Пар 14. Электронный бизнес и электронная коммерция.

Эл. Коммерция – вид бизнес активности, в которой взаимодействия субъектов бизнеса к/п товаров и услуг (как материальных, так и инф-х) осуществляется с помощью глобальной компьютерной сети интернет или другой информационной сети.

Она охватывает не только операции к/п но и:

§ Сопровождение процессов создания спроса на продукцию и услуги

§ Автоматизацию административных функций связанных с онлайновыми продажами и обработки заказов

§ Совершенствование обмена информацией между партнерами.

Классические этапы ведения Эл. Коммерции: (выучить наизусть, будет на тесте, прям вписать один из 4-х, недостающий)

1. Онлайновый маркетинг

2. Оформление заявок

3. Осуществление платежей

4. Информационная поддержка доставки товаров.

Эл. Бизнес – деловая активность, которая максимально использует возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью создания прибыли.

Включает в себя электронную коммерцию, но при этом охватывает внутренние процессы, такие как производство, управление запасами, разработку продукта, риск-менеджмент, управление знаниями, финансами и человеческими ресурсами.

26.12.2013г.

Полнофункциональная система эл бизнеса –это сложный интегрируемый комплек, состоящий из различных по своей природе компонентов:

1. Подсистемы обмена информацией (эл почта, приложения по передаче мгновенных сообщений)

2. Подсистемы электронного документооборота

3. Подсистема управления ресурсами компании (материальными финансовыми трудовыми)

4. Подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний

5. Подсистемы электронной коммерции для организации продаж и закупок

6. Подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами.

Пар 15. Основные направления Эл. Коммерции. (ЭК)

В зависимости от взаимодействующих сторон:

- В2В Бизнес-биснес

- В2С бизнес-потребитель

-С2В потребитель-бизнес

-С2С потребитель – потребитель

-В2G –Бизнес-гос органы

С2G- потребитель-гос органы

Сектор В2В

Участники взаимодействуют на виртуальных В2В площадках- сайтах, которые предоставляют основные услуги:

-просмотр прайс листов

-создание заказа и отслеживание его выполнения

-покупки

-получение счет-фактуры

-платежи: инициализация и подтверждение

И возможно дополнительные:

-аналитика

-отчетность

Площадки принято делить в зависимости от того кем она создана:

1. Площадки Supplier-driven- создаются поставщиками или продавцами по разным причинам:

Ø Хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей

Ø Или снизить затраты на продажи

Ø Или иметь возможность объединения с партнерами и диктовать свои услуги на рынке

Пример: площадка крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары.

2. Площадки Buyer driven- создаются крупными кампаниями-покупателями для привлечения компаний-поставщиков для оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов.

3. Площадки Third-parte-driven – создаются, обслуживаются и управляются третьей стороной для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов. Служат для получения дохода в виде % от совершенных сделок.

Пример: эл биржи и аукционы, брокерские сайты

-в зависимости от конкретного типа разрабатывают инструменты для поставщиков либо для потребителей.

Сектор В2С

Целью- коммерции являются прямые продажи потребителей без посредников.

Устраняют географическую удаленность между крупными городами и регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителей.

Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличить их (исключить % посредников), что приводит к росту прибыли.

К системам В2С относятся:

- web-витрины торговых компаний для привлечения возможных покупателей к продуктам данных компаний

-интернет-магазины, которые занимаются продажей только продажей товаров и содержит необходимую инфраструктуру для производства продаж и управления эл торговлей через интернет

-торговые интернет компании, в которых система эл продаж, полностью интегрирована со всеми торговыми бизнес-процессами, когда данные от магазина передаются в бухгалтерскую систему и систему документационного обеспечения компании.

Для полноценного функционирования Интернет магазина необходимы следующие обязательные технологические компоненты:

1. Веб – сервер , который обеспечивает ограничение лоступа и принемает запросы от клиентов

2. БД и северная СУБД для сбора, хранения, обратотки, управдения данными

3. Приложения (прикладное решение), которое реализирует логику (алгоритм) бизнес-процессов

4. Система электронных платежей, включающая эл цифровую подпись

5. Система криптографической зашиты информации

6. Получение закрытого ключа и соответствующего сертификата.

Организационные мероприятия:

1. Регистрация доменного имени интернет-магазина у какого-либо регистратора доменных имен, например, www.nic.ru

2. Организация приема платежей

3. Регистрация предприятия для ведения бизнеса в интернете.

