Выработка критериев уровня мастерства участников
В последнее время о результатах того или иного тренинга все чаще судят по тому, какие новые умения и навыки приобрел его участник к концу учебной программы. Участники вашего тренинга неизбежно зададут себе вопрос, удалось ли им справиться с поставленными тренером задачами и достигли ли они соответствующего уровня мастерства. Вот несколько советов, следуя которым вы поможете участникам тренинга ответить на эти вопросы.
1. Помните, что «знать, как делать» и уметь - это не одно и то же. Знания - это только средство достигнуть желаемого уровня мастерства. Напомните участникам, что одно - знать, как что-либо делать, но совсем другое - уметь сделать это действительно хорошо.
2. Расскажите участникам, каких именно результатов они должны добиться после окончания тренинга. Ясно и четко изложите участникам, какие умения и навыки они смогут приобрести.
3. Приводите конкретные примеры. Лучший способ продемонстрировать участникам, каких результатов они должны добиться, - это на конкретных примерах показать им, чего можно достигнуть по окончании тренинга («Вот что вам будет по силам, когда пройдете всю программу»).
4. Проведите предварительную постановку будущих целей и задач. У каждого из участников наверняка есть свое представление о том, что он должен научиться делать, и свои способы продемонстрировать то, чему он научился.
5. Пусть участники помогут вам применить общие цели тренинга к их личным жизненным обстоятельствам. У нас, тренеров, есть обобщенный взгляд на то, чему должны научиться участники, но они сами должны представлять, как применить полученные навыки в жизни. Это не менее важно, чем постановка целей тренером.
6. Удостоверьтесь, что критерии уровня мастерства реалистичны и измеряемы. Слишком просто превратить поставленные цели в пустое заявление. Не будьте голословным - все задачи должны быть осязаемыми и реалистичными.
7. Используйте формулу «На самом деле это означает...». Часто бывает, что критерии уровня мастерства сформулированы слишком расплывчато. Если вам удастся опереться на реалии, понятные как вам, так и участникам, это будет существенным шагом вперед.
8. Пусть участники сформулируют цели и задачи тренинга своими словами. Это поможет им почувствовать, что они действительно обладают теми умениями и способностями, которые вы пытаетесь в них развить.
9. Измеряйте текущие достижения. Для этого вам следует разработать такие виды заданий и упражнений, результаты которых покажут, насколько успешно (или наоборот) участники тренинга приближаются к достижению цели вашей программы.
10. Составьте представление о субъективной оценке участниками тренинга результатов занятий. Это значит узнать их мнение по вопросам: каких новых умений я добился, выполняя упражнения по программе тренинга, и чего я не могу делать из того, чему я собирался научиться.
17. Заключение «учебного контракта»
Один из способов усилить у участников ощущение, что тренинг совершается ими и для них, - это заключить «учебный контракт». Мы предложим вам несколько советов, как передать тренинг под контроль участников к их собственной пользе.
1. Предоставьте участникам несколько целей на выбор. Затем предложите им провести голосование. Самая важная, с точки зрения участника, цель пусть будет обозначена пятью звездочками, менее важная - четырьмя и так далее. Затем подсчитайте общее количество звездочек, отданных за каждую цель, и расположите цели тренинга исходя из рейтинга важности для участников.
2. Предложите выдвинуть новые цели. Попросите участников сформулировать, каких результатов они планируют добиться в ходе занятий, и выдвинуть дополнительные цели занятия или представить новые цели на замену прежним.
3. Установите основные правила. После того как предполагаемое содержание тренинга утверждено, предложите участникам выработать основные правила проведения тренинга. Когда участники будут разрабатывать эти правила, напомните им, чтобы они определили то, что будут делать они, и то, что будет делать тренер.
4. Пусть каждый участник определит свои собственные цели. Для этого составьте список всех возможных целей и задач, вывесите или напишите его на доске и попросите каждого из участников указать, какие цели ему (или ей) желательно достигнуть, написав свое имя напротив выбранной цели.
5. Спросите участников: «Как вы считаете, какие конкретные действия должен совершать тренер?» Часто очень полезно узнать, что, по мнению участников, должен делать тренер, а что - они сами.
