Слияния и поглощения в России

Компания является активным игроком на рынке поглощений с начала 2000-х годов, все эти годы вкладывая значительные средства в скупку региональных компаний сотовой связи России и других стран. В частности, «Мобильными ТелеСистемами» были приобретены такие российские мобильные операторы как «Кубань GSM» и «Донтелеком» (2002 год), «ТАИФ-ТЕЛКОМ» и «Сибчелендж» (2003 год), «Примтелефон» (2004 год), «Горизонт-РТ», «Телесот-Алания», «Сибинтертелеком» (2005 год), «Дагтелеком» (2006 год), «Башсел» (2007 год). В 2008 году МТС была близка к поглощению крупнейшего российского оператора сотовой связи, не входящего в «большую тройку» — поволжской «СМАРТС», предложив его акционерам $1 млрд, однако эта сделка не состоялась из-за наступления экономического кризиса.

В конце 2000-х годов, строя собственную розничную сеть, МТС стала проявлять интерес к сетям салонов сотовой связи. 10 февраля 2009 года МТС объявила о покупке за $60 млн сотового ретейлера «Телефон.Ру» с 512 салонами, 1 апреля 2009 года — о покупке за $22,85 млн сети салонов сотовой связи «Эльдорадо» (383 салона), 8 октября 2009 года — о покупке за $11 млн 100 % ЗАО «Телефорум» (сеть салонов которого насчитывала 180 салонов, из них 92 точки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области).

13 октября 2009 года МТС объявила о покупке за 39,15 млрд руб. 50,91 % оператора интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ ОАО «КОМСТАР – Объединённые ТелеСистемы» (присоединение завершилось в июне 2011 года). 24 декабря 2009 года МТС сообщила о приобретении 100 % оператора магистральной связи ОАО «Евротел», сумма сделки составила $110 миллионов.

Также на протяжении 2000-х годов МТС скупала российских региональных операторов широкополосного доступа в интернет. Среди таких приобретений — ЗАО «Мультирегион» (оказывала услуги ШПД в различных регионах России), приобретённая летом 2010 года за $123,5 млн + $94,4 млн долга; барнаульская «Интелека», приобретённая в апреле 2011 года за $19,3 млн], курганская «Инфоцентр», приобретённая также в апреле 2011 года за 435 млн руб., тульская «Альтаир», купленная в августе 2011 года за $23,2 млн. В октябре 2011 года МТС за $162,87 млн приобрела 100 % уставного капитала ОАО "Телерадиокомпания «ТВТ», предоставляющего услуги кабельного телевидения, широкополосного доступа в интернет и фиксированной телефонной связи в 15 городах Татарстана.

Компания «Мобильные ТелеСистемы» оказывает услуги сотовой связи, фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного телевидения а также услуги по продаже контента. Помимо этого, компании принадлежит собственная розничная торговая сеть по продаже контрактов связи, телефонов и прочей мобильной техники.

МТС развивает собственную транспортную сеть по передаче данных, включающую, в частности, магистральную оптоволокононную сеть ранее приобретённой компании «Евротел», построенную на базе DWDM-оборудования и способную пропускать до 400 Гбит/с[]. На 2010 год общая протяженность магистральной сети компании составляла 35 тыс. км. Сеть МТС присоединена к центру межсетевого взаимодействия Ancotel GmbH во Франкфурте-на-Майне, который обеспечивает обмен данными с сетями более 350 операторов связи мир. Компании принадлежит пять центров обработки данных (ЦОД), расположенных в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске и Владивостоке, планируется открытие ещё двух ЦОД в Москве, а также по одному — в Санкт-Петербурге и Краснодаре. На конец 2009 года у МТС имелось девятьконтактных центров по работе с клиентами (колл-центров), крупнейшим из которых являлся ульяновский контакт-центр, рассчитанный на ежедневную обработку 130 тыс. сообщений.

