Требования к содержанию отдельных частей работы
Правила оформления исследовательских работ школьников
Исследовательская работа представляет собой небольшой научный отчет. Ее выполнение требует от школьника не только знаний литературы по теме, но и умения проводить исследования, увязывать вопросы теории с практикой, делать обобщения, выводы, находить области применения полученных результатов.
Написание исследовательской работы осуществляется под руководством научного руководителя. Учащийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки выполнения, определяет необходимую литературу и другие материалы.
Структура исследовательской работы должна способствовать раскрытию избранной темы. Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д.
Исследовательская работа должна быть правильно оформлена.
Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта - кегль 14. Тип шрифта - Times New Roman.
Размеры полей: правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится во внешнем нижнем углу листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится.
В тексте не должно быть сокращенных слов за исключением общепринятых.
Главы основной части работы нумеруются, заголовки глав располагают в середине строки без точки в конце и печатают с заглавной буквы без подчеркивания. Каждую главу следует начинать с новой страницы.
Главы могут делиться на подпункты.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2 отступам.
Исследовательская работа должна включать в себя следующие разделы:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (включает в себя описание теории и практики);
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложение.
Требования к содержанию отдельных частей работы
Титульный лист исследовательской работы является ее первой страницей и заполняется следующим образом.
В верхнем поле листа указывают полное наименование учебного заведения, в котором обучается учащийся – автор работы.
В среднем поле указывается название работы. Название приводится без слова тема и в кавычки не заключается.
Далее ближе к правому краю титульного листа указывают фамилию и имя, класс учащегося, выполнившего работу; фамилию, имя, отчество (полностью) и должность научного руководителя работы.
В нижнем поле листа указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова год).
Образец написания титульного листа работы приводится в приложении 1.
Оглавление помещается в исследовательской работе после титульного листа. В нем приводятся все заголовки работы и номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Слово ОГЛАВЛЕНИЕ можно выделить прописными буквами.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение. Во введении обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач (изучить…, описать…, установить…, вывести… и т.п.), формулируется гипотеза. По объему введение составляет 1 или 2 страницы.
Литературный обзор в исследовательской работе представляет собой краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса. Литературный обзор должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями. Объем литературного обзора не должен превышать 1/3 части всей работы.
Литературный обзор может иметь заголовок, отражающий его конкретное содержание.
Исследование.Здесь подробно описывается методика проведения исследования, процесс получения данных, способ их обработки, а также результаты, полученные в ходе проведенного исследования.
Заключение. Здесь в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований, практическое использование результатов исследования.
Список используемых источников и литературы. В списке литературы приводят библиографическое описание использованных источников (фамилия, имя, отчество автора, заглавие, город и год издания, сведения о количестве страниц). Здесь же указываются Интернет – сайты.
Приложения. В приложения выносят большой по объему дополнительный иллюстративный материал: таблицы, схемы, рисунки, графики, фотографии и т.д. Слово Приложение пишут справа вверху. Если приложений несколько, то их нумеруют. Знак № и точку не ставят. Можно выделить курсивом или прописными буквами. Каждый объект в приложении должен иметь свой заголовок. В тексте работы делаются соответствующие ссылки на приложение (см. приложение 1).
Все таблицы должны быть пронумерованы. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись Таблица с указанием номера таблицы (например, Таблица 1) без значка № перед цифрой и точки после нее. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагаются посередине страницы и пишут прописным шрифтом без точки на конце.
Если таблица в тексте одна, то нумерационный заголовок опускают.
Работу сдавать в папке с файлами.
Устное выступление:
Устное выступление в нескольких фразах раскрывает суть работы. Текст описания работы составляется в свободной форме, может иллюстрироваться любыми средствами. Обычно в этих описаниях отражается:
· мотив выбора темы исследования и значимость исследования для окружающих;
· цель работы и то, какие задачи решал автор;
· гипотезы, которые проверялись;
· как проводилось исследование (какими методами автор пользовался, какие средства были задействованы в его работе);
· что получилось в результате.
Требования к оценке печатной работы и устного выступления учащегося:
1. оформление работы
2.ценность работы
3.качество изложения материала
4.иллюстративное оформление работы
5.умение поддержать дискуссию
1. Оформление работы (5 баллов), (см. страницы 3 – 7)
2. Ценность работы (10 баллов, от 0 до 2-х баллов за каждый пункт)
Настоящий раздел содержит 5 признаков, на основании которых выводится общий балл за научную ценность работы.
(Отсутствие любого из перечисленных признаков снижает указанный общий балл)
1. Работа носит нереферативный характер.
2. Тема исследования достаточно актуальна.
3. В работе присутствуют методы исследования, описание эксперимента.
4. Текст работы построен по строгой логической схеме: введение, обзор современной литературы, цель работы, методика и материалы, собственные данные, анализ собственных данных, выводы, заключение, приложение.
5. Степень соответствия иллюстрированного материала (графиков, таблиц, рисунков и пр.) излагаемым данным.
3. Качество изложения материала (максимально - 5 баллов)
1. Сообщение изложено в устной форме, автор свободно оперирует терминами, обладает ораторскими способностями и грамотной речью, доклад сопровождается синхронной демонстрацией имеющегося иллюстративного материала (презентация не перегружена текстом!) – 5 баллов.
2. Сообщение изложено в устной форме, однако автору недостает свободы в обращении с терминами, ораторских способностей, умения демонстрировать иллюстрации – 4 балла.
3. Сообщение изложено в устной форме, однако автор часто обращается к рукописи работы, иллюстративный материал продемонстрирован неубедительно – 3 балла.
4. Сообщение в основном прочитано по рукописи доклада, автор отрывался от текста только в момент демонстрации таблиц, слайдов и др. – 2 балла.
5. Сообщение полностью прочитано по тексту доклада, иллюстративный материал демонстрируется в конце и сопровождается неубедительными разъяснениями – 1 балл.
6. Сообщение полностью прочитано по тексту, иллюстративный материал не сопровождается пояснениями – 0 баллов.
4. Иллюстративное оформление работы (максимально – 5 баллов)
1. Работа богато иллюстрирована художественно выполненными таблицами, слайдами, демонстрируемыми в логической связи с излагаемым материалом – 5 баллов.
2. Работа проиллюстрирована таблицами, слайдами, выполненными наспех, демонстрация их логически не связана с излагаемым сообщением – 4 балла.
3. Иллюстративного материала слишком много, качество выполнения его невысокое, демонстрация не убедительна. Часть иллюстративного материала не поясняется и не используется – 3 балла.
4. Иллюстративного материала слишком мало, он и выглядит и демонстрируется неубедительно – 2 балла.
5. Иллюстративного материала слишком мало. В ходе изложения материала он не используется – 1 балл.
6. Сообщение не сопровождается демонстрацией – 0 баллов.
5. Умение поддержать дискуссию (максимально – 5 баллов)
1. Докладчик активно участвует в дискуссии, убедительно отвечает на поставленные вопросы, показывает глубокие знания по разрабатываемой теме – 5 баллов.
2. Докладчик активно участвует в дискуссии, однако затрудняется в ответах на некоторые вопросы в связи с недостаточным знанием литературы по данной проблеме – 4 балла.