Приемы распознавания деструктивных сект. Способы защиты.
Если вокруг вас крутится человек, который пытается выудить у вас какую-то информацию или приглашает принять участие в каком-то семинаре, у вас есть два выхода. Первый выход: повернуться и уйти. Но есть и второй выход: дружелюбно задайте ему несколько специальных вопросов и потребуйте четких и конкретных ответов. По этим ответам вы сможете понять, имеете ли дело с вербовщиком из секты. Дело в том, что вербовщики зачастую не осознают, что обманывают вербуемых людей, поскольку сами психологически обработаны сектой. Последовательно задавая прямые вопросы, вы поймете по ответам, то ли вам нагло лгут, то ли не могут правдиво ответить, потому что сами не знают правду.
Поскольку последователи обучены воздерживаться от негативных мыслей о группе, скорее всего, вы не сможете получить прямые ответы на вопросы, а услышите общие слова и уклончивые фразы, за которыми явно прослеживается желание уйти от ответа и сменить тему разговора. У вас должны вызвать подозрение такие расплывчатые формулировки: «мы просто пытаемся помочь людям решить их проблемы», или «сегодня у нас день открытых дверей, вход свободный; мы хотим обсудить кое-какие проблемы», или «мы собираемся для изучения Слова Божьего». Будьте настороже, если услышите уклончивые комментарии: «я понимаю, что вы настроены скептически; я тоже был скептиком, пока не начал понимать» или «вы действительно хотите это узнать?» Чаще всего вербовщики пытаются уйти от прямого ответа. Например, вы спрашиваете, было ли криминальное прошлое у лидера группы, а в ответ слышите пространный монолог о гонениях и преследованиях, которым подвергались все великие основоположники мировых религий и религиозные деятели. Вам расскажут о Сократе, обвиненном в совращении малолетних детей, или об Иисусе, обвиненном в связях с проституткой, и т. д. Не попадите в ловушку и не втягивайтесь в дебаты. Требуйте прямого ответа на вопрос. Если вербовщик не дает четкого, конкретного и прямого ответа, значит, с прошлым группового лидера что-то не в порядке.
Никогда не давайте домашний адрес и номер телефона незнакомому человеку, которого вы подозреваете в связях с любой харизматической группой. Вместо этого возьмите его номер телефона и домашний адрес! Ни в коем случае не сообщайте незнакомому человеку информацию личного характера. И помните, что вы в любой момент можете прекратить диалог и уйти.
Вот список вопросов, которые вы можете задать человеку, чтобы понять, с кем имеете дело:
- Какую организацию вы представляете? Сколько лет вы состоите в организации? Вы пытаетесь меня завербовать в эту организацию?
На прямой вопрос о вербовке чаще всего вербовщик отвечает примерно так: «Нет, просто вы мне симпатичны и я хочу с вами поделиться информацией. Как вы распорядитесь этой информацией, дело ваше». Как мило. Но вряд ли вам стоит доверять такому ответу.
- Кто ваш лидер? Как у него биография? Кто он по профессии? Есть ли за ним криминальное прошлое?
Иногда вы можете получить прямой ответ на все эти вопросы, иногда - нет. Вербовщик может назвать или скрыть имя лидера группы, а может прикрыться именем любого влиятельного человека. Порой он действительно не знает биографию лидера и не владеет информацией о его криминальном прошлом. Обычно это указывает на его принадлежность к деструктивной секте, так как только такие «организации» пытаются затянуть новичка в сеть, скрывая от него как можно больше информации. Любая легитимная группа всегда сообщает о себе максимум информации и приглашает вступить в свои ряды только тех людей, которые добровольно этого хотят и ощущают внутреннюю готовность.
- Во что верит ваша группа? Считает ли она, что цель оправдывает средства? Допускает ли она возможность обмана в определенных обстоятельствах?
Как правило, вербовщики не готовы рассказывать о своих убеждениях. Их задача состоит в том, чтобы воспользоваться вашим любопытством и затянуть вас послушать лекцию, посмотреть видеокассету или принять участие в семинаре. Когда вы попадете на их «территорию», у них появится больше возможностей на вас повлиять.
Если вербовщик не горит желанием формулировать основные пункты групповой системы убеждений, значит, он что-то скрывает. Деструктивным сектам всегда есть что скрывать. Если вам начнут объяснять, что вы вряд ли вы сможете прямо на месте воспринять эти тезисы, так как ваши мозги основательно промыты СМИ, знайте, что это уловка.
- Чем занимаются люди, вступившие в вашу организацию? Должны ли члены группы бросить работу и учебу, передать группе деньги и собственность, отказаться от семьи и друзей, которые не одобряют их вступления в секту?
Вербовщик из деструктивной секты ответит, что ваше вступление в группу не налагает на вас какие-то особые обязанности. Но если вы внимательно понаблюдаете за его невербальной реакцией, то заметите его смущение. Спросите его, чем он занимался до вступления в группу и чем занимается сейчас.
- Какого мнения придерживается о вашей группе общество? Если ли расхождения в оценках? За что вас критикуют?
Задавая этот вопрос, вы одновременно прощупываете, насколько информирован ваш собеседник и готов ли он обсуждать эти вопросы. Если вы зададите этот вопрос доброжелательно и с улыбкой, то, возможно, услышите в ответ: «О, вы даже не представляете, как часто нас принимают за секту, в которой людям промывают мозги. Разве не глупо? Неужели я похож на человека, которому промыли мозги?». На это вы можете ответить: «А как должны выглядеть люди, которым промыли мозги?». После этого вербовщику может стать неуютно, и он под любым предлогом постарается исчезнуть.