Компания с целью привлечения денежных средств выпускала как еврооблигации, так и облигации на российском рынке. Еврооблигации компании по состоянию на весну 2011 года обращались на фондовой бирже Люксембурга (на сумму $400 млн, срок погашения — 2012 год) и на Ирландской фондовой бирже (на сумму $750 млн, срок погашения — 2020 год). Облигациям присвоены рейтинги ведущих рейтинговых агентств мира (на весну 2011 года: Moody’s — Ba2, прогноз стабильный, Standard & Poor's — BB, прогноз позитивный, Fitch — BB+, прогноз позитивный).

Услуги сотовой связи

     
 

Сеть МТС использует стандарты GSM и UMTS (3G). Компания оказывает услуги сотовой связи в России,Армении, Узбекистане, на Украине и в Белоруссии. Роуминг на май 2011 года доступен абонентам МТС в 226 странах, GPRS-роуминг — 169 странах. По состоянию на 2 ноября 2010 года, компания МТС предоставляла услуги 3G во всех странах присутствия, включая 120 крупных городов на территории РФ. На ноябрь2010 года сеть 3G была доступна абонентам МТС более чем в 360 городах во всех регионах России. На рубеже 2010/2011 годов у компании было 6955 3G — базовых станций, а за I квартал 2011 года их число выросло ещё на треть. В ноябре 2010 года компания приступила к модернизации сети в московском регионе, которая позволит предоставлять услуги HSDPA категории 10 (до 14 Мбит/c) и HSPA+ категории 14 (до 21,6 Мбит/c), а в будущем ввести услуги LTE.

Компания предлагает широкий набор тарифных планов телефонной связи, варьирующий в зависимости от страны и региона осуществления деятельности, при этом, как правило, физическим лицам и организациям предоставляются различные тарифные планы.

МТС участвует в ряде проектов виртуальных операторов сотовой связи (MVNO), обеспечивая для них необходимую инфраструктуру. Первым таким опытом для МТС стал совместный проект с телеканалом A-one («Тариф „Альтернатива“»). В дальнейшем компания осуществила более масштабные проекты MVNO с ретейлерами Auchan («А-Мобайл», с 2008 года, 127 тыс. абонентов на начало 2011 года) и X5 Retail Group («Аллё», с 2010 года, число абонентов не раскрывается).

Розничная сеть

МТС через дочернее предприятие «Русская телефонная компания» развивает в России сеть собственных монобрендовых салонов связи, в которую на 2011 год входило свыше 3000 торговых точек (из них часть — так называемые «флагманские», их насчитывалось 30). В своих магазинах, помимо телефонных аппаратов других марок, компания также продаёт мобильные телефоны под собственной торговой маркой «МТС» (производство аппаратов осуществляется сторонними производителями, в числе которых компании TCT Mobile Limited, ZTE, Huawei), среди которых — аппараты МТС 140 Basic, МТС 252, МТС 540 Touch, МТС 535, МТС 547 Trendy Touch, МТС 840 Business, МТС 916, МТС Glonass 945, МТС 635 Qwerty и МТС 733. Ранее продавались модели МТС 236, МТС 736 и МТС 835, которые ныне сняты с производства. Также в магазинах предоставляются услуги по подключению к сети МТС, пополнению счета, оплате штрафов ГИБДД, денежным переводам и др.

По собственным оценкам компании, в IV квартале 2010 года через розничную сеть МТС было продано 1,54 млн мобильных телефонов (что составляло 20,9 % российского рынка), а также 1,39 млн модемов «MTС Коннект» и тарифов для передачи данных.

.

2.2 Разработка стратегии согласно алгоритму

2.2.1 Краткое описание сфер деятельности, формулирование миссии, целей, рекламного лозунга.

ОАО «МТС» - компания, предоставляющая услуги сотовой (GSM и UMTS) связи, а также местной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения и ряд сопутствующих услуг.

ОАО «МТС» закупает сим-карты, брендирует их (наносит фирменную символику, присваивает абонентские номера) и реализует их через собственную розничную сеть «МТС Ритейл», через дилеров и через интернет-магазин.

