Перечень платных услуг и продукции библиотек

Обоснование перечня платных услуг и продукции для библиотек разных видов

В условиях малобюджетного финансирования отечественные библиотеки активно реализуют хозрасчетные формы обслуживания заинтересованных пользователей, позволяющие расширить спектр предоставляемых услуг и получить дополнительные внебюджетные средства для развития МТБ, стимулирования труда, социальной защиты сотрудников. При этом можно определить оптимальный перечень платных услуг/продукции, предоставляемых конкретным библиотечным учреждением.

Составляя номенклатуру дополнительного обслуживания, необходимо руководствоваться наличием реальных или прогнозируемых потребностей/запросов, уровнем платежеспособности пользователей, ресурсными возможностями библиотечного учреждения, а также учитывать фактор рентабельности (доходность).

В ходе выполнения практического задания необходимо, руководствуясь нормативными документами, основными теоретическими положениями библиотечной экономики и собственным опытом, составить возможные варианты (модели) номенклатуры платных услуг/продукции для различных видов библиотек. С этой целью из предложенного ниже перечня нужно выбрать, систематизировать и включить в соответствующие графы таблицы те услуги/продукцию, платная реализация которых возможна и целесообразна в определенных библиотеках, не ухудшает законодательно гарантированного общедоступного бесплатного библиотечного обслуживания. Отметим, что в списках платных услуг и продукции для различных библиотек одни и те же наименования могут повторяться; их перечень также может включать и другие услуги, предложенные студентом.

Перечень платных услуг и продукции библиотек

- подготовка тематических или фактографических справок,

- запись пользователей в библиотеку,

- репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов,

- заказ книг по МБА,

- организация разнопрофильных лекториев, университетов, курсов,

- предоставление читателям электронного каталога,

- переплетные работы,

- размещение в помещении библиотеки и уход за комнатными растениями на период отъезда владельцев,

- продление срока пользования выданными материалами (в т.ч. по телефону),

- доставка литературы (на дом/ на рабочее место),

- бронирование изданий за читателем на определенный срок,

- составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей,

- обслуживание внешних абонентов в режиме удаленного доступа (виртуальная справка),

- предоставление книг и других фондовых материалов для переиздания,

- организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов,

- предоставление кабинета для занятий в помещении библиотеки,

- выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т.ч. Интернет),

- поиск в электронном каталоге,

- распечатка материалов с электронных носителей,

- прием запросов и выдача фактографических справок по телефону,

- подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах,

- индивидуальное информирование абонентов о новых поступлениях в фонд библиотеки,

- организация работы кружков и клубов по интересам,

- ретроспективный поиск документов по запросам,

- предоставление читальных аппаратов и другой воспроизводящей аппаратуры в условиях библиотек,

- пользование картотеками с конъюнктурной информацией,

- переводческие услуги (прямой и обратный перевод текстов),

- комплексное библиотечно-библиографическое обслуживание юридических и физических лиц,

- составление тематических ретроспективных или текущих библиографических указателей,

- приоритетное обслуживание новыми поступлениями,

- проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей,

- выездные выставки-просмотры новой литературы;

- прием заказов на литературу по телефону,

- выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни),

- пользование коммунальными удобствами, имеющимися в здании библиотеки,

- определение классификационных индексов в авторских работах,

- составление тематических картотек по запросам,

- подготовка тематических подборок документов,

- проведение устных консультаций по вопросам информационной грамотности (индивидуальных, групповых),

- компьютерный набор и макетирование текстов,

- предоставление ПК для работы с электронными ресурсами библиотеки и собственными материалами,

- организация публичных мероприятий (встреч, читательских конференций, презентаций и т.д.),

- размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки,

- редактирование библиографических описаний.

Таблица

Наши рекомендации