III. Преодоление угроз. Семья и общество в будущем.

Семья — это процесс совместной жизни нескольких — духовно неразрывных — поколений людей, в котором взрослые рождают и воспитывают представителей новых поколений. “Большая советская энциклопедия” (БСЭ), определяет термин «семья» следующим образом:

«СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью."[15]

Таким образом, каждый из членов семьи для других её членов — зеркало, в котором каждый может увидеть какие-то черты себя, и которое отражает ему же то, что он несёт другим.

Кроме того, семья — это качество, а не только некоторое множество. И это качество возникает, начиная с минимального её персонального состава, а именно, семь "я"; и это качество сохраняется, если детей больше, чем один, поскольку в такого рода множестве, с количеством элементов, большем, чем семь,

— семёрка в указанном персональном составе всегда присутствует. При этом каждый ребёнок в семье

— представитель будущего в настоящем, вследствие чего от тех, кто его воспитывает, зависит и характер этого будущего.

Исходя из этого главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспитание людей. Всё остальное в жизни семьи — вторично по отношению к этому.

Дети - это люди из будущего. И какие знания, умения и идеалы мы в них сейчас вложим, такое и будет наше и их будущее.

Таким образом, семья имеет следующую функциональную нагрузку по отношению к обществу:

· воспроизводство последующих поколений людей;

· обеспечение безопасности в самом широком смысле этого слова, как по отношению к каждому члену семьи персонально, в особенности, подрастающим поколениям, так и по отношению к самой себе как системной целостности, как в масштабе рассмотрения семьи-общественного института, так и каждой семьи как отдельно взятой социальной группы, что требует дальнейшей более детальной расшифровки:

1. Безопасность на уровне мировоззрения и нравственности, формирование целостной и адекватной картины мира и соответствующей нравственности, первичных представлений о добре и зле. Воздействие на ребёнка и всех членов семьи на этом уровне осуществляется через:

◦ народный фольклёр и эпос, сказки, былины и т. п.;

◦ взаимоотношения в семье (количество и "качество" её членов);

◦ идеалы общества;

◦ культуру общества - произведения искусства, театр, кино, литературу и др.

◦ фундаментальную науку;

◦ и др.

Т. е. необходимо воспитывать подрастающие поколения людей в семье так, чтобы они стали гормонично, самостоятельно и творчески мыслящими людьми. Дабы сформировать мировоззрение и нравственность адекватные реальному миру, формировать целостные системные представления о внешнем и внутреннем для человека мире и взаимосвязь этих миров путём общения с природой, знакомства с культурным наследимем предков, сказок, былин, народным фольклёром и т. д. Если вновь сделать ремарку по теме "гибридных воин", то необходимо вспомнить древнюю восточную мудрость, гласящую - "хочешь победить врага - воспитай его детей";

2. Безопасность на уровне понимания направленности и алгоритмики (преемственной последовательности) процессов во времени, хронологической последовательности событий, как в жизни самого индивида, так и в жизни его семьи, социальной группы в плоть до Человечества в целом. Другими словами необходимо изучать исторический опыт прошлых поколений, как можно более глубокой истории нашего Отечества и Человечества в целом. Классики говорили об истории следущее: "Кто не видит вещим оком глуби трёх тысячелетий, тот в невежестве глубоком день за днём живёт на свете" (И. В. Гёте).[4] "Почаще оглядывайся на зады, чтобы избежать в будущем знатных ошибок." (Козьма Прутков)[12];

3. Безопасность на уровне восприятия фактологической информации, разного рода технологий, в том числе и в особенности манипуляции сознанием и коллективным бессознательным больших масс людей, как то: идеологий (политтехнологий), социологических доктрин, религиозных культов и сект, СМИ, в том числе Интернета, вредоносных ("вирусных") программ поведения, привычек, стереотипов, воспринимаемых как "само собой разумеющиеся" в обществе, обосновывающихся отговорками в стиле "так все делают" и т. п. Например употребление алкоголя по праздникам, курение, компьютерные игры, просмотр отнмимающих уйму времени всевозможных «реалити-шоу» и безполезных телесериалов и т. п. Необходимость в более избирательном подходе к «употреблению» в свою психику различной фактологии продиктована в начале 21-го века всё возрастающим объёмом и агрессивным влиянием окружающей человека информационной среды и ведением информационной войны между цивилизацями. Ф. Ницше говорил: «Факты не существует — есть только интерпретации»[11]. Одни и те же факты в различной интерпретации и/или последовательности порождают иную, вплоть до противоположной, картину реально произошедших событий;

4. Безопасность в плане обеспечения потребностей семьи и всех её членов с помощью экономических механизмов. Суть её сводится к тому, что на языке обывателя, можно выразить как: "в каждой семье должен быть достаток". То есть обеспечение экономической безопасности общества и каждой отдельной семьи, которая достигается обеспечением соответствующего экономического климита, относящимся к сфере мкроэкономического регулирования и отнесено в Российской Федерации к компетенции Центрального банка и профильных экономических Министерств Правительства и затруднительно в условиях недостаточного государственного суверенитета.

