Болезненное восприятие критики
В конце концов редактор перебарывает свое желание врезать выпускающему и покорно исправляет найденные ошибки. Но привычка принимать все на свой счет не ушла - она затаилась и ждет.
...и тут удар наносят читатели, пишущие в редакцию, а также в свои блоги о том, как всех достало издание, берущее на работу безграмотных лопухов. Тут начинается самое интересное. Редактор начинает каждому из таких блогеров отвечать, причем зачастую в самом желчном тоне.
Это грубейшее нарушение этикета общения с читателем. Очень скоро вы с ним перейдете на личности и начнете третью мировую войну. Другая ошибка - попытаться объяснить ошибку усталостью, написать "вам легко говорить" или начать жаловаться на жизнь. Не надо говорить, что текст был написан в минуту слабости. Хотя вам может казаться иначе, но ваши переживания читателей абсолютно не волнуют. Вас же не волнуют переживания вашего принтера, распечатывающего "Ромео и Джульетту". А вот дефекты печати - волнуют.
На самом деле, читателя надо любить и беречь. Вежливо поблагодарить его за поправку и в случае необходимости изменить текст. Если правка не нужна, коротко, в три предложения, объяснить, почему. Самому эту ошибку больше никогда не повторять и главное - понять, в чем она заключалась.
Болезненно воспринимать критику - тратить свое время и нервы вместо того чтобы приобрести знание.
Это, пожалуй, один из немногих пороков, с которым редактор должен справиться только сам. Если справиться не удается, начинают прорастать другие недостатки: халтура (все равно найдут к чему придраться), желание не писать на эту тему вообще (вместо желания хорошенько в ней разобраться), замедление работы из-за неуверенности в себе.
Апофеоз - многочасовая перепалка с коллегами и требование уважать авторский стиль.
Мнимое безразличие
В процессе борьбы с заболеванием человек вырабатывает иммунитет. Некоторые пытаются приобрести этот иммунитет до самого заболевания. Они носят маску этакого Терминатора, Робокопа или даже Фемиды, отбирая и пиша новости с абсолютно непроницаемым лицом.
Обычно мнимое безразличие сопровождается попыткой нащупать критерий отбора новостей. Такого критерия не существует, так как мир бесконечно многообразен. Но формализация нужна редактору не для этого, а для того, чтобы сказать, что данный новостной повод не входит в концепцию рубрики или не удовлетворяет каким-то требованиям.
Иногда критерии нужны - если, например, новостей много - они помогут выделить то, что действительно важно. Но подходить с серьезным лицом к собственным же критериям не стоит. В рубрике "Бизнес" Ленты.ру в свое время была из-за недостатка рабочей силы традиция отписывать только крупные сделки. Скажем, миллиардные и больше. Через некоторое время от этой глупой привычки пришлось довольно болезненно отвыкать.
Так вот, редактор изображает мнимое безразличие, когда боится взять на себя грех пристрастности, а проявить интерес к каждой из новостей не может.
Чаще всего это болезнь роста. Если же она длится долго, то наступает момент, когда маска безразличия прирастает к лицу и человек действительно теряет любопытство. О том, что происходит в этом случае, мы уже писали.
Ваши удобства и работа
Все, что написано ниже, предельно субъективно. Если у вас есть собственные рецепты повышения работоспособности, напишите мне по адресу [email protected]. Я включу их в текст.
Для того чтобы быстро и качественно писать новости, мало хорошего настроения и желания не халтурить. Часто бывает такая ситуация: желания хоть отбавляй, а вот с реализацией как-то не получается. То вылезет глупая ошибка, то просто лень набирать текст, то постоянно кто-то отвлекает. Все вокруг словно сговорились и мешают, мешают, мешают. Вот несколько советов. Возможно, они окажутся полезными.