По заказу ОАО «МТС» крупная китайская телекоммуникационная компания «Huawei Technologies» производит 3G-модемы и мобильные телефоны совместимые только с сим-картами «МТС», реализуемые по тем же каналам, что и сим-карты.

Также компания занимается розничной продажей мобильных телефонов и аксессуаров известных мировых производителей (Nokia, Samsung, LG,Fly, HTC и др.) через интернет-магазин и сеть «МТСРитейл».

В начале, компания попыталась заглянуть в будущее, постаравшись окинуть взглядом ближайшую перспективу отрасли сотовой связи. В те времена мобильный телефон был лишь у каждого восьмого жителя России. Общение по мобильному считалось дорогим удовольствием, впрочем, и сам телефонный аппарат, независимо от марки и модели, автоматически подчеркивал высокий статус его обладателя.

Находясь на рубеже тысячелетий, «МТС» старался представить цифровую эру через пять, десять, пятнадцать лет. И ему удалось прочувствовать, пожалуй, самое главное: завтрашний мир — мир глобальной экономики, мир, испытывающий сильнейшую потребность в социальной и культурной интеграции — неизбежно окажется во власти высоких технологий и высоких скоростей принятия жизненных и управленческих решений.

Это простое, и в то же время потрясающее осознание, воодушевило и подтолкнуло к тому, чтобы полностью сосредоточиться на развитии и внедрении в России передовых технологий мобильной связи, дающих людям возможность общаться друг с другом в ритме XXI века, невзирая на физические границы и расстояния между странами и континентами. Все эти годы компания развивалась в стремлении сделать мобильную связь демократичной, доступной для всех социальных групп, живущих даже в самых отдалённых уголках России. И сегодня наша страна, стремительно обогнав многие динамично развивающиеся государства, вошла в число мировых лидеров по проникновению мобильной связи.

Дух лидерства и новаторства уже в первые дни жизни компании создал в «МТС» особую атмосферу, позволяющую достигать всех амбициозных целей, продиктованных миссией: объединить Россию, разрушая барьеры для общения и развивая коммуникации.

Так, в свое время «МТС» стал первым общероссийским сотовым оператором, работающим в стандарте GSM 900/1800. Затем он был пионером в развитии сетей GSM третьего поколения и сохраняет лидерство в этом направлении. И вот уже несколько лет «МТС» — единственная компания, которая оказывает весь спектр услуг мобильной связи во всех без исключения регионах России.

Положив в основу строительства собственной сети идею объединения страны, «МТС» постоянно заботится о том, чтобы благодаря высоким стандартам обслуживания, универсальным принципам тарифной политики и распространению инновационных сервисов и услуг, клиенты по всей стране — от Калининграда до Владивостока — были довольны качеством сервиса, а также разделяли те ценности, которые олицетворяет единая семья абонентов «МТС».

2.2.2 Внешние эффекты и потери, производимые ОАО «МТС», его роль в обществе.

В настоящее время достоверно подтвержден только косвенный вред антенн сотовой связи, установленных в населенных пунктах, его и можно отнести к внешним потерям. Немецкие ученые протестировали работу 231 модели кардиостимуляторов при воздействии на них электромагнитного излучения сотовой связи стандартов GSM 900 и GSM 1800. Согласно результатам их исследования, более 30% кардиологических аппаратов испытывают помехи от телефонов, работающих в стандартах GSM 900. Влияние телефонов стандарта GSM 1800 на кардиостимуляторы обнаружено не было. Иной опасности сотовая связь не представляет.

Работа «МТС», единственного общероссийского оператора мобильной связи, оказывающего услуги во всех без исключения регионах России, сегодня означает колоссальную ответственность перед государством, пятидесятимиллионной «семьей» абонентов и обществом в целом. И эта ответственность определяет успех.

Поддержка спорта.

Уже много лет самые яркие общероссийские спортивные проекты прочно ассоциируются с именем «МТС». Компания является Генеральным партнёром Олимпийских Зимних и Паралимпийских Зимних игр 2014 года в Сочи, а также Генеральным партнёром олимпийской и паралимпийской сборных команд России.

