Модуль 1. Электронное правительство

Лекции по учебному курсу

«Эффективное использование сервисов электронного правительства»

Ханты-Мансийск, 2012

Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 4

Модуль 1. Электронное правительство. 5

1.1 Введение в терминологию.. 5

1.2 Направления развития электронного правительства. 6

1.3 Система межведомственного электронного взаимодействия. 7

1.4 Интернет – ресурсы «Электронного правительства». 8

Модуль 2. Общие принципы работы и функциональная структура Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации. 8

2.1 Общая информация о Едином портале государственных и муниципальных услуг. 8

2.2 Главная страница Единого портала государственных услуг РФ.. 9

2.3 Разделы Единого портала государственных и муниципальных услуг. 11

2.3.1 Разделы «Электронные услуги» и «Информация об услугах». 11

2.3.2 Раздел «Органы власти». 13

2.3.3 Раздел «Справочная информация». 13

2.4 Электронная подпись и варианты её применения на портале государственных услуг 15

Модуль 3. Регистрация на Едином портале государственных и муниципальных услуг. 16

3.1 Зачем нужна регистрация. 16

3.2 Процесс регистрации. 17

3.3 Сервисы личного кабинета. 18

Модуль 4. Примеры получения государственных услуг в электронном виде. 20

4.1 Классификация государственных услуг. 20

4.2 Оформление заграничного паспорта гражданина РФ (Федеральная услуга) 20

4.3 Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения (Федеральная услуга) 21

4.4 Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (Региональная услуга) 22

4.5 Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Муниципальная услуга) 22

Модуль 5. Электронные карты.. 23

5.1 Универсальная электронная карта. 23

5.1.1 Основные понятия Единой платёжно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» и её особенности. 23

5.1.2 Общие сведения об УЭК.. 23

5.1.3 Безопасность УЭК.. 26

5.1.4 Получение УЭК.. 26

5.1.5 Действия при возникновении нештатных ситуаций. 26

5.1.6 Преимущества использования УЭК.. 27

5.2 Социально-платёжная карта «Югра». 27

5.2.1 Определение, цели и задачи СПК «Югра». 27

5.2.2 СПК «Югра» - инструмент подписи электронного документа. 28

5.2.3 Виды приложений и доступные услуги. 29

5.2.4 Способы использования СПК «Югра». 30

5.2.5 Официальный портал системы СПК «Югра». 32

5.2.6 Персональный раздел системы СПК «Югра». 33

5.2.7 Примеры получения государственных услуг в системе СПК «Югра». 34

5.2.8 Как получить социально-платежную карту "Югра". 36

Введение

Разработка учебного курса «Эффективное использование сервисов электронного правительства» выполнена в рамках государственного задания по заказу Департамента информационных технологий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Курс предназначен для самых широких слоёв населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющих базовые навыки работы на персональном компьютере.

В рамках данного учебного курса слушатели получат информацию об «электронном правительстве» и государственных (муниципальных) услугах. Узнают о системе межведомственного электронного взаимодействия, а также ознакомятся с сайтами органов власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В рамках курса детально рассматривается функциональное наполнение Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской федерации. В процессе обучения слушатели получат знания, умения и навыки, необходимые для эффективного использования этого ресурса, а также официального портала системы «Социально-платежная карта «Югра» посредством СПК «Югра». Помимо этого, будет дана общая информация об универсальной электронной карте. По окончании курса, слушатель сможет самостоятельно пройти процедуру регистрации на портале государственных и муниципальных услуг и произвести активацию «Личного кабинета». Слушатель будет свободно ориентироваться в разделах Единого портала, и эффективно использовать различные инструменты, предлагаемые разработчиками ресурса для облегчения поиска и навигации по сайту, а также детально ознакомится с процессом получения государственных услуг различного уровня (федерального, регионального, муниципального).

Учебный курс состоит из пяти модулей: электронное правительство, общие принципы работы и функциональная структура портала государственных услуг РФ, примеры получения государственных услуг в электронном виде. В отдельный модуль выделено описание алгоритма регистрации на портале госуслуг РФ, как наиболее важного момента в процессе получения услуги, требующего тщательного изучения. В последнем, пятом модуле, рассматриваются электронные карты. Модуль содержит два раздела: универсальная электронная карта и СПК «Югра».

Оценка знаний, полученных слушателями при изучении курса, осуществляется по итогам онлайн-тестирования в системе дистанционного образования Югорского научно-исследовательского института информационных технологий (г. Ханты-Мансийск). Адрес в сети Интернет epro.uriit.ru.

Объём курса составляет 8 часов лекций и 15 часов практической работы слушателей. На тестирование отводится 1 час.

Модуль 1. Электронное правительство

Введение в терминологию

В соответствии с федеральным законом 210-ФЗ, государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

В 2010 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» утверждена государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одной из основных задач на 2011-2014 годы в рамках реализации программы является: построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления.

Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Электронное правительство переводит взаимодействие общества и государства на новый уровень, поскольку заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Наши рекомендации