Первое. Попробуйте работать с музыкой и без нее пару дней. Сравните результаты. Часто бывает, что музыка по прошествии какого-то времени превращается в слишком серьезный отвлекающий фактор. Если бы не ритм, который задается при наборе текстов, она бы вообще на работе пользы не приносила. Попробуйте переключиться на инструментальную классику - на качественную музыку без слов мозг тратит гораздо меньше ресурсов, чем на музыку со словами.
Помните, что ваше отношение к музыке меняется с течением времени, хотя вы этого не замечаете. Тот рецепт, который раньше не работал, может сработать через полгода или год.
Второе. "Можно бесконечно смотреть на огонь, на воду и на то, как другие работают". Кроме шуток, посмотрите, как другие работают. Не важно, новичок вы или нет, это всегда приносит пользу. Обратите внимание на применяемые коллегами инструменты, вплоть до самой последней мелочи.
Например, вся редакция использует браузер Firefox, а вы - Internet Explorer. Тут есть два варианта: либо вы попали к сектантам, либо Firefox для выполнения данных задач действительно удобнее. Только не надо подходить с этим к вашему системному администратору - про удобство работы редактора он не знает ничего. У него другие таланты.
Третье. Посмотрите, из чего складывается время написания новости. Найдите ошибки и недочеты в нынешней схеме. Например, в Ленте.ру есть бильд-редактор, подбирающий иллюстрации к материалам. Озадачить его поиском иллюстрации лучше в начале написания новости, а не в самом конце, когда все готово, а он якобы тормозит. Кстати, расскажите ему, о чем будет новость, чтобы не пришлось менять картинку.
Из схожих соображений в большинстве случаев лучше начинать написание новости с заголовка. Это закрепляет в вашем мозгу определенную структуру новости. Если заголовок представляется вам смутно, вам, возможно, придется в самый последний момент все переписывать.
Пользуетесь ли вы редактором с проверкой орфографии или только под конец копируете в него получившийся текст? Во втором случае вы теряете время.
Проверяйте почту и читайте ЖЖ между новостями, а не во время их написания. То же самое относится, например, к перекурам. Вы изумитесь, как много времени у вас освободится.
Четвертое. Узнайте, нет ли обходных путей. Один мой коллега долгое время работал в Ленте.ру удаленно, из Киева. Он очень быстро писал новости. Однажды я совершенно случайно узнал, что он не загружает тексты на сервер по стандартной схеме, а использует казавшийся мне тогда жутковатым и примитивным веб-интерфейс. Я попробовал и действительно обнаружил, что так работается быстрее - выпадают пять минут промежуточных действий между последней точкой в тексте и публикацией новости.
Кроме того, я стал внимательнее, так как осознал, что для выкладки текста достаточно лишь одной кнопки.
Пятое. Подумайте, каких инструментов вам не хватает. Проявите инициативу и снова загляните к коллегам. Сделайте собственные инструменты или позаимствуйте их.
Есть ли в вашем текстовом редакторе возможность быстрой вставки маленьких фрагментов текста (скажем, Homesite и его snippets)? Вставляйте с помощью этого механизма ссылки на источники, повторяющуюся служебную информацию и все, что вам приходится писать по десять раз.
Другой пример. В новостях Ленты.ру некоторые служебные поля должны иметь определенную длину - от стольких-то до стольких-то символов. Подсчет длины строки - рутинная операция, которую можно автоматизировать. На практике оказалось, что для этого достаточно пары строк на JavaScript, вставленных в закладку браузера.
Еще вариант - шаблон для пустой новости выглядит одинаково. Не надо его каждый раз писать заново - сделайте так, чтобы ваш текстовый редактор при нажатии на New Document создавал не пустую страничку, а пустую новость.
Один редактор меня чуть не убил, когда узнал обо всех маленьких помощниках, которых я использовал в своей работе, но ему сразу не показал.
Он ведь не спрашивал, правда?