Помимо этого компания выступает спонсором трансляций самых зрелищных спортивных состязаний, поддерживаем профессиональные команды и сборные.

«МТС» является титульным партнером одной из самых известных и титулованных российских команд по автогонкам — «МТС-Моторспорт». Также «МТС» стал Генеральным партнером и официальным мобильным оператором XХVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани — второго по значимости и масштабу после Олимпиады события в мировой спортивной жизни. «МТС» выступает партнером сборной России по футболу, а также официальным спонсором Национальной, Молодежной и Женской сборных команд России по хоккею.

Компания активно поддерживает региональные проекты в области детского спорта и постоянно участвует в мероприятиях, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

С 2005 года компания проводит чемпионат по мини-футболу «Будущее зависит от тебя» «МТС» среди команд детских домов и школ-интернатов.

Экологические проекты и инициативы.

«МТС» находится в авангарде технологического прогресса, но при этом стремится, чтобы плоды прогресса сохраняли гармонию природы.

Этот принцип воплощается в жизнь не только в подходе к развитию сетей связи, но и, к примеру, в активной пропаганде сокращения бумажного документооборота «МТС» и переходе на полностью электронное делопроизводство.

В течение нескольких лет компания проводит всероссийские экологические акции «Зеленый субботник», в ходе которых сотрудники компании и абоненты «МТС» в десятках городов озеленяют и благоустраивают центральные парки, скверы, улицы своих населенных пунктов.

В планах есть и масштабные экологические проекты. Готовясь к проведению в России в 2014 году Олимпийских Зимних игр, вместе с Оргкомитетом Сочи-2014 разрабатываются долгосрочные экологические инициативы, направленные на сохранение уникальных природных памятников природы Юга России.

Мир безграничных возможностей.

Мир безграничных возможностей для общения людей, — это тот идеал, к которому стремимся коипания. Однако, что достижение этой цели невозможно без разрушения определенных стереотипов — незримых, неосязаемых, но ощутимых барьеров в общении между людьми. В их числе — восприятие людей с ограниченными физическими возможностями.

Люди с инвалидностью — такие же равноправные члены общества, и единственное, в чем они нуждаются — это в создании для них равных возможностей для жизни и самореализации.

В конце 2009 года, когда в России отмечался Международный день паралимпийца, «МТС» стал Генеральным партнером XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и российской паралимпийской сборной. Однако не менее значимым компания считает проект по оборудованию своих офисов продаж пандусами для инвалидов-колясочников.

2.2.3 Ограничения деятельности со стороны государства.

В марте 2010 года по поручению Председателя Правительства России В. Путина Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ОАО «Мегафон», ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» («Билайн») по признакам нарушения закона о защите конкуренции. По мнению ФАС России, оператор установил необоснованно высокие цены на услуги в роуминге, а также не информировал надлежащим образом абонентов об изменении порядка расчетов в роуминге.

В результате рассмотрения дела тарифы на услуги в роуминге были снижены на голосовые услуги, на услуги передачи SMS-сообщений и на услуги мобильного интернета. Федеральная антимонопольная служба, принимая во внимание действия, предпринятые компанией, признало её нарушившей пункт 1 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» и выдала предписание об устранении допущенного нарушения путем снижения тарифов и введения смс-информирования абонентов об условиях роуминга.

2.2.4Анализ конкурентной среды.

Рисунок 2.1

Определение фазы жизненного спроса на услуги связи

Количество абонентов
Фаза жизненного цикла

Время
Слияния и поглощения в России - student2.ru

Фазу жизненного цикла можно определить как «замедленный рост».

Конкуренты

По состоянию на апрель 2010 г. доля рынка в России по абонентам: МТС — 32,9 %, МегаФон — 24,6 %, Вымпелком — 24,0 %.

Поставщики

Компания ОАО «НИИМЭ и Микрон» является единственным в России производителем микроконтроллеров с операционной системой для SIM-карт, исходя из этого «МТС» и его конкуренты имеют единого поставщика основного оборудования.