Сектор С2В

Представлен 2-мя категориями взаимоотношений:

1. Сайт компании-продавца предоставляет списки товаров и услуг и потребитель может указать приемлемую для него цену. Так формируется спрос.

Продавец, пользуясь стат. данными текущего спроса, принимает окончательное решение, и после этого товар «выпускается» в продажу по усредненной цене.!!!

2. Частный предприниматель или небольшое объединенное частных предпринимателей, способных оказывать услуги предприятиями, создают свои сайты для реализации онлайновых взаимоотношений с предприятиями

Например, сайты бизнес-консультантов, юристов, рекламных агентов и др специалистов.

Сектор С2С

- онлайновая организация куплепродажи товаров и услуг между потребителями

Персональный сайт физического лица или специалированный сайт, имеющий раздел бесплатных объявлений, выстпупает в роли посредника между покупателем и продавцом

Сделка может быть совершена как непосредственно через интернет, если обе стороны имеют платежные инструменты, так и наличными деньгами при согласовании всех вопросов и применением интернета.

Сектор B2G , C2G

Государство- значительный поставщик услуг для граждан и предприятий, которые платят налоги за комплекс определенных услуг в сфере безопасности и общественного порядка, образования охраны здоровья

Орг власти предоставляет услуги гражданам через интернет.

Все большее кол местных

В некоторых случаях бизнес-процессы. Использующие методы традиционной коммерции очень эффективны и технологии эл-коммерции, практически не могут их улучшить, например, к-п эксклюзивных ювелирных изделий.

Факторы, влияющие на возможность реализации эл-коммерции:

1. Особенности продукта-услуги:

-продукты, которые покупатели ощупывают или осматривают вблизи, не подходят для эл коммерции

- известность бренда производителя товаров

2. Особенности доставки: настолько легко упаковать товар и каково отношение стоимости товаров и стоимости доставки.

Хорошие кандидаты для эл-коммерции:

Книги, программное обеспечение, туристический бизнес, продажа билетов, продуктов потребления

Комбинация традиционной и эл-коммерции:

Лучше всего работает в тех случаях, когда бизнес-процесс включает как товары потребления, так и необходимость личностей инспекции товара: продажа автомобилей, риэлтерские услуги, интернет банкинг

С развитием технологий список продуктов\услуг

Интернет-банкинг – это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого ПК, имеющего доступ в интернет.

Для выполнения операций используется браузер на клиентском ПК услуги:

-выписки по счетам

-предоставление инф по банковским продуктам (виды вкладов, кредиты)

-заявки на открытие депозитов, получение кредитов и банковских карт

-переводы на счет данного банка и др банков

-…..

Безопасность интернет-банкинга обеспечивается шифрованием трафика и подтверждением банковских операций с помощью одноразовых паролей

Мобильная коммерция – это эл коммерция переведенная в мобильные формы.

Преимущества эл-коммерции:

1. Доступ к мах широкой аудитории

2. Доступ к узким сегментам рынка, территориально расположенных на значительном расстоянии друг от друга

3. Снижение расходом на маркетинг и информационную поддержку

4. Значительное увеличение оперативности получения информации для принятия решений - особенно при сложных торговых сделках с участием нескольких компаний.

5. Значительное сокращения цикла маркетинга и продаж

6. Большая открытость компании по отношению к клиентам

7. Расширение возможностей клиента

8. Электронная оплата сделок с использованием эл платежных систем.

Недостатки эл. Коммерции:

Большинство недостатков э-коммерции сегодняшнего дня определяются уровнем соответствующих технологий

Некоторые бизнес-порталы никогда не смогут приспособиться к эл-коммерции.

-много товаров и услуг требуют некоторой критической массы потенциальных покупателей, желающих приобретать товары и услуги через интернет

- трудно рассчитать в количественной форме ожидаемую выгоду от инвестиций.

-сложно объединить сущ ПО фирмы, поддерживающее традиционную коммерцию с ПО, необходимым для эл-коммерции

- правовая среда, в которой сегодня работает Эл-коммерция изобилует неясными и даже конфликтными законами

ЭКЗАМЕН:

Самостоятельно по материалам сайта в мудл, изучить разделы: основные понятия и положения, классификация информационных технологий, тенденции развития ИТ., внедрения ИТ. и организационные изменения на предприятиях.

Наши рекомендации