Глава 2. Правовые аспекты Интернет – услуг

2.1. Интернет и авторское право.

Все услуги Интернета можно разделить на 2 группы, это услуги которые предоставляется для связи между людьми (электронная почта), и услуги, связанные с получением какой либо информации ( новости, реклама).На сегодняшний день интернет-услуги мало урегулированы, и почти, нет единого документа который их, характеризовал их с юридической точки зрения.

Сфера правоотношений, связанных с Интернетом, во многом "пересекается" со сферой регулирования авторского права. Размещение объектов, охраняемых авторским правом, в компьютерной сети не меняет принципиальных положений об их охране. Но Интернет предоставляет самые широкие возможности для фактически бесконтрольного воспроизведения и распространения таких объектов. Предполагается, что все пользователи сети, размещающие в ней информацию, содержащую перепечатки, изображения и другие зарегистрированные объекты исключительного права, обязаны предварительно получать согласие официальных владельцев на воспроизведение информации. Это, к сожалению, происходит не всегда. Что касается имеющихся нормативных правовых актов, затрагивающих отношения по поводу Интернета, то их можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, кодифицированного законодательства по Интернету нет ни в одной из стран мира. Во-вторых, практически отсутствует регулирование отношений по поводу Интернета на межгосударственном уровне. Подписанная первоначально 14 странами в 1886 году Бернская конвенция предусматривала обеспечение защиты авторских прав не только на родине автора, но и на территории остальных государств, присоединившихся к конвенции. В 1952 году было достигнуто еще одно крупномасштабное соглашение о защите авторских прав, согласно которому законы о копирайте, действующие в каждой стране в отношении собственных писателей, распространялись без каких-либо изменений и на иностранных авторов. [6]

Теперь все - книги, музыкальные произведения, кинопродукция, - оказалось трансформируемым в компьютерные файлы, в последовательности нулей и единиц. Интернет позволил тиражировать и распространять всю эту информацию с минимальными затратами. Однако, помимо повышения удобств для пользователей и снижения затрат для производителей, Интернет привел к нарушению прежнего, казавшегося весьма устойчивым баланса в таких треугольниках, как автор - издатель - читатель или композитор - звукорежиссер-слушатель. Итак, проблема заключается не в том, что в рамках Интернет нельзя обеспечить должную правовую охрану авторских прав из-за отсутствия ограничений в копировании и использовании авторских материалов.

Проблема лишь в том, что пока никто в России не пытался пресечь их нарушение имеющимися в нашем распоряжении законодательными средствами. Для такого принципиального подхода вполне достаточно следующих предписаний законодательства: "воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением" (ст. 4 Закон об авторском праве и смежных правах). Не являются объектами авторского права: сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8). Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 (ст. 18).

Страница помещена на сервер - значит обнародована. Если кто-то скопировал ее (неважно из какой страны этот кто-то) для того, чтобы любоваться - вопросов нет. Если кто-то воспроизвел ее на свой сервере и выдал за свою - вопросов тоже нет, но есть почва для претензий. Если кто-то переработал ее, то вопросы все же возникают. ЗоАП РФ при перечислении ограничений ни единым словом не упоминает воспроизведение в электронном виде (указываются только воспроизведение в газетах, передача в эфир и сообщение по кабелю). Тем не менее, общее понятие воспроизведения, данное в статье 2, включает указание "запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением". Поэтому, учитывая цели закона, положения статей 18 и 19, где определены пределы воспроизведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, следует толковать расширительно - все это имеет прямое отношение и к Интернету. В соответствии с современной доктриной российского авторского права охраняются язык (внешняя форма произведения) и система образов (внутренняя форма).[7] Содержание произведения вне связи с формой не охраняется. Поэтому произведение, которое заимствует элементы содержания другого произведения (тема, сюжетное ядро, материал и т. д.), но имеет новую форму (внешнюю и внутреннюю), признается оригинальным. Распространена точка зрения, что Интернет с самого начала был задуман и реализован как средство свободного распространения любой информации, и потому категории авторского права к нему не применимы в принципе.

2.2. Интернет как средство массовой информации.

По общему правилу Интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО.

Российское законодательство не дает легального определения понятия "сайт" ("сайт в сети Интернет"), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин "официальный сайт" встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.[8]

Единственным нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального законодательства - определение понятия "сайт", является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы". Здесь в ст. 2 закрепляется: "официальный сайт органа власти - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения". Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов. Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам". Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко - как "совокупность определенным образом формализованных объектов".

Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона РФ от 27.12.1991 "О средствах массовой информации". Здесь указано: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации". Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.[9]

Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 "Информационные агентства" и ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства "одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации". Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.

Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.

Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: "Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой "в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним "в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору".[10]

Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: "Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия "распространение информации" как действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц".[11]

С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия "распространение продукции средства массовой информации", которое определяется как "продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ". Конечно, сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук. За исключением Интернет - сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что "правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации". Следовательно, определение понятия "распространение информации" должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.

Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться "иным средством массовой информации", а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации.

2.3. Электронная почта.

Адрес электронной почты отдельного лица или организации традиционно используются для идентификации владельца. В коммуникационных ресурсах Сети - он-лайновых средствах коммуникации пользователей и системе телеконференций нередко он оказывается необходимым атрибутом каждого участника. Специальная URL-схема mailto позволяет вставлять в Web-страницу гиперссылку на е-mail, автоматически открывающую почтового клиента. В этом виде она широко применяется в Паутине. Сами адреса при этом свободно индексируются поисковыми системами и доступны для поиска через поисковые машины общего назначения. AltaVista, например, показывает, что адреса электронной почты встречаются почти на 100 миллионах Web-страниц из 150 миллионов заиндексированных ей документов.

Адреса е-mail активно накапливаются и в специальных системах поиска людей и организаций, о которых пойдет речь ниже. Серьезное неудобство для поиска по e-mail составляет то, что при получении адреса допускается регистрации пользователя под псевдонимом. Эта практика особенно широко распространена на серверах, предоствляющих бесплатные почтовые ящики.

Виртуальное имя (Доменное имя) - это вывеска, эмблема, место проживания или почтовый адрес. И служить оно может как удовлетворению личного самолюбия, так и коммерческим целям.

Каждый может получит доменное имя, но получение конкретного имени не гарантируется: в частности, домен может уже использоваться. Сложившаяся сетевая практика заключается в том, что получить уже существующее доменное имя можете в случае согласия заинтересованных сторон. Далее распоряжаетесь доменом с правом отказаться от последнего.

Как достигается согласие сторон? Это нигде в этике Сети не оговаривается, но непосредственно в нормативной базе, касающейся Интернета, принятой реально существующими организациями, занимающимися развитием сети, это есть: например, устанавливается запрещение на куплю-продажу доменов. Плюс, есть этическое соображение эры зарождения сети: каждый имел право что-либо получить первым, но потом распоряжаться им мог только лично.

Из-за невозможности мирного сосуществования в виртуальном пространстве двух одинаково названных субъектов, не столько приобретение виртуального имени как такового, сколько приобретение конкретного имени домена стало быстро превращаться в весьма ощутимую инвестицию.

Что первично для сети Интернет - норма права, то есть зарегистрированный товарный знак, либо название вашего доменного имени? Естественно, доменное имя уникально. Что же для сети Интернет будет иметь значение - закон, c зарегистрированным товарным знаком, либо правило - тот, кто первый зарегистрировал в качестве домена, то его и использует? Вероятно, что данные системы благополучно бы существовали независимо друг от друга, если бы в настоящее время сеть Интернет все более и более не становится глобальным и социальным инструментом. В мире вопросами формирования Интернета занимается широкий круг организаций. В основном это общественные организации и объединения крупных корпораций. У нас в стране этим занимается РосНИИРОС (Российский НИИ Развития Общественных сетей).

Домен - область пространства иерархических имен сети Интернет, которое обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизовано администрируется. Домен идентифицируется именем домена (доменным именем).Регистрация домена - организационные и технические мероприятия, необходимые для обеспечения функционирования соответствующих серверов доменных имен (DNS) в рамках международной системы Интернет.

Делегирование домена - занесение данных о домене в зону и передача прав на его администрирование определенной организации.

Администрирование домена - совокупность мероприятий по организационно-технической поддержке функционирования домена, оплате услуг сторонних организаций по обеспечению функционирования домена, определению порядка использования домена.

Переделегирование домена - организационные и технические мероприятия по передаче прав администрирования другой организации (юридическому лицу).

Практически единственной системой документов, которая регламентирует права по использованию домена - договор о регистрации и технической поддержке доменов РосНИИРОС. Указанный комплекс документов регулирует взаимоотношения между Российским НИИ Развития Общественных Сетей и пользователями доменов. Не ставя себе целью анализ указанного договора, можно заметить следующее.В Регламенте данного договора содержится условие о том, что "Пpи регистрации имени домена, РосНИИРОС не несет ответственности за возможное нарушение Заявителем прав на торговую маpку, равно как и за конфликтные ситуации, возникающие при использовании названий других организаций" (п. 1.6).[12]

Описанная ситуация типична для Итернета: Правила разрешения споров по доменным именам компании Network Solutions, контролирующей развитие сети Интернет в Западном полушарии, расположенные на сайте РосНИИРОС - подтверждают общее положение о том, что регистратор доменных имен не несет никакой ответственности за реальные правовые нарушения.

