Специфические свойства интернет-изданий, организация и особенности функционирования
После общей постановки проблемы электронных сетей как нового вида СМИ [1] и типологической характеристики периодических изданий Интернета [2] пришла пора несколько глубже проникнуть в типологическую природу сетевых изданий. Первым шагом на этом пути может быть попытка рас смотреть типологические признаки, предложенные рядом исследователей печати для традиционных периодических изданий, применительно к электронным сетевым газетам и журналам. При первом же знакомстве с последними становится очевидным, что часть признаков, присущих печатным периодическим изданиям или характеризующих их, ничем не отличаются от тех же признаков в сетевых СМИ. Однако некоторые отличаются существенно, причем вполне возможен пересмотр самой типологической матрицы и даже метода исследования. Но об это м несколько позднее.
Типоформирующие признаки сетевого издания в целевом отношении остаются неизменными. Поучительно обнаружить тот факт, что главный редактор известного сетевого издания - "Русского журнала" - за полгода до выхода первого номера (в январе 1997 г.), вряд ли знакомый с научными исследованиями в области журналистики, Г. Павловский в статье "К предварительной концепции журнала" определяет главные, на его взгляд, "черты модели": "журнал - КОГО, журнал - О ЧЕМ, журнал - ДЛЯ КОГО". [3]. Нетрудно заметить, что это и есть типоформирующие признаки издания - издатель, целевое назначение, читатель.Издатель как типологический признак сетевого издания в сущностном отношении остался без изменения. Его значение по-прежнему определяется в связке с другими типоформирующими признаками - целью издания и читателем. Издателями сетевой периодики (компоненты признака "Издатель") являются: учреждения, например, Институт коммерческой инженерии ("Московский либертариум"); компании - "Digital Projects Int." ("Intellectual capital"), "Advance Magazine Publishers/Condй Nast" ("Wired Magazine"); ЗАО "Специальная информационная служба" ("Факт", С.-Пб.), Издательская корпорация "Федоров" ("Кофе", Самара); частные лица - Ольга Таевская ("WWWoman", Иркутск), Иван Паравозов "Паравозов-news" и т. п. [4].
Целевое назначение по отношению к печатным изданиям в Сети также не изменилось, да и не могло измениться: СМИ есть СМИ. Основные направления те же - информирование читателей, популяризация знаний, просвещение населения, пропаганд а идей и взглядов, публикация результатов профессиональной и научной деятельности и т. п.Читатель изданий сетевой журналистики отличается главным образом тем, что должен быть пользователем электронных сетей. Это накладывает отпечаток на структуру аудитории . Она пока, вследствие малодоступности к источнику информации, неадекватно отражает состав общества. Так, по возрастным категориям явно преобладают люди молодого возраста, по полу - мужчины, по территории - жители крупных городов, по профессии и интересам - программисты и пользователи-любители ("чайники"), по социальному положению - творческая интеллигенция, учащиеся и студенты. Однако, так или иначе, все категории общества все-таки представлены, речь идет лишь о диспропорциях, которые последовательно уменьшаются. В дальнейшем, с расширением доступа путем увеличения государственных вложений в информатизацию общества, расширения мест коллективного бесплатного пользования электронными сетями в библиотеках и учреждениях, снижения платы за интернет-услуги (во многих развитых странах она символическая, в некоторых отсутствует вовсе), повышения уровня компьютерной и сетевой грамотности, структура читательской аудитории сетевых изданий не будет отличаться от структуры аудитории печатных изданий. (Во всяком случае, в смысле доступа: это будет вопрос выбора). В России, как стране, стремительно развивающейся по пути сетевого прогресса, эти процессы идут исключительно интенсивно.
Внутренняя структура он-лайн изданий также мало отличается от структуры печатных. Прежде всего, это исходит от единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты "по образу и подобию" традиционных бумажных. Деление публикаций внутри одного выпуска производится, прежде всего, по тематическому, жанровому и проблемно-целевому принципам. Например: "Политика и жизнь", "Экономика и жизнь", "Медицина и здоровье", "Новости Сети" ("Вечерний Интернет") [5]; "Деловой мир", "Домашний очаг", "Наука/Техника", "Культура/Искусство", "Спорт" ("Листовка.Ру") [6]; "Новости", "Связь", "Настольные и мобильные системы", "Мнения", "Интервью" ("ZD Net-экспресс") [7]; "Культура", "Образование", "Ростовские портреты", "Интересные встречи", "Работа для молодежи", "Муза дальних странствий" ("Ростовская электронная газета") [8]; "Бизнес", "Культура", "Технология", "Политика" (Wired News) [9] и т. п.