- Что вы думаете о бывших членах вашей группы? Вы общаетесь с ними? Вы знаете, по каким причинам они ушли из группы? Если нет, то почему? Ограничивает ли группа ваше общение с бывшими членами?
В отличие от легитимных организаций, деструктивные секты всячески препятствуют контактам с бывшими членами и добровольному выходу из группы. Опытный вербовщик может вам солгать и ответить: «Да, конечно, мой лучший друг покинул группу». Тогда сразу спросите: «А по какой причине он ушел? А чувствует ли он себя счастливее после ухода?» Сначала вербовщик не знает, что ответить, а потом старается как можно быстрее уйти.
- Перечислите, что вам не нравится в группе и в лидере.
Скорее всего, вам ответят, что все нравится. Это стандартный ответ членов сект, в которых запрещено критиковать группу и ее лидера.
Теперь поговорим о мерах предосторожности для тех, кто случайно попал на какой-то семинар или лекцию. Если вы не один, а с другом, то первым признаком того, что вы находитесь в деструктивной секте, послужит то, что вас с другом постараются под любым предлогом рассадить. Обычно это делается незаметно: один из членов секты вступает в беседу с вашим приятелем, а другой в это время начинает задавать вопросы вам. Ни в коем случае не расставайтесь с другом. Вы должны быть все время вместе. Если вас заставят подчиниться общим правилам или начнут оказывать на вас давление, поворачивайтесь и уходите. Если вы внезапно поймете, что попали на установочную сессию, где вас знакомят с какой-то доктриной, немедленно уходите. Если вам попытаются помешать, громко скажите, что не желаете, чтобы вами манипулировали. Чем громче вы это скажете, тем быстрее вас проводят к выходу.
Не поддавайтесь соблазну «дойти до самой сути», иначе любопытство вас погубит. Помните о том, что ваша неуязвимость -это иллюзия. Одному богу известно, сколько людей попалось на крючок и было завербовано в подобные организации только потому, что они считали себя умными, сильными и способными «выкрутиться» из любой ситуации.
Подведение итогов.
- Что вы узнали нового? Какие выводы сделали?
(Выслушивание ответов и обсуждение)
4.7. Урок медиабезопасности «Деструктивные культы»
- Объявить тему урока и план занятия (2 минуты).
- Узнать сталкивались ли учащиеся с сектами/культами, что вообще о них знают (5 минут).
- Дать под запись основной материал.
Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой. Именно с последним обстоятельством связаны «успехи» ряда адептов секты АУМ в избавлении от алкоголя и наркотиков, которыми восхищались некоторые московские и петербургские психологи, не сумевшие или не пожелавшие вникнуть в дело несколько глубже и профессиональнее.
Деструктивные культы пользуются психологической и духовной (и всякой другой: медицинской, коммерческой, политической и т.д.) неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев. Необходимо подчеркнуть, что в любом деструктивном культе эксплуатируется прежде всего психологическая неграмотность и незащищенность.
Лидеры таких групп часто претендуют на божественность или сверхчеловеческие силы. Они требуют от своих последователей детской покорности и раболепства. Они поощряют в членах чрезмерную зависимость от руководства не только в вопросах духовных, но также и в других сферах — простирающихся от незначительных решений (например, «Какую зубную щетку мне следует использовать?») до личного и интимного выбора («На ком мне жениться?»), от кодекса морали («Хорошо ли красть для Бога?») до политического выбора («За кого мне голосовать?»). Деструктивные культы поддерживают и навязывают верования и практику, относительно которых новообращенным говорят, что они абсолютно истины, выше мирского закона и жизненно важны для спасения, счастья, свершения и т.д.
При показном стремлении распространять любовь и мир в мире, культы увековечивают крайне нетерпимую ментальность типа «мы-они». Типичный результат — параноидальная точка зрения на мир вне культа и ограниченные, манипулятивные взаимодействия с теми, кто не входит в культ. В деструктивных культах индивидуальность вытесняется коллективными интересами группы.
Новообращенных принуждают изменять свою личность, чтобы соответствовать идеалу группы. Близость между культистами и особенно с некультистами ограничивается и строго контролируется, что часто ведет к неестественным отношениям и полному отсутствию сердечности. Хотя сексуальные отношения в одних культах поощряются, в других запрещаются, определяющим является интерес группы, а не личное желание. Психотерапевты, духовенство, врачи, родители и бывшие культисты говорят о коренных и деструктивных изменениях личности, которые они наблюдали у многих новообращенных. Кроме того, что они наносят вред своим членам, эти культы связаны с распадом семей (например, через развод, борьбу за опеку над ребенком и судебные иски, стравливающие родителей со своими собственными детьми), и известны участием мошеннической и незаконной практике, которая нарушает саму ткань демократического общества. Ряд деструктивных культов используют множество прикрытий и ипостасей, чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы. Наиболее показательны в этом отношении Церковь Сайентологии (центры Дианетики, Хаббард-колледжи, Нарконон) и Церковь Унификации (секта Муна). Последняя имеет десятки дочерних организаций, скрывающих свою связь с материнской структурой в целях более эффективной вербовки.
Благодаря легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается законом «О свободе совести и религиозных организация», в последние пять лет на территории России появилось значительное число зарубежных и доморощенных сект тоталитарного типа. По данным общественной организации «Комитет по спасению молодежи», в различные культовые новообразования, которых в России насчитывается много десятков, уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них в возрасте до 18 лет — 500 тысяч, 18-25 лет — миллион. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту, что представляет самостоятельную социальную проблему. (15 минут)