Процесс создания образовательного интернет-ресурса по формированию позитивного виртуального образа личности
Современная система образования претерпевает изменения в связи с использованием новых технологий. Возможности, предоставляемые глобальной сетью, существенно облегчают процесс обучения; так, удалённый доступ к учебным материалам и возможность мгновенного обмена информацией обеспечивают оперативность образовательного процесса.
Подготовка к проектированию сайта начинается с понимания отличия материальных носителей информации от интернета. Ориентируясь на человеческое восприятие, приходим к различению книг, журналов и интернета.
Читатель, взяв книгу в руки, сначала обращает внимание на обложку и содержание, а потом начинает ознакомление с продуктом последовательно, глава за главой.
Журнал отличается от книги информационной структурой: во-первых обложка содержит не только изображение и название издания, но, чаще всего, элементы содержания, которые, по мнению редакции, способны заинтересовать потенциального потребителя. Во-вторых журнал можно читать в произвольной последовательности и это ведёт к избирательному сбору информации, и, следовательно, её дальнейшего восприятия.
Главное отличие интернет ресурса – это структура, позволяющая воспринимать информацию нелинейно. Гипертекстовая природа и мультимедийность делают информацию «объемнее», и связывают элементы сайта не физически, а виртуально. Так, было принято решение использовать интернет-пространство для создания образовательного интернет-ресурса по формированию позитивного виртуального образа личности.
Образовательные интернет-ресурсы – это веб-сайты, представляющие собой набор гипертекстовых документов, грамотно структурированные и предназначенные для эффективной работы с информацией.
Создавая сайт, мы преследовали цель не только собрать разрозненные данные по теме формирования виртуального образа личности в единый ресурс, но и выработать свои рекомендации.
Так родилась идея создания веб-сайта, который сочетал бы в себе электронную библиотеку с коллекцией уже имеющихся в интернете актуальных материалов по заданной теме, и практикум, который способствовал бы применению пользователем полученных знаний на практике.
Учитывая цель, техническую оснащённость и временные ресурсы, для создания своего сайта «MediaSelf» мы выбрали модульный редактор Tilda Publishing.
Название проекта было создано объединением английских слов «media» («средство передачи смыслов»[20]). и «self» («собой»[21]). По аналогии с тем, как в английском языке образуются возвратные местоимения вроде «myself», в нашем случае «mediaself» можно понимать как акт «пропускания» медиа через себя, то есть превращение человека в канал коммуникации.
Особенностями созданного нами ресурса являются:
1. Мультимедийность, т.е. сочетание форматов подачи информации: текст, видео, галереи изображений
2. Интерактивность, т.е. кликабельность элементов
3. Лонгрид (англ. «longread», т.е. длинное чтение – новый формат подачи текстовой информации в Интернете, когда большие объёмы виртуального текста «разбиваются» всевозможными вставками: роликами, презентациями, интерактивными картинками, цитатами и т.д.)[22]
4. Полноэкранные изображения
5. Открытый доступ к материалам
6. Наличие обратной связи и подписки
Два ядра сайта - теоретическое и практическое – представлены соответственно на главной и дочерних страницах сайта.
Для того, чтобы определить потенциальную аудиторию нашего сайта и узнать её медиаповедение, мы провели два опроса, о которых подробнее будет сказано во второй главе. Теперь лишь стоит отметить, что результаты показали: 92% опрошенных предпочитают искать и потреблять информацию преимущественно в виде текста, и 72% - в форме видео. Именно поэтому мы выбрали текст и видео ключевыми способами подачи информации.
При разработке дизайна сайта мы отказались от использования готовых шаблонов в пользу собственноручного конструирования блоков и их логического расположения по мере наполнения ресурса контентом.
Цветовая схема представлена спокойной гаммой из белого фона и чёрного текста с цветовыми вкраплениями, представляющими собой не только изображения, но и градиенты элементов.
Все широкоформатные фотографии, использованные на ресурсе, заимствовались на фотостоках[23] с открытым доступом, таких как Picjumbo.com[24], Splitshire.com[25], Designerspics.com[26]. Таким образом, удалось приобрести качественные изображения без согласования права на их использование с авторами.
Для того, чтобы предоставить пользователям возможность свободно ориентироваться на сайте и не путаться в его структуре, было разработано 5 основных страниц и 3 дочерних.
Главная страница называется именем проекта «MediaSelf» и содержит в себе информацию о том, сколько пользователей в мире зарегистрировано в социальных сетях, что такое «виртуальный образ личности» и как контент способен влиять на восприятие пользователя другими людьми в интернет-пространстве. Кликабельное меню-галерея, представленное в конце страницы, предлагает пользователю углубиться в изучение сайта, а форма обратной связи реализует возможность связи с авторами проекта для дальнейшего сотрудничества.
Нужно отметить, что на каждой странице есть фиксированное меню «гамбургер»[27], представляющее собой квадратный элемент, при нажатии на который с правой стороны страницы выпадает кликабельное меню с названиями страниц и иллюстрациями их обложек.
Вторая страница проекта «Личность в сети» приводит статистику ВЦИОМ о процентном соотношении пользователей, зарегистрированных в социальных сетях на период 2010-2013гг., а также иллюстрирует возраст, социальный статус и место проживания пользователей социальных медиа. Ниже гостям ресурса предлагается ознакомиться с результатами проведённых нами опросов, представленных как графически (в виде инфографики[28]-галереи), так и текстом. Затем раскрываются особенности социальных сетей как площадки самовыражения интернет-пользователей, описываются основные примеры создания личных страниц в соответствие с различными целями виртуальных личностей и приводится перечень возможных проблем в связи с неосознанным подходом к формированию собственного интернет-портрета.
Опрос «Я решаю» раскрывает отношение работодателей к социальным сетям и представлен в том же стиле, что и опрос, упомянутый выше. Логика контента описываемой странице подводит к заключению, что цели пребывания людей в интернете различны, и пользователю предлагается перейти на следующую – третью – страницу сайта «Имидж в социальных медиа».
На новой странице приводятся данные о том, как изменилось поведение человека, благодаря интернету, описаны виды имиджа и предложено перейти на ключевую страницу проекта «Создай себя сам», на которой собраны разработанные авторами рекомендациями.
Представляя собой практикоориентированное ядро сайта, «Создай себя сам» ориентирует пользователя в заполнении социальных граф, демонстрируя примеры и подробно разъясняя их. Видео в конце страницы помогают пользователю углубиться в сложную тему ответственности за каждое действие в сети, в том числе загрузку информации. В конце страницы есть кнопка, предлагающая перейти к разделу «Коллекция материалов». Именно эта часть сайта имеет дочерние страницы «Статьи», «Видео» и «Прочее». Для удобства ознакомления встроены кликабельные кнопки в соответствие с разделами, а также кнопки «Назад в коллекцию», «На главную» и «Вверх».
Форма обратной связи реализована на главной странице. Для её реализации пользователю требуется внести свои данные в виде имени и e-mail, которые придут к нам на редакционную почту. На странице «Создай себя сам» существует форма подписки на обновление материалов, чтобы пользователь мог единовременно получать информацию с обновлением контента на сайте.
После создания ресурса последовала работа с информацией, а именно: сбор, обработка и публикация актуальной информации, предназначенной для массовой аудитории.
Глава 2. Проблемы и трудности формирования виртуального образа личности