен- тирует обучающегося на запоминание, на развитие памяти.
В законченной системе тестирования должен быть модуль аналитической об- работки полученных результатов тестирования, который позволяет предоставлять статистику результатов по каждому тестовому заданию (количество предъявленных и правильных ответов). На основе анализа этих данных (с возможностью вывода на печать) принимается решение о дальнейшем совершенствовании тестовых заданий.
Модуль регистрации тестируемых (№ группы, Фамилия, в многовариантных тестах - № варианта, время начала и конца работы с тестом) обеспечивает объектив- ность полученных данных и возможность вывода на печать итогов тестирования.
При разработке «авторского» теста следует использовать опыт применения обычных и электронных тестовых материалов, размещённых на сайтах в Интернете. Там существуют сайты по обмену опытом об использовании различных методов те- стирования, обучающихся преподавателями различных дисциплин. В частности, до- ступными являются готовые бесплатные программы тестирования с возможностью их настройки на любую тематику изучаемых дисциплин. Рекомендуется познако- миться с одной из таких доступных программ (см. гиперссылку) My Test, позволя- ющую использовать не только обширный набор готовых тестов, но и создавать свои тесты с использованием специального редактора. Всем преподавателям будет инте- ресно посетить сайт Сеть твор чески х учи телей .
Следует отметить, что тестирование не может заменить живой беседы обучае- мого с преподавателем. Поэтому тестирование должно разумно сочетаться с тради- ционными методиками преподавания. Тестирование применяется как первый этап зачёта или экзамена, по результатам которого осуществляется допуск ко второму – практическому этапу, который включает в себя решение задач, выполнение лабора- торных и практических работ, с целью проверки способностей, обучающихся при- менять полученные знания на практике. Итоговая оценка выводится по результатам этих двух этапов.
Практика тестовых разработок, особенности их комплексного
Использования.
Для проверки знаний, обучающихся возможно, в ряде случаев даже удобней, использовать многовариантные (и одновариантные) тесты на бумажных носителях. Их использование позволяет на определённых этапах и в конце изучения лекцион- ного материала по заданной теме эффективно проводить контроль его усвоения обучающимися. Недостаток этого метода - большие затраты времени на проверку и
оценку результатов в больших группах обучающихся, а также ограниченность со- держательной части тестов.
Использование для проведения лекций по всем заданным темам изучения дис- циплин «Информатика и ИКТ», «Информационные системы и технологии» презен- таций, созданных с помощью PowerPoint, открыло дополнительные возможности обучения и контроля по усвоению материала обучающимися. Гиперссылки для вы- хода на тематические сайты в Интернет, набор контрольных вопросов и практиче- ских заданий с динамическим их выполнением и с привлечением к ответам большо- го количества обучающихся «самое доступное» средство создания элементов тесто- вого контроля. Конечно затраты времени на разработку хорошей презентации зна- чительны, но они «окупаются» в дальнейшей практической работе. Основной недо- статок - каждая презентация «заточена» под одну тему и не может быть универсаль- ным средством для перенастройки её содержания на другую тематику. Затруднены анализ индивидуальных результатов и их обобщение.
Тесты в Excel имеют различный уровень трудозатрат на их создание и соот- ветственно решают различные задачи от контроля за степенью подготовки до интер- активного самообразования обучающихся. Это могут быть как простые электронные кроссворды, так и многовариантные тесты, используемые как средство обучения и тестирования. Последние позволяют проводить автоматический независимый от преподавателя контроль знаний с выставлением соответствующих оценок, ведением протоколов результатов тестирования. В настройках таких тестов обязательно должна быть возможность изменения критериев оценки результатов с учётом уров- ня подготовки в группах НПО и СПО. В настоящее время особенно эффективно применяются интерактивные тесты с элементами обучения («работы над ошибка- ми»). В них кроме повторного анализа ошибочных ответов допускаются гиперссыл- ки на тематические материалы по заданной тематике в Интернете, позволяющие обучающимися самостоятельно выбирать правильные ответы на поставленные в те- стах вопросы.
Самые широкие возможности в разработке тестов открывает преподавателям (как правило, это преподаватели информатики) знание и умение писать программы тестирования на одном из языков программирования.
В результате практики проведения различных способов тестирования автором данных рекомендаций разработаны два вида «универсальных» электронных тестов: многовариантные (4 варианта на 25-30 вопросов каждый) и одновариантные с выбо- ром случайным образом из набора вопросов в базе данных – количество возможных вопросов неограниченно (оптимально не менее 125-150 вопросов).
Универсальность этих тестов состоит в том, что они представляют настраива- емые преподавателями шаблоны на любую тему из изучаемых в колледже дисци- плин. Отличительной чертой тестов является недоступность для просмотра и иска- жения базы данных с вопросами и ответами на них обучающимися, а также полная защищённость результатов тестирования (оценки выставляются автоматически про- граммным путём) от вмешательства извне.