У «МТС» налажены прочные отношения с крупнейшими мировыми поставщиками телекоммуникационного оборудования, компаниями Nokia Siemens Networks и Huawei Technologies, для расширения покрытия связи третьего поколения и для увеличения емкости уже построенных сегментов сети. Nokia Siemens Networks и Huawei Technologies в рамках договорённостей должны будут осуществлять техническую поддержку поставленного оборудования, а также провести обучение сотрудников компании «МТС» в объеме, необходимом для дальнейшего технического обслуживания оборудования 3G.

Также компания Huawei Technologies производит 3G-модемы и мобильные телефоны (ограниченная «линейка») совместимые только с SIM-картами «МТС».

У ОАО «МТС» также прочные связи с крупными поставщиками мобильных телефонов и аксессуаров.

Потребители

В октябре 2011 года число абонентов «МТС» составило 60 681 600 человек. Потребителями услуг являются различные группы населения, как пенсионеры, так и деловые молодые люди, активная молодежь и домохозяйки.

2.2.5 Определение типа технологии, влияния технологических факторов на перспективы предприятия.

Технологию оказания услуг связи можно определить как «изменчивую», это связано с быстрым моральным устареванием НИОКР.

Таблица 2.1

Поколения сотовой связи

Поколение 1G 2G 2.5G 3G 3.5G 4G
Начало разработок <2000
Реализация 2006—2007 2008—2010
Сервисы аналоговый стандарт, речевые сообщения цифровой стандарт, поддержка коротких сообщений (SMS), передача данных большая ёмкость, пакетная передача данных ещё большая ёмкость, скорости до 2 Мбит/с увеличе-ние скорости сетей третьего поколения большая ёмкость, IP-ориентированная сеть, поддержка мультимедиа
Скорость передачи 1,9 кбит/с 9,6-14,4 кбит/с 115-384 кбит/с 2 Мбит/с 3-14 Мбит/с 1 Гбит/с
Стандарты AMPS, TACS, NMT TDMA, CDMA, GSM, PDC GPRS, EDGE (2.75G), WCDMA, CDMA2000, UMTS HSDPA единый стандарт

Так, за последние 30 лет был пройден путь поколений связи от 1G, оставшейся только в памяти, до только начинающей своё становление сети четвертого поколения 4G.

В связи с динамично развивающимися технологиями, ОАО «МТС» прикладывает много усилий, для поддержания своего места на рынке телекоммуникационных услуг, в 2011 году на территории России было установлено около 1 500 «3G-вышек», что в несколько раз больше, чем основные конкуренты.

2.2.6 Определение типа видения руководителя.

Генеральный директор ОАО «МТС» - Солдатенков Сергей Владимирович. В 1994 году был началось развитие совершенно нового тогда стандарта GSM. А несколько лет спустя, вопреки прогнозам аналитиков, утверждавшим, что в российской глубинке мобильная связь будет востребована очень слабо, тогда еще ЗАО «Северо-Западный GSM» рискнуло приступить к созданию общероссийской сети GSM с масштабной целью — объединить регионы России в единое телекоммуникационное пространство. Успех МТС он объясняет тем, что, с рождения компании и до сегодняшнего дня, удалось создать и поддерживать такую систему управления, которая привлекает лучших людей, помогает им развивать себя внутренне.

Таким образом, в зависимости от концепции руководителя, его тип видения можно отнести к рыночному. В зависимости же от нестабильности среды, его тип видения определяется как стратегический, ориентированный на долгосрочную перспективу.

2.2.7 Оценка организационного потенциала фирмы.

Организационный потенциал – это сложный набор взаимосвязанных элементов составляющих организацию. В понятие организационного потенциала входит система ценностей, персонал, структура, информация, процессы, процедуры

МТС придает большое значение системе корпоративного управления, считая прозрачность управленческих процессов и открытость информации о деятельности Компании важнейшим фактором эффективного роста и устойчивого развития.