5. Безопасность здоровья, в том числе и в особенности, здоровья подрастающих поколений, а главное - генетического здоровья. Влияние на подрастающие поколения в этой сфере происходит через:

◦ культуру здорового и трезвого образа жизни;

◦ массовую физическую культуру, в том числе, любительский и "дворовый" спорт, а не профессиональный спорт высоких достижений, приводящий к преждевременному исчерпанию ресурсных возможностей человеческого организма;

◦ устойчивость организма к заболеваниям;

◦ массовую культуру суть которой можно изложить так: "как вообще не болеть и не попадать к врачам", то есть культуру управления своим здоровьем;

◦ культуру питания;

◦ культуру адекватного отношения к алкоголю, табаку, другим наркотикам, в том числе (информационным), ГМО-продуктам, продуктовой химии и т. п.;

◦ культуру взаимоотношения с биосферой — природной средой и понимания того, что человек это неотьемлемая часть природы, что предотвратит загрязнения воды и воздуха, и улучшит состояние экологии в целом, и предупредит выход из под контроля такого зловещего для природы и человека явления как радиация (как действующая, так и угрожающая).

6. Безопасность на уровне индивидуальной и коллективной физической безопасности. Собственные навыки отражения нападений (навыки самообороны). Владение боевыми искусствами, в том числе, разлиыными видами оружия. В каждой семье, наряду со здоровым и трезвым образом жизни, должна воспитываться субкультура боевых единоборств. К государственным структурам, обеспечающим безопасность семьи и всего общества можно отнести: МВД, вооружённые силы, национальную гвардию и др. Так, например, каждый нормальный мужчина, должен быть обучен воинскому мастерству, пройти службу в рядах вооружённых сил своей Родины и защитить её в случае необходимости.

Хочу заметить, что перечни приведённых по каждому уровню безопасности примеров не являются исчерпывающими и при желании и необходимости их можно расширить и детализировать до необходимого уровня.

Таким образом, обеспечение безопасности семьи в широком смысле, описанном выше, и воспитание будущих поколений новых людей, членов общества - синонимы.

Также следует отметить, что чёткого разделения по всем этим уровням безопасноси семьи и общества нет. Так как угрозы семье и обществу комплексные, то и безопасность по отношению к ним необхдимо обеспечивать комплексно по всем перечисленным выше направлениям.

Если семья не выполняет эти возложенные на неё функции воспроизсодства последующих поколений и обеспечения безопасности во всех перечисленных выше смыслах, то она деградирует во всех своих ипостасях, а, соответственно, деградирует и общество.

Достигрув безопасности по всем этим аспектам семья сможет дать будущим и ныне живущим поколениям возможность устойчиво отражать постоянно нарастающее давление внешней среды а, следовательно, основу для развития личностного и общественного потенциала. То есть необходимо не дать реализоваться тому, чего хотел достигнуть бывший министр образования Фурсенко[21] и его хозяева - сделать человека квалифицированным потребителем - а помочь ему вновь стать Человеком-Творцом.

Также очень важно понимать нижеследующее. Воспитание человека — это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и определяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесообразности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное развитие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нравственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропонимания, которые были свойственны прежним поколениям. Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как «социального организма» (т.е . «системной целостности») в процессе исторического развития. Если этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомассы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.

Семья нескольких взрослых поколений — не только средство воспроизводства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте.

Но для того, чтобы семья многих поколений могла осуществлять эту личностно значимую и социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каждому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен.

Иными словами, семья многих поколений - это тип семьи, лежащий в основе бескризисного развития общества.

Как сказано выше, главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспитание людей.

Попутно возникает вопрос: кого мы всё таки воспитываем - ребёнка или Человека?

Если подходить к процессу воспроизводства последующих поколений по аналогии с любыми видами производства, например, промышленного, то мы стновимся перед вопросом: какого Человека, члена общества семья во всех своих общественных ипостасях должна выдавать на выходе своего "производственного" процесса. А следовательно и закономерно стаёт вопрос: какой должна быть сама семья для производства этого Человека и каким тогда должно быть общество, чтобы у семьи были все неободимые ресурсы и открытые способности и возможности для реализации этой цели.

Но такое положение вещей требует иного отношения к семье и её функциональной целесообразности по воспитанию Человека с большой буквы, а это, в свою очередь, требует иных подходов к организации жизни общества:

1. Иной экономической модели и иной хозяйственной деятельности на её основе.

2. Иной биосферно-экологической политики госудрства и иной инфраструктурной и демографической политики на её основе, а следовательно и иной градостроительной парадигмы.

3. Иной системы образования.

4. Иного научно-методологического обеспечения и анализа на его основе состояния тенденций в биосфере и демографии.

5. Всеобщей управленческой граммотности и дееспособности в управленческой деятельности.

6. Иной социальной модели и иной модели мироустройства.

7. Иных нравственности, этики, философии жизни.

8. И, в конечном итоге, иного взгляда на Человека, его роль в мироздании, иной картины Мира.

Но постановка таких задач общегосударственого, а то и глобального масштаба не возможна без участия государственности — системы государственного упрвления.

Наши рекомендации