Электронный магазин (аукцион)
Введение
Любой проект начинается с идеи. Не исключение - и интернет-проекты. Но зачастую, когда речь заходит о разработке веб-сайта, на практике идейная сторона дела остается в тени. В первую очередь, речь начинает вестись исключительно о дизайнерском или технических решениях. При этом собственно концептуальная составляющая либо крайне слабо проработана, либо не фигурирует в рассуждениях вовсе.
Концепция, или концепт, (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения. Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
Поэтому, прежде чем начать говорить исключительно о технологичных сторонах создания и продвижения веб-проекта, следует обратить внимание на ту базу, на которую, собственно говоря, и будут ложиться все эти детали. На основную мысль и
Идеологию, лежащие в основе будущего дела, на структуру проекта, вырастающую из идеи и необходимую для ее реализации.
Веб
Всемирная паутина (англ. World Wide Web) - глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре интернета и протоколе передачи данных HTTP. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web) и аббревиатуру "WWW".
Понятие сети
Интернет - это глобальная информационная сеть, части которой взаимосвязаны друг с другом. В любой из сегментов сети входят, в свою очередь, отдельные компьютеры. Для того, чтобы вся эта система работала, существует единое адресное пространство, основанное на протоколе передачи данных TCP/IP. Это единый стандарт, позволяющий всем компьютерам, входящим в сеть, а, следовательно, и всем пользователям интернета, обмениваться между собой информацией.
Основным отличием информации, представленной в интернете, от той, которая может находиться на бумажных или других электронных носителях, это ее существование в гиперсреде. Технология представления любых видов информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом посредством гипертекстовых технологий, позволяет связать в сети между собой практически всю информацию, где бы физически она не находилась. Разветвленная система гиперссылок позволяет увеличивать степень доступности этой информации, и формирует совершенно отличные от прежних способы и методы работы с информацией. Отсюда такое значение начинает иметь именно отбор и структурирование информации, вписывание ее в общий контекст информационного сетевого пространства посредством создания различных тематических веб-проектов. Идеология сети в данное время выделяется как отдельное понятие.
На сегодняшний день, интернет - один из важнейших инструментов информационного общества, который помогает решать коммуникативные задачи самого разного плана.
Понятие веб-сайта
Информационные технологии развиваются и меняются ежедневно. Поэтому дать максимально точное определение тому, что же такое веб-сайт, практически невозможно. Первые определения, которые появились в сети и прочно обосновались на данный момент практически во всех более-менее официальных интернет-словарях (например, Глоссарий.Ру) звучат примерно так:
Веб-сайт - это совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере.
Есть и другое: веб-сайт - это набор документов в формате HTML, графических файлов, мультимедийных данных, программ связанных между собой по смыслу и ссылочно, доступных по протоколу HTTP.
Но в силу ряда уже успевших произойти изменений, оба эти определения уже можно считать устаревшими. Более близким к истине, и отражающим суть понятия, является определение, данное Хартией оптимизаторов:
Сайт (ресурс) - совокупность информации, способа ее представления и технических средств, объединенная, как правило, одной темой и/или целью, которая дает возможность пользователю, подключенному к сети интернет и имеющему соответствующие технические средства, получить доступ к части или всей информации, на платной или бесплатной основе, зная его адрес. С любым сайтом связаны один или несколько адресов (каждый из которых может быть как доменным именем, так и IP адресом), однозначно определяющих сайт или его разделы в конкретный момент времени.
Типология сайтов
Типология сайтов, которую мы приводим в данном пособии - это примерный ориентир, который позволяет классифицировать уже имеющиеся на данный момент модели, одновременно являющиеся не только исключительно технологическими структурами, но и вариантами различных бизнес-решений. Постоянно появляются новые виды, старые претерпевают существенные изменения, но, тем не менее, на данную типологию можно опираться, как на базовую. Итак, сайты могут быть:
- визитками;
- промо-сайт;
- е-магазин (вариант - аукцион);
- информационный сайт;
- корпоративное представительство;
- портал;
- система управления предприятиями.