Система корпоративного управления МТС гарантирует равное отношение ко всем акционерам, обеспечивает им возможность принимать участие в управлении Компанией. Ключевыми элементами системы корпоративного управления Компании являются:

- Общее собрание акционеров;

- Совет директоров;

- Правление;

- Генеральный директор;

- Ревизионная комиссия.

- Департамент внутреннего аудита;

- Внешний аудитор.

В целях эффективного функционирования системы корпоративного управления в МТС действует институт Корпоративного секретаря, который обеспечивает соблюдение всеми органами управления Компании правил и процедур корпоративного управления, гарантирующих права и интересы акционеров.

В 2009 году насчитывалось 1470 фирменных салонов «МТС», к концу 2010 года их количество составляло 2500, а к 31 декабря 2011 года – планируется довести до 3000.

Количество сотрудников компании превышает 30 тысяч человек.

Сотрудники фирменных салонов «МТС» соблюдают дресс-код (белая рубашка, черные брюки/юбка, бедж, галстук фирменной расцветки). В первую очередь это важно для клиентов и покупателей, кажется, что если работники компании одеты в форму, значит, они более профессиональны, и это впечатление переносится и на фирму в целом. Работники выглядят некой целостностью, это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии – дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать корпоративную культуру, также форма дисциплинирует.

Компания заботится о развитии своих работников, постоянно проводятся семинары и тренинги, повышающие профессиональный уровень и мотивирующие к саморазвитию.

Предоставляются корпоративные скидки для занятия спортом, что приводит к сокращению количества случаев нетрудоспособности. В свой день рождения не один сотрудник не остается без внимания, территориальный менеджер компании обязательно следит и высылает электронную поздравительную открытку.

МТС активно участвует в жизни страны, проводит социальные программы, и удивляет и радует жителей российских городов проектом «Поднимись над облаками» - турне своей воздухоплавательной флотилии, состоящей из воздушных шаров и дирижабля. «Зеленые субботники» - ежегодно весной по всей территории России МегаФон проводит экологические акции под названием «Зеленый субботник». Акция «Миллиард мелочью» - компания МТС и Союз благотворительных организаций России проводят благотворительную SMS-акцию «Миллиард мелочью». Отправив SMS, наши клиенты помогают детям с онкологическими заболеваниями. МегаФон постоянно участвует в партнерских акциях ведущих российских вузов. Благодаря этому талантливые молодые люди из самых отдаленных уголков нашей страны поступают в МГУ, Тихоокеанский ГУ и другие крупнейшие вузы. Примеры таких акций – «Покори Воробьевы горы», «Моя дорога в ТОГУ». У МТС всегда есть новые смелые идеи, которые, несомненно, будут способствовать успеху бренда на российском рынке.

2.2.8 Проведение стратегической сегментации, выделение стратегических зон хозяйствования, оценка степени их взаимосвязи (синергизма).

Проанализируем основные направления деятельности компании.

Таблица 2.2

Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)

СЗХ ФЖЦС Конкурентный статус Масштаб рынка Доля рынка
краткоср долгоср. краткоср долгоср
1. Услуги сотовой связи Замедленный рост Насыщение Очень высокий Высокий Б↑ Б↑
2.Реализация мобильных телефонов и аксессуаров Быстрый рост Быстрый рост Средний Средний Б↑ М↑
3. Оказание информационных услуг Зарождение Замедленный рост Средний Высокий М↑ С↑
4. Интернет-магазин Зарождение Быстрый рост Средний Высокий С↑ М=
5. Услуги беспроводного доступа в Интернет Быстрый рост Насыщение Высокий Очень высокий Б↑ Б↑

СЗХ-1 «Услуги сотовой связи» - дальнейшее развитие, расширение и уплотнение сотовой сети. Увеличение числа абонентов и фирменных салонов, дальнейшее проникновение в отдаленные районы России.

СЗХ-2 «Реализация мобильных телефонов и аксессуаров» - развитие, расширение ассортимента, увеличение доли брендовых товаров. Расширение сети салонов.