Жанры сетевой периодики практически ничем не отличаются от жанров бумажной прессы, о чем мы подробно уже говорили [10]. Вследствие специфики сетевой журналистики как вида СМИ несравненно более значительное место занимают краткие информационные сообщения. Среди писем преобладают письма-сообщения, письма-вопросы (запросы), письма-ответы, письма-консультации, в связи с чем, возможно, письмо в Сети перестает быть жанром аналитической публицистики, превращаясь в информационный жанр. Речь идет о преобладающей тенденции, а не об абсолюте, так как публицистическое открытое письмо также существует. В пропорциональном отношении по сравнению с бумажной прессой значительно больше обзоров и обозрений, что объясняется спецификой изданий, вынужденных выполнять навигационные функции до той поры, пока в Сети установится сложившаяся система поиска, легко доступная рядовым пользователям, а не только сетевой элите. Впрочем, в определенной степени это связано и со спецификой сетевого гипертекста. В любом случае жанры как категорию для сетевой журналистики следует исследовать отдельно.
Оформление сетевых изданий, не отличаясь по функциональной направленности, имеет новые, более совершенные формы. Главная особенность в оформлении как отдельных сетевых публикаций, так изданий в целом заключается в неизмеримо больших возможностях при минимальных затратах. Фотографии черно-белые и особенно цветные в сетевом варианте выглядят значительно эффектнее. Поэтому иллюстрации электронной версии печатных изданий несравненно богаче тех, которые могут быть достигнуты в их печатных оригиналах. Полиграфическая технология не способна передать всю палитру оттенков цвета, которые позволяет воспроизвести техника компьютерного дизайна. Вероятно, нанесение красок на бумагу никогда не сможет передать, например, сто тысяч цветовых и 256 черно-белых оттенков, как это реально существует в сетевой практике. Кроме того, количество иллюстраций, включая сложные коллажи, практически неограниченно, что никакие бумажные издания не выдержат просто в силу высочайших затрат и, как следствие этого, нереально высокой себестоимости. Наконец, компьютерная технология дает огромные возможности в подборе шрифтов (несколько сот видов по сравнению с несколькими шрифтами, имеющимися в данной типографии), выделении элементов текста, верстке и макетировании. Все это дает издателю огромные возможности в осуществлении самых смелых художественных замыслов. Однако тут художественному редактору не должно изменить чувство меры: излишне перегруженные графическими элементами, даже самыми эффектными и красивыми, сайты не всегда воспринимаются читателем адекватно и часто не способствуют восприятию основной информации. (Если речь не идет о развлекательных изданиях, где часто пестрое оформление является самоцелью). Конечно, оформление должно соответствовать назначению издания. Увы, в сетевой практике техническое и художественное редактирование часто не соответствует специфике периодических изданий. Это происходит, на мой взгляд, оттого, что профессиональные технические и художественные редакторы, имеющие высшее полиграфическое образование и владеющие знаниями психологии восприятия текста, в своем большинстве уступили место самоучкам-программистам, в лучшем случае имеющим художественные способности, что, естественно, недостаточно. Наука есть наука. Разумеется, со временем это положение изменится, и новое поколение специалистов в области компьютерного художественного конструирования (а не просто компьютерного дизайна) успешно решат задачу профессионального издательского оформления. (Кстати, вышесказанное относится не только к сетевым изданиям, но и к печатным, верстка которых производится на компьютере). Стоит добавить также, что излишнее насыщение сайтов цветными иллюстрациями (например, "Журнал. Ру") затрудняет чтение вследствие длительной загрузки. Издатели никак не могут понять, что это раздражает серьезных читателей, интересующихся содержанием информации (а не картинками), особенно если они не владеют совершенным оборудованием и имеют ограниченный доступ в Интернет.
Авторы сетевых периодических изданий - это, безусловно, новая категория журналистов. Точнее их следует назвать сетевыми журналистами (сами себя они называют сетевыми писателями) вследствие специфики сетевого текста, о чем разговор особый. Специфика текста заключается в хорошем знании интернатских и компьютерных терминов, различных элементов программирования, сетевого языка, представляющего собой причудливую смесь словообразований из аббревиатур, усеченных вариантов русских и английских слов. Однако главной особенностью является знание (предполагается не только авторами, но также и читателями) внутрисетевой жизни, что позволяет создавать текст экономно и рационально с точки зрения максимального выражения содержания при минимальных затратах лексического материала. Поэтому читателю, привыкшему к чтению бумажной журналистики, новичку в сетевом сообществе, нужен достаточно продолжительный промежуток времени для адаптации в новой для него среде. Уровень текстов лучших сетевых изданий весьма высок. Иногда здесь выступают и журналисты офф-лайн изданий, освоившие интернет на уровне начинающего пользователя. Некоторые из последних со временем полностью переходят в Сеть, небольшая часть совмещает авторскую деятельность и в он-лайне, и в офф-лайне. Однако основная часть авторов сетевой прессы все же являются чисто сетевой пишущей элитой. Это, как правило, большей частью все же гуманитарии, по преимуществу историки, философы и филологи, имеющие высшее образование, свободно владеющие, как минимум, английским, но часто несколькими языками. Часть авторов - из гуманитарно ориентированных программистов и математиков.