Шестое. Надо обустроить свое рабочее место так, чтобы ничто не мешало делать дело. Такого рода советы можно найти в куче книг. Обычно после этого автор несколько страниц посвящает своеобразному фэн-шую рабочего стола: справа телефон, слева кипа бумаг.
На самом деле, все проще. Обязательно подберите себе удобное кресло - вам придется проводить в нем тысячи часов рабочего времени. Старайтесь не садиться спиной к двери, чтобы избежать подсознательного напряжения. Некоторые (например, я) вообще предпочитают сидеть спиной к стене, потому что не любят заглядываний из-за спины.
Если можете выбрать место, выберите недалеко от кондиционера, но не прямо под ним.
Прибирайтесь на своем физическом рабочем столе хотя бы раз в месяц. Ощущения чистоты после такой уборки хватает где-то на неделю. Удерживать его постоянно невозможно.
Седьмое. Если это возможно, попробуйте использовать монитор с большой диагональю или два монитора. На первый взгляд это кажется излишеством, однако вскоре оказывается, что на двух мониторах очень хорошо пишутся новости, потому что левый можно целиком отдать под текстовый редактор, а правый - под текст источника.
В некоторых случаях новости удобнее набирать на ноутбуке. Достаточно сказать, что в пятерке самых быстрых редакторов Ленты - минимум двое с ноутбуками. Кроме того, если надо приехать на пресс-конференцию, вы просто берете с собой свой рабочий компьютер.
Если ноутбук кажется тяжелым, купите нетбук, он дешевый, легкий и вполне подходит на роль пишущей машинки. Кроме того, он обычно дольше работает от батареи.
Восьмое. Сделайте удобным виртуальный рабочий стол. Используйте надстройки, если надо. Договоритесь с собой, куда вы что сохраняете и придерживайтесь этого правила. Если большое число иконок на рабочем столе вас раздражает, сотрите их. Уберите цветастые обои, чтобы не медитировать на монитор вместо работы и не считать время до отпуска, сулящего такие же пальмы и пляжи, как на картинке.
Синхронизируйте закладки в домашнем и рабочем браузере, если вы иногда пишете новости из дома. Кстати, узнайте у старших товарищей, как выпускать новость из дома. Вдруг пригодится.
Помните, что каждое движение мышкой отрывает ваши руки от клавиатуры. Выучите несколько основных клавиатурных сокращений в вашей ОС, чтобы работать с буфером обмена, сворачивать окна и запускать нужные программы с клавиатуры. Для последнего используйте мгновенный поиск, появившийся в современных операционных системах - в Vista для запуска OpenOffice.org Writer достаточно написать в строке поиска меню "Пуск" слово "Writer". Примерно то же самое работает в Mac OS X. Не надо ни заходить в раздел/папку "Программы", ни искать там что-либо.
Выучите HTML - это вложение вашего времени окупится сторицей, причем не один раз. Вся технология производства и публикации интернет-новостей для вас станет гораздо понятнее.
Девятое. Организуйте день так, чтобы в нем было место для новостного потока. Здесь я не говорю об утреннем мониторинге новостей по вашей тематике. Это ваша неписаная обязанность, ведь если вы до 10 утра еще не знаете, что произошло в мире, то минимум на час рабочего времени превращаетесь в читателя вместо писателя.
Нет, речь об общечеловеческих новостях. Будьте в курсе. Для этого можно использовать RSS-ридер, который и так является вашим основным инструментом в мониторинге. Можно утром посмотреть новостной выпуск по телевизору. Можно в маршрутке или метро прослушать новостной подкаст.
Десятое. Высыпайтесь. При вашей работе обычному человеку надо спать никак не менее семи часов. Лучше - больше.
Одиннадцатое. Банально, но работает: используйте правило "не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня". Сначала будет трудно, но затем вы заметите, что то самое "завтра" все чаще оказывается свободным. Это правило не всегда сочетается с "высыпайтесь", однако дергаться ежедневно вы будете меньше, а, значит, на отдых вам потребуется меньше времени.