СЗХ-3 «Оказание информационных услуг клиентам» - развиваем данное направление. Расширяем информационный сервис «Сервис-гид», развлекательный портал и мобильные подписки.

СЗХ-4 «Интернет - магазины» - дальнейшее развитие, расширение ассортимента предлагаемых товаров.

СЗХ-5 «Услуги беспроводного доступа в Интернет» - данное направление развивается стремительно. Необходимо развитие и расширение сети 3G.

Направления развития – инвестиции в развитие сети 3G и разработки сети 4G в России. Предоставление еще более гибких доступных тарифных планов. Расширение ассортимента брендовой продукции.

Оценка степени синергизма СЗХ представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Оценка синергизма.

  Услуги сотовой связи Реализация мобильных телефонов и аксессуаров Оказание информацион-ных услуг Интернет-магазин Услуги беспроводно-го доступа в Интернет Сколько получает ∑  
Услуги сотовой связи X Оборудова-ние, абоненты, реклама, представле-ние о фирме (8) Реклама, представле-ние о фирме, информ. Обеспечение (6) Реклама, клиенты (4) Совместное использование сим-карт, абонентская база, НИОКР, реклама, миссия (10)  
 
 
 
 
Реализация мобильных телефонов и аксессуаров Ресурсы, реклама (4) X   Реклама, клиенты (4) Ресурсы, реклама (4)  
 
 
Оказание информацион-ных услуг Абоненты, реклама (4)   X Реклама, представле-ние о фирме (4) Абоненты, реклама (4)  
 
 
 
 
Интернет-магазин Продукция, реклама, представле-ние о фирме, информ. Обеспечение (10) Продукция, представле-ние о фирме, реклама (6) Реклама, продвижение на рынок X Продукция, реклама, представле-ние о фирме, информ. Обеспечение (10)  
 
 
 
 
 
 
Услуги беспроводного доступа в Интернет Совместное использова-ние сим-карт, абонентская база, реклама, НИОКР, миссия (10) Оборудова-ние, реклама абоненты, представле-ние о фирме (8) Реклама, представле-ние о фирме, информ. Обеспечение (6) Реклама, клиенты (4) X  
 
 
 
 
Сколько дает ∑ X  
 
 

Наиболее дающими направлениями деятельности являются услуги сотовой связи и беспроводного доступа в Интернет, которые оказывают наибольшее влияние на другие СЗХ. Самой берущей СЗХ является направление – интернет-магазин. В целом портфель имеет высокий уровень синергизма.

2.2.9 Оценка гибкости портфеля, построение матрицы баланса жизненных циклов.

Гибкость характеризуется устойчивостью деятельности фирмы по отношению к возможным внешним влияниям.

Оценка гибкости стратегического портфеля представлена в Приложении А. Стратегические зоны хозяйствования по разному реагируют на потенциальную неожиданность, настоящий стратегический набор обладает высокой гибкостью. Анализируя гибкость по неожиданностям можно сделать вывод, что потенциальные возможности в краткосрочной перспективе (21,4) перекрывают проблемы в этом же временном промежутке (-14,4), аналогичная ситуация и в долгосрочном периоде (30,3 и -20,6 соответственно возможности и проблемы).

Удобным инструментом для уравновешивания близких и далеких перспектив может служить матрица баланса жизненных циклов. Каждая СЗХ вписывается в клетку, обозначающую соответственно фазу ее жизненного цикла в близкой и далекой перспективе и ожидаемый конкурентный статус фирмы. Каждая СЗХ обозначается кружком, диаметр которого соответствует размерам рынка, а заштрихованная часть показывает долю фирмы на этом рынке.

В таблице 2.4 представлена матрица жизненных циклов стратегических зон хозяйствования:

СЗХ-1 – Услуги сотовой связи;

СЗХ-2 – Реализация мобильных телефонов и аксессуаров;

СЗХ-3 – Оказание информационных услуг;

СЗХ-4 – Интернет-магазин;

СЗХ-5 – Услуги беспроводного доступа в Интернет.

