Пар 14. Электронный бизнес и электронная коммерция.
Эл. Коммерция – вид бизнес активности, в которой взаимодействия субъектов бизнеса к/п товаров и услуг (как материальных, так и инф-х) осуществляется с помощью глобальной компьютерной сети интернет или другой информационной сети.
Она охватывает не только операции к/п но и:
§ Сопровождение процессов создания спроса на продукцию и услуги
§ Автоматизацию административных функций связанных с онлайновыми продажами и обработки заказов
§ Совершенствование обмена информацией между партнерами.
Классические этапы ведения Эл. Коммерции: (выучить наизусть, будет на тесте, прям вписать один из 4-х, недостающий)
1. Онлайновый маркетинг
2. Оформление заявок
3. Осуществление платежей
4. Информационная поддержка доставки товаров.
Эл. Бизнес – деловая активность, которая максимально использует возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью создания прибыли.
Включает в себя электронную коммерцию, но при этом охватывает внутренние процессы, такие как производство, управление запасами, разработку продукта, риск-менеджмент, управление знаниями, финансами и человеческими ресурсами.
26.12.2013г.
Полнофункциональная система эл бизнеса –это сложный интегрируемый комплек, состоящий из различных по своей природе компонентов:
1. Подсистемы обмена информацией (эл почта, приложения по передаче мгновенных сообщений)
2. Подсистемы электронного документооборота
3. Подсистема управления ресурсами компании (материальными финансовыми трудовыми)
4. Подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний
5. Подсистемы электронной коммерции для организации продаж и закупок
6. Подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами.
Пар 15. Основные направления Эл. Коммерции. (ЭК)
В зависимости от взаимодействующих сторон:
- В2В Бизнес-биснес
- В2С бизнес-потребитель
-С2В потребитель-бизнес
-С2С потребитель – потребитель
-В2G –Бизнес-гос органы
С2G- потребитель-гос органы
Сектор В2В
Участники взаимодействуют на виртуальных В2В площадках- сайтах, которые предоставляют основные услуги:
-просмотр прайс листов
-создание заказа и отслеживание его выполнения
-покупки
-получение счет-фактуры
-платежи: инициализация и подтверждение
И возможно дополнительные:
-аналитика
-отчетность
Площадки принято делить в зависимости от того кем она создана:
1. Площадки Supplier-driven- создаются поставщиками или продавцами по разным причинам:
Ø Хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей
Ø Или снизить затраты на продажи
Ø Или иметь возможность объединения с партнерами и диктовать свои услуги на рынке
Пример: площадка крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары.
2. Площадки Buyer driven- создаются крупными кампаниями-покупателями для привлечения компаний-поставщиков для оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов.
3. Площадки Third-parte-driven – создаются, обслуживаются и управляются третьей стороной для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов. Служат для получения дохода в виде % от совершенных сделок.
Пример: эл биржи и аукционы, брокерские сайты
-в зависимости от конкретного типа разрабатывают инструменты для поставщиков либо для потребителей.
Сектор В2С
Целью- коммерции являются прямые продажи потребителей без посредников.
Устраняют географическую удаленность между крупными городами и регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителей.
Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличить их (исключить % посредников), что приводит к росту прибыли.
К системам В2С относятся:
- web-витрины торговых компаний для привлечения возможных покупателей к продуктам данных компаний
-интернет-магазины, которые занимаются продажей только продажей товаров и содержит необходимую инфраструктуру для производства продаж и управления эл торговлей через интернет
-торговые интернет компании, в которых система эл продаж, полностью интегрирована со всеми торговыми бизнес-процессами, когда данные от магазина передаются в бухгалтерскую систему и систему документационного обеспечения компании.
Для полноценного функционирования Интернет магазина необходимы следующие обязательные технологические компоненты:
1. Веб – сервер , который обеспечивает ограничение лоступа и принемает запросы от клиентов
2. БД и северная СУБД для сбора, хранения, обратотки, управдения данными
3. Приложения (прикладное решение), которое реализирует логику (алгоритм) бизнес-процессов
4. Система электронных платежей, включающая эл цифровую подпись
5. Система криптографической зашиты информации
6. Получение закрытого ключа и соответствующего сертификата.
Организационные мероприятия:
1. Регистрация доменного имени интернет-магазина у какого-либо регистратора доменных имен, например, www.nic.ru
2. Организация приема платежей
3. Регистрация предприятия для ведения бизнеса в интернете.