10.1.Ваши новости: тема раскрыта
Быстро писать новости можно по-разному. Одна из самых эффективных и простых методик называется "Тема раскрыта". Ее особенно хорошо использовать, если формат издания требует написания лида, выжимки в один абзац из всей новости.
Вот в чем она состоит. Прочтите все источники, какие найдете. Соедините в голове в единую историю и перескажите про себя одним абзацем. Запишите этот абзац.
Теперь взгляните на получившийся текст. Скорее всего, это два-три сравнительно длинных предложения, причем первое из них - главное в новости, второе дополняет его, а третье содержит уточнения или противопоставления:
Фантаст Сергей Лукьяненко 11 июля заявил о том, что прекращает вести свой дневник в LiveJournal. Писателя задело мнение большинства читателей о допустимости усыновления российских детей иностранцами. Лукьяненко в предпоследней записи утверждал обратное, рассказав о смерти одного такого ребенка из-за халатности отца.
Эти три предложения - точки роста кристалла вашей новости. Рассматривайте каждое из них как потенциальный абзац. Можете сразу превратить свой первый абзац в три. Вы тут же увидите множество недосказанностей.
Теперь ваша задача - задавать себе вопросы и отвечать на них в тексте новости при помощи уже найденных, а также дополнительных источников (буде такие понадобятся). Например, первым делом добавьте в первый абзац название блога писателя. Не забывайте расставлять ссылки на источники.
Не бойтесь сливать предложения обратно в один абзац. Не бойтесь писать отдельные абзацы, которых в вашем плане не было. Например, содержание записи, подвигнувшей писателя прекратить вести ЖЖ, лучше оформить отдельным абзацем.
Последний шаг - написание бэка. Представьте себе въедливого читателя и продолжайте задавать себе вопросы по новости. Кто такой Лукьяненко? Как давно он вел дневник? Был ли он популярен в блогосфере? Насколько?
Даже если вы пишете новость по пресс-релизу, не стоит ограничиваться только содержащейся в нем информацией. Найдите способ ответить на все или большинство возникших вопросов. Если вам не удалось найти информацию и вам даже в голову не приходит, где ее можно получить, объясните читателю, что на этом фронте положение дел неизвестно. Например, неизвестно, будет ли Лукьяненко заводить новый блог. Можете добавить несколько строк в стиле "аналогичный случай был тогда-то".
Тут только важно не переборщить - одно дело в новости про уход блогера перечислять подобные уходы, а другое - в новости про пожар в Москве рассказывать о предыдущих пожарах. Короче, совсем не к месту.
Этот метод написания текстов может применяться не только к новостям. Например, американец Рэнди Ингермэнсон (Randy Ingermanson) называет его Snowflake Method (метод снежинки) и пишет таким образом целые романы, разворачивая строчки в абзацы, абзацы в страницы, страницы в главы.
10.2.Ваши статьи: текст-за-час
Текст новости жестко ограничен форматом. Выучив формат, правила расстановки частей истории, научившись анализу источников, можно приучиться очень быстро писать новости или любые короткие тексты, которые их вам заменяют на работе.
Но что делать, если надо в кратчайшие сроки написать объемный связный текст? Где гарантия, что на середине этого текста вы не увязнете и вам не придется все переписывать? Можете ли вы, положа руку на сердце, сказать, что вычитывающий вас редактор не завернет текст из-за "бессвязности", что ваша история не отправится на доработку?
Классическим способом решения всех этих проблем и ответа на все эти вопросы является план. Он-то уж точно позволяет ничего не упустить. Но если вы когда-либо пробовали писать по плану, то наверняка обнаруживали, что он почему-то требует больше времени, чем старое доброе "с места в карьер". Кроме того, использование плана превращает вашу статью в список вопросов и ответов, делая ее схожей с рефератом, составленным из огромных строительных блоков.