Это означает, что домен, например, с именем www.qwerty.ru, который был благополучно зарегистрирован РосНИИРОС и функционировал в сети, по решению суда может быть отобран у его заявителя (владельца) из-за нарушения прав на товарный знак или фирменное наименование. От лица, распоряжавшегося доменом, также могут потребовать возмещения ущерба или компенсацию за использование чужого объекта интеллектуальной собственности, например, зарегистрированного знака обслуживания по классу связи qwerty.

В пространстве Интернета удачное или известное доменное имя имеет неоспоримую материальную ценность. И во всю в мире идет активная торговля доменами.

По российскому законодательству оборот доменных имен возможен, т.к., нет нормативно-правововых ограничений на оборотоспособность доменных имен и, поэтому, согласно ст. 129 ГК РФ доменные имена и домены на настоящий момент могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Случаи продаж доменных имен в России уже есть. Постепенно формируются обычаи делового оборота по регистрации, администрированию, использованию и уступке доменных имен.

Анализ действующего законодательства показывает, что каких-то особых препятствий для защиты доменных имен нет. Важно, чтобы хотя бы один прецедент тому был создан. Российское законодательство допускает к регистрации в качестве товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров широкий круг условных обозначений. Вместе с тем, исходя из общепризнанной мировой законодательной практики и международных обязательств России, российское законодательство указывает и на те обозначения, которые не признаются товарными знаками. Теперь предстоит решить вопрос, может ли, либо не может быть доменное имя быть зарегистрированным в качестве товарного знака или знака обслуживания, либо места происхождения товаров.

Прежде всего необходимо, чтобы обозначения, заявляемые в качестве знаков охраны, обладали различительной способностью (товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц; при этом словесные обозначения - один из наиболее распространненых видов товарных знаков).

2.4. Реклама в сети Интернет

Реклама в сети интернет обладает рядом особенностей, по сравнению с рекламой на ТВ, радио, прессе и других медиа. Именно эти особенности помогают провести максимально эффективную рекламную кампанию товара или услуги, при профессиональном подходе и работе с этими особенностями.

Основными моментами, при разработке рекламной кампании, являются:

1. Таргетинг

2. Интерактивность

3. Скорость

4. Способы оценки эффективности.

Таргетинг - возможность показа рекламного объявления только определенной, узкоспециализированной аудитории.

Интерактивность - возможность использовать различные виды рекламных носителей, которые обладают нужными характеристиками, помогающими как заинтересовать аудиторию, так и организовать обратную связь с потенциальными клиентами.[13]

Скорость - возможность в кротчайшие сроки запустить и реагировать на эффект рекламной кампании. Основным преимуществом сети интернет в этом смысле, перед другими медиа, является возможность быстрого изготовления рекламного носителя. Если ролик для ТВ-рекламы будет изготавливаться достаточно долго, то текстовое объявление и его размещение по средствам контекстной рекламы, позволит начать рекламную кампанию в течении максимум 1 часа.

Способы оценки эффективности рекламы в сети интернет дают колоссальные возможности для оптимизации рекламных кампаний. Возможности получения информации о количестве переходов по рекламному объявлению, о географической точке пользователя, о времени суток, о запросе - который набрал пользователь, перед тем как увидеть объявление и многие другие возможности статистики помогут максимально эффективно настроить рекламную кампанию под цели и бюджет.

Реклама, согласно Закону «О рекламе», может распространяться в любой форме и с помощью любых средств. К рекламе в Интернете применимы все те же требования, которые применяются к любой другой рекламе, в том числе и требование о том, чтобы реклама была надлежащей.

С другой стороны, было показано, что сайт, как правило, не относится к СМИ, следовательно, те ограничения, которые законодатель предъявляет к рекламе, размещенной в СМИ, на web-сайты не могут быть распространены - так, вполне допустимо размещение на сайте нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку, модель, артикул товара, либо на его изготовителя и без пометки "на правах рекламы" и вообще без любого специального уведомления о том, что данный материал является рекламным, владельцы сайтов вправе взимать плату за размещение рекламы под видом информационного или авторского материала.

В отношении распространения через Интернет сведений, нарушающих коммерческую тайну, действует общий порядок защиты такой информации. Разумеется, если на сайте вообще, содержится какая бы то ни было информация о хозяйствующем субъекте, эта информация автоматически не может обладать статусом коммерческой тайны, так как очевидно, что обладать не предпринимает мер к ее охране и тем самым нарушает одно из основных условий ее охраноспособности.