Сетевая элита заботится об охране авторских прав и стремится собирать и хранить сведения о них. Делается это как в структуре самих изданий в отдельных файлах, так и на специальном сайте Содружества он-лайн изданий - "Физиономии Российского Интернета", где собраны фотографии и биографии ведущих деятелей Сети - редакторов, дизайнеров, но более всего - авторов. На сервере "Русского журнала" (как и "Журнала.Ру", и ряда других) выделен специальный сайт, посвященный авторам, где можно познакомиться с анкетными и биографическими данными, а также перечнем всех его публикаций (наименование каждой из них содержит активную гиперссылку, то есть нажатием кнопки мыши можно тут же ее прочитать целиком, независимо от того, когда она была вышла в свет. Редактор "Журнала.Ру" Е. Горный и А. Шерман в одном из сетевых изданий опубликовали статью "Инфократия, или Конец отчужденного труда", где дали характеристику сетевой элите и привели список под названием "Лучшие люди Русской Сети". Перечислю, без ссылки на авторитеты, часть сетевых авторов, работы которых произвели на меня сильное впечатление. Они просто запомнились (что, согласитесь, бывает не так часто). Это А. Анд реев, Е. Вайнер, М. Гельман, С. Дацюк, Л. Делицын, Д. Иванов, С. Корнев, С. Кузнецов, В. Курицын, А. Левкин, Р. Лейбов, Д. Манин, М. Мошков, А. Носик, Г. Павловский, А. Травин и др. Разумеется, как и в бумажной прессе, кроме профессионалов выступают и простые читатели.
Периодичность - один из важных и спорных признаков сетевых изданий. Его отличие в сети заключается, прежде всего, в резком сокращении сроков выхода в свет, что естественно. Число ежедневных и еженедельных изданий по отношению ко всему их количеству в процентном отношении во много раз выше того же соотношения в бумажной прессе. Но есть одна существенная особенность, которая заставляет задуматься. Как определить периодичность издания, в котором один раздел обновляется ежедневно, другой - еженедельно, третий раз в месяц, а четвертый хранит публикации по нескольку месяцев и даже годы? Среди всех видов периодичности сетевых изданий самая распространенная - еженедельная.
Объем сетевых изданий отличается большим различием отдельных выпусков и неограниченностью. Издатель сетевого издания, в отличие от бумажного, может позволить себе публикацию материалов одного выпуска, в несколько раз превышающую по объему другой выпуск. Подсчитывается объем не в печатных знаках или листах, а в килобайтах, что при публикации иллюстраций и особенно музыкальных фрагментов резко увеличивает число бит информации, то есть объем не текстовой, а электронной информации. Следовательно, увеличивается время прочтения издания. С целью сокращения оплачиваемого времени сетевой связи возможна переброска полученного издания (в результате поиска в Сети или по сетевой подписке) на жесткий диск компьютера с тем, чтобы чтение (а, возможно, сохранение и печатание фрагментов) производились в любое избранное для работы время, уже вне сети.
Тираж, если под ним подразумевать число читателей издания, пока представляет собой достаточно неопределенный признак. Каким образом можно подсчитать число читателей изданий? Единственный способ такого подсчета дает установка счетчика на сервере или сайте издания. Счетчики имеются и в информационно-поисковых системах, например, в популярной системе Rambler, обеспечивающей подсчет рейтинга издания по числу входов на сайт издания в сутки и числу компьютеров, с которых ведется чтение. Однако, увы, эта методика не отражает истинного числа читателей. Ведь счетчик фиксирует один компьютер, с которого осуществлен вход в издание, как одного читателя в сутки. Но в местах коллективного пользования, например, в библиотеках, одно и то же издание могут прочитать в течение дня много разных людей, а счетчик зафиксирует только одного читателя. При этом часто компьютеры объединяются в сеть, а регистрируются в системе статистики как один. Есть много и других нюансов в подсчете реального числа читателей сетевых изданий, что требует дополнительного изучения.
Типологические признаки сетевых изданий в целом соответствуют принятым для печатной прессы, однако многие вопросы требуют доработки и детализации, что должно стать предметом серьезных исследований. В данной статье предпринята попытка дать общую характеристику и постановку проблемы.
Функции интернет-СМИ:
Коммуникативная функция. Социальный смысл интерактивности
Информационная функция
Социально-ориентирующая функция
Социально-креативная функция
Функция канала социального участия и контроля
Функция развлечения [ 17 ]