Шаблоны тестов написаны в табличном процессоре Microsoft Excel (с исполь- зованием макросов на языке программирования VBA), что, на мой взгляд, позволяет их использовать преподавателями с минимальной компьютерной подготовкой.
Каждый тип шаблона позволяет проводить настройку на варианты «жёсткого» контроля ответов или интерактивного обучения с анализом допущенных ошибок и возможностью повторного их исправления. В обоих вариантах при настройке тестов имеется возможность, в целях самообразования обучающихся, сделать гиперссылки на тематические разделы в Интернете. Прочтение излагаемого в ссылках материала помогает обучающимся сделать правильный выбор в ответе на предложенный во- прос.
Порядок работы с тестами изложен в Приложениях.
Заключение
Технологии компьютерного тестирования (особенно интерактивного) обучаю- щихся с гибким их совмещением с другими средствами контроля и организации обу- чения должны стать действенным инструментом в повышении качества образователь- ных услуг.
Приложение 1
Инструкция по первичной настройке тестов Одновариантный тест со случайным выбором вопросов.
ний.
рис. 1 Форма для запуска одновариантного теста
Номер группы и Фамилия тестируемого комментариев не требуют.
Кнопка «Отчёт по проверке знаний» выводит экран с результатами последних тестирова-
рис. 2 Отчёт по итогам проведённых тестов. Лист Отчет.
Кнопка «Анализ качества тестов» приводит статистику ответов на вопросы базы данных.
Статистика позволяет оценить качество каждого вопроса в базе данных теста путём сравнения отношения правильных отве- тов к их общему числу. Например, правильные ответы на 16-й во- прос наблюдались только в 48% от общего количества попадания его в состав теста.
Как видно из таблицы, следует обратить внимание на по- становку вопросов №№ 5, 7, 10 и 11. По первым трём процент правильных ответов достаточно низкий. Вопрос №10 видимо слишком лёгкий в своей постановке.
рис. 3 «Анализ качества тестов». Лист Анализ
рис. 4 Сформированный автоматически лист с вопросами теста
Основной лист теста (рис.4) формируется автоматически. Вопросы для теста выбираются генератором случайных чисел из общей базы, состоящей из набора различных вопросов по задан- ной теме. Поэтому при каждом новом запуске теста он заполняется в основном новым набором вопросов. Чем больше общая база вопросов, тем меньше вероятность повторного появления от- дельных из них при новом запуске теста. Предлагаемый шаблон теста рассчитан на автоматиче- ское формирование тестового задания на 25 вопросов. Предполагается, что база данных будет со- стоять из 125-130 вопросов (меньший объём допустим, но частота повторения отдельных вопросов при каждом новом запуске теста увеличится).
При формировании ответов обучающиеся просто выбирают номер правильного ответа из диапазона от 1 до 4.
Справа для демонстрации случайного выбора вопросов приведены их номера из базы дан- ных (рис. 7).
Оценка за тест выставляется автоматически (рис. 5) в соответствии с настройками установ- ленными преподавателем.
рис. 5
Настройка теста
В составе файла теста (книги на языке Excel) 4 служебных листа:
рис. 6
Во всех служебных листах информационная часть скрыта от просмотра, а сами листы за- щищены паролём преподавателя.
Листы «Анализ» и «Оотчёт»формируются автоматически и не требуют дополни- тельной настройки (закрыт доступ).
Лист «База»(рис. 7) содержит базу – таблицу с набором вопросов, которую заполняет преподаватель по своей дисциплине.
В колонках таблицы:
1 – порядковый номер вопроса 2 - сам вопрос
3 – 6 – предлагаемые варианты ответов
7 – номер (одного из четырёх представленных в колонках 3-6) правильного ответа
В. Дурягин. Методические рекомендации по проведению интерактивного тестирования в организации обучения с использованием ИКТ
рис. 7 Фрагмент базы вопросов
Лист 1 (рис.8) – Основа для настроек теста (верхняя часть листа).
Оценка за каждый ответ на вопрос формируется путём сравнения номеров правильного от- вета с ответом студента.
Если в итоговой колонке результата стоит значение отличное от 0, то значит при ответе на задан- ный вопрос допущена ошибка.
Эта таблица формируется автоматически(программным путём). Нижняя таблица содержит ручные настройки преподавателя:
Ø Время задержки повторного запуска теста (мин.)
Ø Критерии оценок по результатам тестирования - коэффициенты учитывающие соотноше- ние количества правильных ответов к их общему числу.