6. Определите критерий успеха. Спросите участников, по какому признаку они собираются определить, достигли они поставленных целей или нет, и что будет критерием успеха.
7. Определите роль каждого из участников. Помогите участникам решить, как они будут работать, чтобы достичь тех целей, которые они сами себе поставили, и что именно каждый из них будет для этого делать. Заодно разработайте критерии успеха. Помогите участникам определить, что будет наглядным свидетельством того, что успех достигнут.
8. Используйте Интернет. Пусть участники обдумают текст сообщения, которое будет помещено в Интернете. В нем будет дано описание содержания тренинга и перечислены конкретные достижения его участников.
9. Нарисуйте картину. Разделите участников на небольшие группы и попросите их нарисовать картину, которая должна изображать сцену окончания тренинга. Дайте каждой из групп примерно минуту времени, чтобы они могли растолковать остальным содержание картины.
10. Поиграйте в «письмо-гармошку». Разделите участников на маленькие группы и дайте каждой группе лист бумаги. Теперь участник №1 из каждой группы должен написать, какими достижениями после окончания тренинга он хотел бы похвалиться перед своим начальником. Затем согните лист так, чтобы не было видно написанного, и передайте следующему члену группы. Потом разверните «гармошку» и повесьте ее на доску или попросите одного из участников зачитать все, что там написано. Периодически возвращайтесь к письму в течение тренинга и спрашивайте, не хочет ли кто-нибудь из участников что-нибудь изменить или добавить. Предложите им пересказать содержание «письма» своим настоящим начальникам.
Мозговой штурм
Мозговой штурм позволяет быстро генерировать множество идей безотносительно того, насколько ценной является та или иная мысль. Мы посоветуем вам, как провести мозговой штурм так, чтобы он был максимально продуктивным.
1. Сразу заявите, что приветствуются все идеи. Один из главных принципов мозгового штурма - «свобода мысли». На ранней стадии не должно быть ни замечаний, ни критики.
2. Разрешите «пропускать ход». Очень важно, чтобы каждый участник не чувствовал себя выпавшим из процесса, если в данную минуту ему нечего предложить.
3. Попросите участников записывать свои идеи на клейких листах бумаги. Потом эти листы можно будет прикрепить на доску (или на стену) в любом порядке и менять порядок по мере того, как начинает вырисовываться общее направление мыслей.
4. Если вы проводите мозговой штурм, всегда используйте проектор. Его преимущество в том, что записи идей участников, написанные их собственными словами и почерком, проецируются на экран, где их могут видеть все присутствующие. Таким образом вы сможете сэкономить время, которое в противном случае потратили бы на записи идей на доске.
5. Иногда во время мозгового штурма можно объединить участников в группы. Это особенно полезно в тех случаях, когда вы знаете, что некоторые участники разбираются в рассматриваемой области хуже, чем другие, и им нечего предложить. Затем работающие в группах должны расположить идеи по степени важности.
6. Продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идеи не перестанут появляться. Иногда вы можете почувствовать, что все полезные мысли уже прозвучали, но тем не менее лучше дать высказаться каждому. Благодаря этому все участники ощутят, что вносят свой вклад в проведение тренинга, и будут рассматривать результат как личное достижение.
7. Выясните, какие из высказанных идей более или менее важны с точки зрения участников. Например, пронумеруйте наиболее существенные идеи от 1 до 12 и попросите каждого из участников назвать шесть самых важных для него идей. Затем подсчитайте результаты «голосования».
8. Приветствуйте новые идеи. После окончания мозгового штурма участникам могут прийти на ум еще какие-нибудь интересные мысли.
9. Задайте вопрос: -«Каким образом нам следует рассматривать эту идею?» (о каждой по очереди). Пусть ваш тренинг будет соотнесен с каждым пунктом повестки, которую выработали участники - это поможет им ощутить, что ход тренинг действительно во многом зависит от них самих.
10. Пусть результаты мозгового штурма будут всегда на виду. Например, прикрепите их на флипчарт или на стену. Продемонстрируйте, что все идеи имеют важное значение - например, периодически возвращайтесь к ним во время занятий. Помните, что добавить новые идеи никогда не поздно.