2.5. Сделки в Интернете.

При заключении сделок в сети Интернет существует несколько затруднительных моментов, таких как: когда считать предложение заключить сделку, размещенную на сайте, офертой?; когда считать, что оферта акцептована?; как определить аутентичность оферты или акцепта (приемлемы ли с точки зрения действующего законодательства такие формы удостоверения личности стороны по сделке, как электронная подпись и т.д.)?. [14]

Насколько соответствует требованиям законодательства о форме сделок та форма, которая имеет место при заключении сделок через Интернет (в том случае, если законодательством обязательно предусмотрена письменная форма). Как вообще можно быть уверенным, что, например, вебформа (формуляр) или же е-message (сообщение по электронной почте), содержащие оферту, действительно выражают волю лица, их отправившего, если удостоверение этой воли не сопровождается ни подписью ни оттиском печати? При этом всегда следует помнить, что налоговые и таможенные органы всерьез к таким сделкам относиться не могут, сделки через Интернет можно относительно безбоязненно заключать лишь в отношении тех объектов, которые не относятся к предпринимательской деятельности, либо практиковать их как предварительные договоры, которые влекут обязанность лиц, из заключивших, заключить в будущем договор на предусмотренных в них условиях.

Как только заключение сделки коснется вопросов налогообложения или же та­моженного оформления, от заключения договора в обычной форме будет не уйти. [15]

Общие заключения таковы. Правила об оферте и акцепте следует применять в зависимости от государственной принадлежности сторон сделки. Так, из общих положений системы континентального права вытекает, что лицо, сделавшее оферту, в определенной мере связано ею, извещение об отзыве оферты делает оферту неполученной лишь в том случае, если такое извещение поступило ранее самой оферты или же одновременно с ней. В англо-саксонской системе права оферта не связывает лицо, ее сделавшее, до тех пор, пока она не акцептована, до акцепта она может быть свободно отозвана. [16]

Сама оферта в Сети может подпадать под следующие определения: реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Существенные условия договора могут быть определены при анализе правовой природы конкретного обязательства - законодательство обычно их предусматривает применительно к каждому виду договоров, вместе с тем, действует общее положение о том, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Когда оферта сделана в письменной форме без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК). С учетом того, что, согласно нашему гражданскому законодательству, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, можно говорить о том, что акцепт происходит и после того, как полный и безоговорочный ответ заключить договор на предложенных условиях сдан в организацию связи - считается, что оферент акцепт получил.

Как быть в том случае, если оферта - обычная вебформа - Вы ее заполняете, жмете виртуальную кнопку, и все - акцепт как бы отправлен? Или как бы не отправлен? Как быть со сроком? Надо думать, что, по аналогии с обычной почтовой связью, в данном случае акцепт считается отправленным, и даже если оферент не открывал свой почтовый ящик, он считается заключившим с Вами договор. [17]

Заключить сделку можно также посредством электронной почты - это практически то же самое, что и простой обмен обычными почтовыми сообщениями. Именно поэтому защищать свои права по сделке, заключенной через Сеть, очень трудно, никакие ухищрения не сравняться с единым документом или с хотя бы с электронной перепиской, если партнер недобросовестен.

Сделки между юридическими лицами и сделки юридических лиц с гражданами должны заключаться в простой письменной форме в обязательном порядке. Если простая письменная форма не соблюдена - доказывайте, но ссылайтесь только на письменные доказательства - а вопрос их подлинности непрост и с их оценкой, которая дается на основе внутреннего убеждения судьи, судья встанет в тупик.

Собственно говоря, действующее законодательство само по себе не предъявляет каких-то универсальных требований к реквизитам договора. Отсутствие оттиска печати на договоре еще ни о чем не говорит, скрепление договора печатью обязательно лишь в том случае, если либо закон на это прямо указывает, либо стороны в самом же договоре прямо это обусловили.

Право в Сети следует выбирать на основе соглашения с контрагентом, или же придется обращаться с коллизионными нормами, в остальном механизм выбора ничем не отличается от того, какой реализуется в обычной действительности.

Заключение

Переход к третьему тысячелетию связывается целым рядом специалистов в области философии, информатики, экономики, юриспруденции и других наук с переходом к информационному обществу, обладающему новой структурой, в которой решающую роль играют отрасли, связанные с получением, распространением и обработкой информации.

В конце XX в. впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация".

