Перечень платных услуг и продукции библиотек
Обоснование перечня платных услуг и продукции для библиотек разных видов
В условиях малобюджетного финансирования отечественные библиотеки активно реализуют хозрасчетные формы обслуживания заинтересованных пользователей, позволяющие расширить спектр предоставляемых услуг и получить дополнительные внебюджетные средства для развития МТБ, стимулирования труда, социальной защиты сотрудников. При этом можно определить оптимальный перечень платных услуг/продукции, предоставляемых конкретным библиотечным учреждением.
Составляя номенклатуру дополнительного обслуживания, необходимо руководствоваться наличием реальных или прогнозируемых потребностей/запросов, уровнем платежеспособности пользователей, ресурсными возможностями библиотечного учреждения, а также учитывать фактор рентабельности (доходность).
В ходе выполнения практического задания необходимо, руководствуясь нормативными документами, основными теоретическими положениями библиотечной экономики и собственным опытом, составить возможные варианты (модели) номенклатуры платных услуг/продукции для различных видов библиотек. С этой целью из предложенного ниже перечня нужно выбрать, систематизировать и включить в соответствующие графы таблицы те услуги/продукцию, платная реализация которых возможна и целесообразна в определенных библиотеках, не ухудшает законодательно гарантированного общедоступного бесплатного библиотечного обслуживания. Отметим, что в списках платных услуг и продукции для различных библиотек одни и те же наименования могут повторяться; их перечень также может включать и другие услуги, предложенные студентом.
Перечень платных услуг и продукции библиотек
- подготовка тематических или фактографических справок,
- запись пользователей в библиотеку,
- репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов,
- заказ книг по МБА,
- организация разнопрофильных лекториев, университетов, курсов,
- предоставление читателям электронного каталога,
- переплетные работы,
- размещение в помещении библиотеки и уход за комнатными растениями на период отъезда владельцев,
- продление срока пользования выданными материалами (в т.ч. по телефону),
- доставка литературы (на дом/ на рабочее место),
- бронирование изданий за читателем на определенный срок,
- составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей,
- обслуживание внешних абонентов в режиме удаленного доступа (виртуальная справка),
- предоставление книг и других фондовых материалов для переиздания,
- организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов,
- предоставление кабинета для занятий в помещении библиотеки,
- выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т.ч. Интернет),
- поиск в электронном каталоге,
- распечатка материалов с электронных носителей,
- прием запросов и выдача фактографических справок по телефону,
- подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах,
- индивидуальное информирование абонентов о новых поступлениях в фонд библиотеки,
- организация работы кружков и клубов по интересам,
- ретроспективный поиск документов по запросам,
- предоставление читальных аппаратов и другой воспроизводящей аппаратуры в условиях библиотек,
- пользование картотеками с конъюнктурной информацией,
- переводческие услуги (прямой и обратный перевод текстов),
- комплексное библиотечно-библиографическое обслуживание юридических и физических лиц,
- составление тематических ретроспективных или текущих библиографических указателей,
- приоритетное обслуживание новыми поступлениями,
- проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей,
- выездные выставки-просмотры новой литературы;
- прием заказов на литературу по телефону,
- выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни),
- пользование коммунальными удобствами, имеющимися в здании библиотеки,
- определение классификационных индексов в авторских работах,
- составление тематических картотек по запросам,
- подготовка тематических подборок документов,
- проведение устных консультаций по вопросам информационной грамотности (индивидуальных, групповых),
- компьютерный набор и макетирование текстов,
- предоставление ПК для работы с электронными ресурсами библиотеки и собственными материалами,
- организация публичных мероприятий (встреч, читательских конференций, презентаций и т.д.),
- размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки,
- редактирование библиографических описаний.
Таблица