Визитка
Cайт, целью которого является лаконичное представление какой-либо компании и ее товаров или услуг в сети.
Основные свойства:
- характеристика контента - новостная лента, контактная информация, род деятельности компании, краткая историческая справка, возможно - персоналии и предоставляемые услуги либо товары, миссия и цель компании, перечисление партнеров или клиентов;
- количество страниц - порядка 15;
- тип и характеристика дизайна - привлекательный, деловой и в зависимости от целей компании, может быть как очень дорогим и усложненным, так и минимальным;
- система навигации - максимально прозрачная и простая, нежелательно использовать оригинальные системы навигации;
- частота и необходимость обновления - новостная лента должна обновляться не реже 1 раза в месяц, остальная информация - по мере устаревания;
- посетители - партнеры, клиенты (в том числе, и потенциальные), целевые аудитории компании;
-наличие рекламы - не рекомендуется, презентационный проект не должен являться проектом, зарабатывающим деньги.
Рекламная компания - регистрация в поисковых системах и каталогах, оптимизация по ключевым словам, возможно - обмен ссылками с партнерскими сайтами или сайтами сходной тематики, обязательно - размещение адреса сайта на офф-лайновой продукции компании - визитках, буклетах, наружной рекламе и т.д.
Задачи:
- обеспечить посетителям сети набор необходимой информации о компании;
- максимально заинтересовать в какой-либо форме коммуникации с компанией;
- привлечь клиентов и партнеров;
- обеспечить запоминаемость и узнаваемость у потенциальных клиентов и партнеров;
- обеспечить хорошую выдачу в поисковиках - по названию компании, желательно также по услугам или по сфере деятельности. Для этого будут неплохие возможности, так как качественно сделанный и прооптимизированный сайт-визитка будет характеризоваться высокой степенью релевантности по отобранным ключевым словам.
Промо-сайт
Cайт, являющийся прямой рекламой отдельно взятого товара или события.
Цель - рекламно-маркетинговая. Это, пожалуй, единственный тип сайта, который более-менее корректно будет назвать страничкой. Большинство сайтов включает в себя страницы, как книга или журнал, но это не взаимозаменяемые понятия. Как уже говорилось выше, сайт - это достаточно сложная совокупность самых различных элементов, доносящая до пользователя необходимую информацию.
Свойства промо-сайта:
- характеристика контента - информация о конкретном продукте, услуге, явлении, действии, услугах, а также контактные данные и информация о путях получения продукта или услуги;
- количество страниц - не более 5;
- тип и характеристика дизайна - яркий рекламный дизайн, приближен к формату хорошего буклета, например, или даже щитовой рекламы, запоминающийся и бросающийся в глаза. В последнее время для создания подобных страниц активно используются FLASH-технологии, позволяющие создать привлекательную динамику;
- система навигации - или отсутствует вовсе, или на странице приводится несколько гиперссылок, причем информация под ними открывается в "облегченных" окнах;
- частота и необходимость обновления - не нуждается, так как создается только на период рекламной компании, и далее либо размещается в архиве на основном сайте компании, либо просто закрывается;
- посетители - целевая аудитория, чаще всего пришедшая по рекламным баннерам, поисковой рекламе;
- наличие рекламы - возможно, но достаточно спорно. С одной стороны, промостраница должна привлечь максимальное внимание к какому-либо конкретному товару или услуге и не отвлекать зрителя посторонней рекламой. С другой - посетителем нужно управлять. Когда он достаточно быстро ознакомится с промо-сайтом, он может закрыть сайт и мгновенно выпадет из поля зрения компании. Если перенаправить его посредством баннеров или ссылок на ваш корпоративный сайт, контакт с посетителем можно будет закрепить.
Рекламная кампания - отражается на основном сайте компании, индексируется в поисковиках, оптимизация по ключевым словам, баннерная реклама, поисковая или контекстная реклама, размещение на всей прочей атрибутике данной рекламной кампании
Задачи:
- проинформировать пользователей об услугах или товарах;
- подогреть интерес к компании среди уже наработанных клиентов;
- привлечь новых клиентов;
- заинтересовать общественность;
- повысить уровень узнаваемости и популярности компании.