Сектор С2В
Представлен 2-мя категориями взаимоотношений:
1. Сайт компании-продавца предоставляет списки товаров и услуг и потребитель может указать приемлемую для него цену. Так формируется спрос.
Продавец, пользуясь стат. данными текущего спроса, принимает окончательное решение, и после этого товар «выпускается» в продажу по усредненной цене.!!!
2. Частный предприниматель или небольшое объединенное частных предпринимателей, способных оказывать услуги предприятиями, создают свои сайты для реализации онлайновых взаимоотношений с предприятиями
Например, сайты бизнес-консультантов, юристов, рекламных агентов и др специалистов.
Сектор С2С
- онлайновая организация куплепродажи товаров и услуг между потребителями
Персональный сайт физического лица или специалированный сайт, имеющий раздел бесплатных объявлений, выстпупает в роли посредника между покупателем и продавцом
Сделка может быть совершена как непосредственно через интернет, если обе стороны имеют платежные инструменты, так и наличными деньгами при согласовании всех вопросов и применением интернета.
Сектор B2G , C2G
Государство- значительный поставщик услуг для граждан и предприятий, которые платят налоги за комплекс определенных услуг в сфере безопасности и общественного порядка, образования охраны здоровья
Орг власти предоставляет услуги гражданам через интернет.
Все большее кол местных
В некоторых случаях бизнес-процессы. Использующие методы традиционной коммерции очень эффективны и технологии эл-коммерции, практически не могут их улучшить, например, к-п эксклюзивных ювелирных изделий.
Факторы, влияющие на возможность реализации эл-коммерции:
1. Особенности продукта-услуги:
-продукты, которые покупатели ощупывают или осматривают вблизи, не подходят для эл коммерции
- известность бренда производителя товаров
2. Особенности доставки: настолько легко упаковать товар и каково отношение стоимости товаров и стоимости доставки.
Хорошие кандидаты для эл-коммерции:
Книги, программное обеспечение, туристический бизнес, продажа билетов, продуктов потребления
Комбинация традиционной и эл-коммерции:
Лучше всего работает в тех случаях, когда бизнес-процесс включает как товары потребления, так и необходимость личностей инспекции товара: продажа автомобилей, риэлтерские услуги, интернет банкинг
С развитием технологий список продуктов\услуг
Интернет-банкинг – это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого ПК, имеющего доступ в интернет.
Для выполнения операций используется браузер на клиентском ПК услуги:
-выписки по счетам
-предоставление инф по банковским продуктам (виды вкладов, кредиты)
-заявки на открытие депозитов, получение кредитов и банковских карт
-переводы на счет данного банка и др банков
-…..
Безопасность интернет-банкинга обеспечивается шифрованием трафика и подтверждением банковских операций с помощью одноразовых паролей
Мобильная коммерция – это эл коммерция переведенная в мобильные формы.
Преимущества эл-коммерции:
1. Доступ к мах широкой аудитории
2. Доступ к узким сегментам рынка, территориально расположенных на значительном расстоянии друг от друга
3. Снижение расходом на маркетинг и информационную поддержку
4. Значительное увеличение оперативности получения информации для принятия решений - особенно при сложных торговых сделках с участием нескольких компаний.
5. Значительное сокращения цикла маркетинга и продаж
6. Большая открытость компании по отношению к клиентам
7. Расширение возможностей клиента
8. Электронная оплата сделок с использованием эл платежных систем.
Недостатки эл. Коммерции:
Большинство недостатков э-коммерции сегодняшнего дня определяются уровнем соответствующих технологий
Некоторые бизнес-порталы никогда не смогут приспособиться к эл-коммерции.
-много товаров и услуг требуют некоторой критической массы потенциальных покупателей, желающих приобретать товары и услуги через интернет
- трудно рассчитать в количественной форме ожидаемую выгоду от инвестиций.
-сложно объединить сущ ПО фирмы, поддерживающее традиционную коммерцию с ПО, необходимым для эл-коммерции
- правовая среда, в которой сегодня работает Эл-коммерция изобилует неясными и даже конфликтными законами
ЭКЗАМЕН:
Самостоятельно по материалам сайта в мудл, изучить разделы: основные понятия и положения, классификация информационных технологий, тенденции развития ИТ., внедрения ИТ. и организационные изменения на предприятиях.