Причина этого проста. Когда вы срываетесь писать статью без подготовки, ваше внутреннее я задает только один вопрос: "о чем будет текст?". Вы отвечаете мысленным абзацем и потом муссируете и развиваете эту мысль на протяжении всей статьи.
Когда вы составляете план, состоящий из более-менее абстрактных секций вроде "Введение, событие, биография, недавнее происшествие", вашему внутреннему я приходится задавать столько же вопросов, сколько пунктов в вашем плане. "Диалог" затягивается - девять мысленных абзацев не так легко охватить, как один.
В то же время сама идея плана правильная. Нет ничего хуже работы вслепую, а с планом ты хотя бы знаешь, сколько времени у тебя займет написание текста. Я опробовал другой метод и мне понравилось, как он работает. Примерно за час-полтора он позволяет выдавать 4-5 тысячи знаков хорошего связного текста, пересыпанного фактами. Это от половины до целой авторской колонки в большинстве изданий.
Шаг первый. Отведите себе время на изучение источников. Не жалейте его. Не делайте никаких записей. Вам надо прочесть все про историю, которую вы будете описывать и потом уложить это все у себя в голове - кто кого убил, кто кем кому приходился, из-за чего переругались наследники и почему упал самолет. Не глядите на часы. Заинтересуйтесь рассказами очевидцев и отчетами аналитиков, и вы обнаружите, что прошло всего полчаса или около того. Я не знаю, почему так выходит, но в большинстве случаев это именно так.
Шаг второй. Напишите лид - абзац, в котором вы излагаете вашу историю или завлекаете в нее читателя. Если этот абзац можно поставить в качестве первого, особо ничего не меняя, получилось то, что нужно.
Шаг третий. Составьте...план. Но ни в коем случае не тот, который вас учили составлять. Никаких четких терминов и понятий, никаких цифр и вложенных уровней. Вместо этого пишите по половине первого предложения каждого абзаца вашей истории.
Это самое сложное место для понимания, но как только вы разберетесь, то обнаружите удивительную легкость в работе с текстами. Оттолкнитесь от вашего первого абзаца. О чем вы хотите написать дальше? Так как вы привыкли писать тексты рывком, ваш мозг тут же вам подскажет, о чем примерно должен быть следующий абзац.
В этой подсказке для вас самое главное - связка. Вы должны запомнить, как связан первый абзац со вторым. Для этого достаточно быстро, будто под диктовку, записать первые несколько слов этого мысленного второго абзаца, максимум - его первое предложение.
Пока вы писали второй абзац, ваш мозг примерно уже знал, чем он закончится. У вас могло не быть сложившихся в фразы слов, но общая идея вроде "здесь я кратко расскажу о решении судьи" присутствовала обязательно.
Зная, о чем вы еще не написали, переходите к следующему "абзацу", точно так же написав первые несколько слов. Сами "абзацы" надо разделять парой пустых строк - они вам понадобятся.
Обязательно дойдите таким макаром до конца истории. Нужно увидеть, что все рассказано, ничего не придется вставлять, а последний абзац не повис в воздухе и его можно, например, завершить какой-нибудь шуткой. Оценить полноту вашей статьи вам поможет только что детально изученная история. По подсказкам, которые вы себе оставили, сразу видно - вот здесь у вас повествование хромает, а вот эти два абзаца должны следовать один за другим, а не как сейчас.
Шаг четвертый. Начинайте писать. Связки абзацев друг с другом у вас есть. Все данные в вашей голове. Никаких железобетнных блоков - вы уже связали повествование и, связав, избавились от искусственности. Остается только продолжить мысль, которую вы видите на каждой строчке. Этот этап займет от получаса до часа - если вы не будете отвлекаться, то поразитесь, насколько быстро вы можете работать.