Электронный магазин (аукцион)
Сайт, предназначенный для продажи товаров и услуг через интернет, как правило, содержит каталог продукции, прайс-листы, систему заказов
Цель - маркетинговая
Свойства:
- характеристика контента - система заказа, подробное описание условий заказа, а также описание товара, как правило, в системе каталога, возможно наличие кабинета пользователя - то есть системы личных настроек, хорошо организованная система поиска;
- количество страниц - от 100 и до бесконечности;
- тип и характеристика дизайна - деловой, удобный дизайн с хорошей графикой - учитывая ее обилие, графика должна быть легкой и хорошо грузиться;
- система навигации - максимально удобная и простая, особенно это важно для каталога продукции;
- частота и необходимость обновления - частое обновление;
- наличие рекламы - имеет смысл участие в банерообменных системах, размещение тематической рекламы.
Рекламная кампания - баннерная реклама, оптимизация сайта под поисковые запросы, продвижение в поисковых системах, возможно текстовая и поисковая реклама, регистрация в максимально возможном количестве каталогов, размещение сообщений на досках объявлений и тематических форумах.
Задачи:
- обеспечить возможность покупки;
- привлечь как можно больше посетителей - потенциальных покупателей.
На данный момент, достаточно успешно в России работают только интернет-магазины, торгующие специфическим товаром, например, компьютерной техникой, телефонами, или аудио, видео товарами и книгами. Крупнейшие магазины - Озон.Ру, Болеро.Ру.
Рисунок (Озон.Ру)
Большая часть е-магазинов, за исключением горстки успешных, либо обладает очень небольшими оборотами и является для своих владельцев либо хобби, приработком, либо является дополнением к оффлайновому бизнесу. Сайт также может быть своеобразной интернет-"витриной". Например, новосибирская компания Агарта, с одной стороны, владеет интернет-магазином, с другой стороны, это скорее, полноценный каталог для оптовых клиентов, которые могут пользоваться им через интернет, а потом производить покупки в обычном магазине. Та же ситуация и у одного из самых крупных в России торговцев сувенирами, компании Красный Куб. Региональные оптовики используют сайт компании именно как каталог, покупок в нем, как в е-магазине, бывает мало.
Рисунок (Красный Куб)
Информационный сайт
Сайт, который содержит исчерпывающую информацию по некой предметной области. Сайты такого типа, как правило, содержат новости, статьи, а также сопутствующие сервисные и интерактивные разделы - опросы, голосование, рассылки. Сайт может носить как коммерческий, так и не коммерческий характер.
Цель - информационная и коммуникативная
Свойства:
- характеристика контента - новости, статьи, сервисные и интерактивные разделы - опросы, голосование, форумы или возможности комментирования материалов;
- количество страниц - от 50 и выше;
- тип и характеристика дизайна - один из самых сложных видов дизайна, так как основные изыски заключаются в креативном и грамотном использовании шрифтов, рамочек, заливок фона и так далее, использование тяжелой графики непозволительно;
- система навигации - сложная, но понятно структурированная;
- частота и необходимость обновления - максимально частое;
- наличие рекламы на сайте - если он является коммерческим, то использует свои рекламные площади под коммерческую рекламу, если сайт некоммерческий, то может участвовать в баннерообменной системе, чтобы иметь возможность рекламировать себя, выступать информационно-рекламным партнером неких мероприятий.
Рекламная кампания - в зависимости от задач, поставленных перед проектом. Стандартные методы используются практически всегда - индексация в поисковых машинах, баннерная реклама, ссылки на других сайтах, оптимизация сайта под поисковые запросы, продвижение в поисковых системах, возможно текстовая и поисковая реклама, регистрация в максимально возможном количестве каталогов, размещение сообщений на досках объявлений и тематических форумах
Задачи:
- дать максимальную и исчерпывающую информацию;
- обеспечить запоминаемость;
- обеспечить прибыльность как рекламной площадки с качественным контентом.