Если тест носит интерактивное назначение (с элементами обучения и\или самостоятельного поиска способов правильного ответа (исправления ошибки), то допускается повторный просмотр результатов тестирования. «ДА» в раскрывающемся списке «Разрешить дополнительную попытку просмотра и исправления допущенных ошибок», даёт возможность однократного самостоятель- ногоанализа допущенных ошибок обучающимися для их исправления (см. рис. 10). Допущенные ошибки «подсвечены» красным цветом на жёлтом фоне.
рис. 9 Выделение ошибок в итогах по тесту
рис. 10 Интерактивный режим работы с тестом
В интерактивном режиме работы с тестом есть возможность сделать гиперс- сылкина тематические разделы сайтов в Интернете.
Обучающиеся, осуществив переход по ссылке (рис. 11), могут ознакомиться с
теоретическим материалом по теме и получить, таким образом, помощь при выборе правильного ответа на поставленный вопрос.
Гиперссылки
рис. 81 Гиперссылки на тематические разделы сайтов для поиска правильного ответа
рис. 12 Нижняя часть листа 1 с инструкцией по настройке теста.
Так и м образ ом, д ля работ ы с т ест ом п р еп од ават ельз ап олн яет б аз у дан н ых с воп росами
п о своей ди сц ип лин е и з адаёт к ри тери и оп ределен и я оц ен ок п о рез уль татам работ ы с н и м (рис. 8).
Оц ен к и з а рез уль таты т ести рован и я выставляю тся автомати ческ и в со ответстви и с общи ми
н астрой к ами теста.
Шаблон для Многовариантного теста
Тест рассчитан на четыре варианта заданий. Соответственно в тесте отсутствует база дан- ных с набором вопросов. Листы с заданиями на 25 вопросов каждый (есть возможность увеличе- ния их количества) заполняются преподавателемпо заданной тематике изучаемой дисциплины. Все служебные листы защищены от изменения паролем преподавателя.
рис. 93 Форма запуска для многовариантного те- ста
ко соответствующий этому варианту лист.
Как видно эта форма запуска от- личается от одновариантной (рис. 1), только дополнительным окном для за- дания варианта теста (1-4).
После запуска теста с выбранным вариантом, становится доступным толь-
Кнопка «Отчёт по проверке знаний» выводит аналогичный экран с результатами последних тестирований (см. рис 2 и 18).
Кнопка «Анализ качества тестов» приводит статистику ответов по всем 25 вопросам для каждого варианта (см. рис. 14).
Основной лист теста формируется в зависимости от выбора варианта.
При формировании ответов обучающиеся выбирают номер правильного ответа из возмож- ного диапазона (допускается до 6 вариантов ответа). Все 4 листа по вариантам теста заполняет (готовит) преподавательпо заданной тематике изучаемой дисциплины.
Кроме того, преподаватель может проводить настройки тестапо тем же параметрам, что и в од- новариантном тесте (рис.16).
Ø Время задержки повторного запуска теста (мин.)
Ø Критерии оценок результатов тестирования - коэффициенты учитывающие соотношение количества правильных ответов к их общему числу.
Если тест носит интерактивное назначение (с элементами обучения и\или самостоятельного поиска способов правильного ответа (исправления ошибки), то допускается повторный просмотр результатов тестирования. «ДА» в раскрывающемся списке «Разрешить дополнительную попытку просмотра и исправления допущенных ошибок», даёт возможность однократного самостоятель- ногоанализа допущенных ошибок обучающимися для их исправления (см. рис. 10).
Допущенные в тесте ошибки «подсвечены» красным цветом на жёлтом фоне (рис. 17).
рис. 104 Статистика качества тестов по вариантам
рис. 115 Основной лист теста
рис. 126 Лист 1 с настройками теста и контролем результата для 2 варианта (верхняя часть листа)
рис. 137 Ошибки в ответах теста
рис. 148 Лист "Отчет ". Формируется автоматически.
В интерактивном режиме работы с тестом есть возможность сделать гиперссылкина тема- тические разделы сайтов в Интернете (рис. 11) .
Обучающиеся осуществив переход по ссылке, могут ознакомиться с теоретическим мате- риалом по теме и получить, таким образом, помощь при выборе правильного ответа на поставлен- ный вопрос.
рис. 19 Нижняя часть Листа 1 с инструкцией пользователя
Так и м образ ом, д ля работ ы с т ест ом п р еп од ават ельз ап олн яет 4 вари ан та теста воп роса-
ми п о своей ди сц ип лине и з адаёт к р ит ер ии опр ед елен и я оцен окп о рез уль татам работ ы с н и м
(рис. 16). Оц ен к и з а резул ь таты т ести рован и я выставляю тся автом ати ческ и в соответств и и с об-
щи ми н астройками теста.
Приложение 2