Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации.
Рассматриваемая в рамках проекта компания – «Браво Софт» занимается производством программного обеспечения, реализацией и после продажным обслуживанием оборудования. Компания имеет собственные производственные мощности для производства своей продукции. Реализация продукции происходит напрямую по средствам активных переговоров с заказчиками и клиентами, а так же через развитые дилерские сети. Организационная структура проекта приведена в приложении 13. Иерархическая структура работ приведена в приложении 10. Матрица ответственности проекта приведена в приложении 5. Календарный план проекта приведен в приложении 8. Бюджет проекта приведен в приложениях 11, 12. Цель проекта – внедрение информационной системы на предприятии.
Таблица 7
Цели проекта по модели SMART
Критерий | Цель |
S | Увеличить прибыль предприятия |
M | Рентабельность должна составить 7 % |
A | Увеличить рентабельность за счет автоматизации ресурсоемких операций |
R | за счет автоматизации ресурсоемких операций будет снижен временной лаг и число ошибок, совершенных по вине сотрудников |
T | Окупаемость проекта должна составить 4 месяца |
Критерии успеха: наличие функционирующей системы автоматизации предприятия. Критерии неудачи проекта: программа не внедрена; низкая функциональность программы; программа выполнена не на должном профессиональном уровне; низкая посещаемость сайта.
Миссия – упрощение взаимодействия клиентов с предприятием. Видение – функционирующий сайт предприятия.
Представим концептуальную схему основных задач проекта автоматизации (приложение 8), соответствующую ей диаграмму Ганта (приложение 9) и дерево задач проекта (приложение 10).
Для описания задачи необходимо определить: Входные информационные потоки: наименование заказа; категория продукции; наименование продукции; количество продукции в заказе; цена за единицу; стоимость заказа. Выходные информационные потоки: номер заказа; стоимость заказа; реквизиты покупателя; способ доставки. Создание системы автоматизации позволит снизить издержки при продаже продукции. Кроме того, подобная система позволит оптимизировать процесс работы с клиентами и снять часть работы с менеджеров по работе с клиентами. В конечном счете активное внедрение проектируемой интернет-системы должно способствовать увеличению объема продаж, открывая новые возможности для проведения сбытовой политики компании. Участники проекта. В процессе автоматизации данной задачи примут участие следующие сотрудники: Начальник отдела продаж – в его ведении находится автоматизируемый бизнес-процесс. Кроме того, начальник данного отдела должен контролировать процесс подготовки документации для проектирования программного продукта. Менеджер отдела информационных технологий является руководителем отдела, обслуживающего ИТ-инфраструктуру компании. Данный сотрудник должен оказывать консультирование на этапе подготовки документации на проектирование информационной системы. Менеджер по работе с клиентами – один из сотрудников, для которых готовится система автоматизации. Будет принимать участие в тестировании программного продукта и оценивать его функциональность. Программист – непосредственный исполнитель проекта автоматизации. Основные факторы риска при реализации приведены в приложении 14. Риски, которые характеризуют: группа риска продукт; группа риска продвижение; группа риска цена; группа риска направления бизнеса. Карта рисков – схематическое изображение рисков в системе координат, вероятность силы воздействия в соответствии с интегральной оценкой, с целью позиционирования отдельных рисков относительно друг другу. Карта рисков представлена в приложении 15. Оценка рисков приведена в таблице 8. Оценка проведена при помощи сотрудников, обработка проведена автором.
Таблица 8
Оценка рисков
Риск | Опасность (вес) риска | Возможность реализации | |||
Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | Конечная оценка | ||
Продукт | |||||
1. Потеря целевой аудитории | 0,3 | ||||
2. Снижение уровня прибыли | 0,3 | 11,5 | |||
3. Недобросовестные поставщики | 0,3 | ||||
Продвижение | |||||
1. Не конкурентоспособность | 0,4 | 21,3 | |||
2. Потеря имиджа | 0,3 | ||||
3. Недобросовестные партнеры | 0,3 | ||||
Цена | |||||
1. Снижение рентабельности | 0,4 | 14,7 | |||
2. Повышение инфляции | 0,3 | ||||
3. Снижение тарифов | 0,3 | ||||
Направления бизнеса | |||||
1. Снижение уровня привлекательности для клиентов | 0,3 | ||||
2. Недобросовестные партнеры | 0,4 | 14,7 |
Наименьший приоритет у группы: направлений бизнеса
Определим вес по следующей формуле: (1)
где Wk – вес группы с наименьшим приоритетом; k - количество групп; f - соотношение весов первого и последнего риска:
(2)
F= 14/14,7=0,9 W= 2 /4* (0,9+1) = 0,26
Определим вес остальных групп рисков по следующей формуле:
(3)
где l – номер группы. W1=0,26 *(4-1)*0,9 +1-1/4-1 = 0,234 W2=0,26 *(4-2)*0,9 +2-1/4-1 = 0,243 W3=0,26 *(4-3)*0,9 +3-1/4-1 =0,251 Определим вес простых рисков внутри групп: (4)
где М – число рисков в данной группе. Wр1=0,234/3=0,07 Wр2=0,243/3=0,08 Wр3=0,251/3=0,083 Wр4= 0,26/2=0,13 Рассчитаем балльную оценку рискованности проекта, по формуле:
(5)
где Vi – балльная оценка по всем рискам.
Результаты приведены в таблице 9.
Таблица 9
Оценка рисков
Виды рисков | балльная оценка | вес | Итог |
Потеря целевой аудитории | 0,07 | 0,98 | |
Снижение уровня прибыли | 11,5 | 0,07 | 0,805 |
Недобросовестные поставщики | 0,07 | 1,19 | |
Не конкурентоспособность | 21,3 | 0,08 | 1,704 |
Потеря имиджа | 0,08 | 0,88 | |
Недобросовестные партнеры | 0,08 | 1,12 | |
Снижение рентабельности | 14,7 | 0,083 | 1,2201 |
Повышение инфляции | 0,083 | 1,66 | |
Снижение прибыли | 0,083 | 0,664 | |
Снижение уровня привлекательности для клиентов | 0,13 | 1,69 | |
Недобросовестные партнеры | 14,7 | 0,13 | 1,911 |
Итог | 13,8241 |
Таким образом, главная опасность - распыление сил. Итоговая оценка риска равна 13,8 < 30 баллов, то есть суммарный риск достаточно низкий. Для понижения степени риска предлагается использовать разные приемы: диверсификация; приобретение дополнительной информации о результатах и выборе; лимитирование; страхование.
2. Стратегия реализация интернет-магазина «Браво Софт»