Стоит отметить одну вещь - чем короче текст, тем хуже работает эта система, так как выигрыш по времени по сравнению с обычным интуитивным написанием стремится к нулю.
10.3.Ваши статьи: жанры
Скорее всего, на работе вам придется писать не только новости, но и обзорные статьи. В этой подглавке я постараюсь рассказать, как это лучше всего сделать.
Манера написания статей от издания к изданию сильно варьируется. Зачастую именно самые длинные тексты определяют восприятие издания. Например, очевидно, что издание Wired - это в первую очередь большие обзорные материалы, издание "Коммерсант" - скрупулезное перечисление фактов, полученных от не всегда доступных другим источников, "Ведомости" - сведение воедино рыночной ситуации и мнения о ней аналитиков. По крайней мере, это было очевидно в 2008 году — со временем подача материала в изданиях может меняться.
В интернет-СМИ чаще всего преобладают так называемые summary - сведенные воедино сообщения новостных агентств на определенную тему. В отдельных случаях требуется опросить экспертов или представить материал, которого пока ни у кого нет. Объединяет интернет-издания одно - требование подготовить статью за 4-8 часов (чаще за 4).
Это очень мало. С точки зрения, например, сотрудников ежемесячных журналов и еженедельников, это вообще никакой не срок. Не успеешь ни в командировку съездить, ни интервью толком взять и согласовать с пресс-службой, ни встретиться с "анонимным источником" в ресторане. Поэтому сотрудников интернет-изданий работники бумажной не ежедневной прессы считают паразитами и халтурщиками. Те в ответ думают, что в бумаге трудятся исключительно лентяи.
Как любила говорить Людмила Гурченко, "для кого-то пять минут это много, для кого-то мало, а для кроликов - целая вечность". Сжатые сроки выработали определенные правила подготовки текстов. Вилка, на одном конце которой половина рабочего дня на подготовку текста, а на другом - целый день, привела к рождению нескольких поджанров.
Поджанр 1. Реферат(итого)
Обычные смертные не читают последовательно все новости на определенную тему. Одним из инструментов, делающим текст понятным для неподготовленного читателя, является новостной бэк. Другим - жанр реферата, summary. Summary пишется по ключевым точках длинного сюжета, обычно охватывая от трех до пяти новостей. Summary - это также подведение итогов или собрание всех данных о происшествии.
Пример: утром что-то где-то взорвалось. Днем уточняется число пострадавших. К вечеру появляются первые комментарии правоохранительных органов. Три новости, написанные по этим событиям, упускают массу подробностей: некоторые факты были недоступны на время написания, другие не ложились в последующие новости, третьи оказывались мелковаты для отдельной заметки.
Поэтому логично написать текст, в котором будут приведены не только факты из трех новостей, но и все ставшие известными из различных источников подробности.
Реферативные статьи пишутся либо легче, либо труднее всего. В них все зависит от знакомства автора с сюжетом. Чтобы получить выжимку, нужно переработать сырье. Помните об этом, если вам придется решать, кому поручить написание того или иного текста. В то же время, если вам надо быстро и эффективно ознакомить коллегу с какой-то темой, ничего лучше реферата вы не найдете.
Поджанр 2. Обзор реакции
Иногда изданию энергетически выгоднее оказаться над схваткой, нежели принять участие в ней. Например, если разгорается мутный международный скандал, то энергетически выгоднее не пытаться за четыре часа его распутать, а сделать обзор мнений.
Это может быть, например, обзор отечественной или зарубежной прессы, цитаты ньюсмейкеров и аналитиков и даже обзор блогов. Последний, кстати, стремительно превращается в отдельный поджанр.
Что характерно - обзор реакции любим читателями, так как экономит их время и удовлетворяет их информационный голод. Обзор мнений и реакции так же стар, как и обзор прессы. Он из него вырос. Особенно эффектно смотрится просто набор цитат с указанием источника — такой набор, вывод из которого очевиден.