В условиях информационного общества ключевую роль играют телекоммуникационные сети как среда для сбора и обмена информацией в локальных, общегосударственных и международных масштабах, где протекают процессы лавинообразного распространения общественных отношений по поводу использования международной сети Интернет. Многие публикации о правовых проблемах использования телекоммуникационных сетей, среди которых подавляющее большинство посвящено Интернету, носят постановочный характер, сигнализируя о наличии тех или иных правовых проблем, с указанием на невозможность использования существующих законодательных актов и необходимость внесения изменений в законодательство.Вместе с тем, несмотря на охват российскими исследователями многих правовых проблем, связанных с использованием телекоммуникационной сети Интернет, практически не получили должного освещения вопросы обязательственных отношений в данной сфере.

Состояние современного законодательства, затрагивающего отношения по поводу оказания Интернет-услуг, отражает отсутствие системного подхода, что проявляется, в частности, в избыточном терминологическом многообразии.

Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интернет-услуг осуществляется на основе федеральных законов, в частности, ГК РФ, Федерального закона "О связи", Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" и других законов и подзаконных актов.

Следует отметить наличие целого ряда проблем, связанных с необходимостью применения норм права, созданных до широкого распространения сети Интернет и не учитывающих специфики отношений по поводу использования последней.Кроме того, сами Интернет-услуги (по доступу к ресурсам Интернета, электронной почте и т.д.) не только не получили детального регламентирования в действующем законодательстве, но и не нашли своего отражения в подготовленных проектах федеральных законов, представленных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.Проанализировав признаки Интернета, существенные для определения правового статуса ее использования, можно сделать вывод о том, что Интернет - это международная телекоммуникационная сеть общего пользования, то есть международная сеть электросвязи общего пользования, предназначенная для обмена данными. Под машиночитаемыми сообщениями (данными) понимаются сообщения, содержащие сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированные в форме, позволяющей провести их непосредственную машинную обработку. Данные понятия позволяют определить Интернет-услуги как услуги, содержанием которых является выполнение определенных действий или деятельности по передаче данных посредством международной телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Следует отметить, что действующим законодательством в значительной мере охвачен круг общественных отношений, возникающих по поводу оказания услуг подключения к сети Интернет. Вместе с тем, не решены вопросы распределения ответственности между оператором связи и пользователем Интернета при совершении противоправных деяний, особенно с учетом практики заключения договоров без указания личных данных пользователя. В судебной практике возникли большие сложности при определении правомерности использования доменных наименований при их совпадении с товарными знаками и фирменными наименованиями. Особого внимания заслуживают вопросы защиты авторских прав на произведения в Интернете, а также проблемы правового регулирования присвоения доменных наименований в российском сегменте сети Интернет. Данные вопросы ждут дальнейших исследований и выработки эффективных законодательных решений.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации;

2.Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1 ,ч. 2// М. 1998г;

3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г;

4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ от 20 февраля 1995 г. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" (с изменениями от 6 января 1999 г.)// СЗ РФ от 20 февраля 1995 г.,;

6. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ от 24 июля 1995 г.,.

7. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах;

8. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г;

9.Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

Научная литература:

10. Ковалёва Н.Н. Информационное право.2008г.

11. Коростелева С.В. (ред.) - Актуальные проблемы информационного права.

12. Копылов В.А. Информационное право.Учебник.2 издание.

13.Петровский С.В. – Интернет-услуги в российском праве.

Статьи:

14.http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1507_page_4.html

15.http://referats.urist-center.ru/referat/content-2372.html

16.http://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html.

17.http://propel.ru/www/http://www.kolosov.info/misc/spik-2010-sdelki-v-internete-sudebnaya-praktika.pdf.

Сайты:

18. Сайт Российский НИИ Развития Общественных сетей

19. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации Я.Н. Засурский

[1] Петровский С.В. – Интернет-услуги в российском праве.

[2] Копылов В.А. Информационное право.Учебник.2 издание

[3] Ковалёва Н.Н. Информационное право.2008г.

[4] http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1507_page_4.html

[5] Коростелева С.В. (ред.) - Актуальные проблемы информационного права.

[6] http://referats.urist-center.ru/referat/content-2372.html

[7] http://referats.urist-center.ru/referat/content-2372.html

[8] http://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html

[9] http://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html

[10] http://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html

[11] http://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html

[12] Сайт Российский НИИ Развития Общественных сетей.

[13] http://propel.ru/www/

[14] http://www.kolosov.info/misc/spik-2010-sdelki-v-internete-sudebnaya-praktika.pdf

[15] Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации Я.Н. Засурский

[16] http://www.kolosov.info/misc/spik-2010-sdelki-v-internete-sudebnaya-praktika.pdf

[17] Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации Я.Н. Засурский

Наши рекомендации