Таблица 2.4

Матрица балансов жизненных циклов

Капитальные вложения Экстраполяция (контрольная цифра)            
Прибыли Экстраполяция (контрольная цифра)            
Объем продаж Экстраполяция (контрольная цифра)   Слияния и поглощения в России - student2.ru        
Конкурентный статус Очень высокий Слияния и поглощения в России - student2.ru         Краткосрочная перспектива
Высокий Слияния и поглощения в России - student2.ru        
Слияния и поглощения в России - student2.ru Средний Слияния и поглощения в России - student2.ru        
Слабый          
Убыточный          
Фазы жизненного цикла Зарожде-ние Быстрый рост Слияния и поглощения в России - student2.ru Замедленный рост Насыще-ние Спад  
Конкурентный статус Очень высокий     Слияния и поглощения в России - student2.ru     Долгосрочная перспектива
Высокий Слияния и поглощения в России - student2.ru Слияния и поглощения в России - student2.ru Слияния и поглощения в России - student2.ru    
Средний          
Слабый          
Убыточный          
Капитальные вложения Экстраполяция (контрольная цифра)            
Прибыли Экстраполяция (контрольная цифра)            
Объем продаж Экстраполяция (контрольная цифра)            

Можно сделать следующие выводы:

СЗХ 1 – услуги сотовой связи – сохраняем, так как это основной вид деятельности ОАО «МТС» приносящий стабильно растущий доход. Данная СЗХ является наиболее дающей, это еще один плюс для принятия данного решения. В долгосрочной перспективе данная СЗХ перейдет в стадию насыщения, следовательно, чтобы не допустить спада, необходимо постоянно «идти в ногу» с динамично развивающейся технологией.

СЗХ 2 – реализация мобильных телефонов и аксессуаров – сохраняем, так как она дополняющая СЗХ-1. СЗХ-2 весьма перспективна, мир мобильных решений уверенно развивается, что обеспечивает постоянную конкурентоспособность.

СЗХ 3 – оказание информационных услуг – сохраняем, так как эти услуги можно предоставлять путем использования оборудования (сим-карт) СЗХ-1, таким образом, количество пользователей информационными услугами будет расти пропорционально увеличению числа абонентов компании.

СЗХ 4 – Интернет-магазин – сохраняем, так как спрос на продажи через Интернет в краткосрочной и долгосрочной перспективе будет неизменно расти. На развитие не требуются крупные капиталовложения, так как издержки в этой сфере продаж значительно ниже, чем в классическом варианте.

СЗХ 5 – услуги беспроводного доступа в Интернет – сохраняем и развиваем. В краткосрочной перспективе, это серьезное подспорье для СЗХ-1, так как эти две СЗХ используют общие ресурсы, а СЗХ-5, в свою очередь, можно определить, как новый «виток развития» СЗХ-1. В долгосрочной перспективе необходимо пристально следить и участвовать в разработках сетей следующих за 3G поколений связи, чтобы не проиграть в обостряющейся конкурентной борьбе.

2.2.10 Выбор стратегии и субстратегий ОАО «МТС».

Для компании «МТС» наиболее подходящей является стратегия концентрированного роста, которая связана с изменением продукта и рынка. Следуя этой стратегии, фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо же возможностей перехода на новый рынок.

В своей деятельности компания использует три субстратегии:

1. Стратегия усиления позиций на рынке. Она характерна для СЗХ «Услуги сотовой связи», «Реализация мобильных телефонов и аксессуаров» и «Оказание информационных услуг», где компания опираясь на ценовую политику (различные тарифные планы), стимулирование сбыта (например, акция: при покупке «смартфона» скидка на мобильный интернет 10%) и рекламу.

2. Стратегия расширения рынка. Одним из новых рынков сбыта является интернет-магазин, который позволяет компании работать даже в отдаленных уголках России.

3. Стратегия развития продукта. Здесь можно проследить путь от мобильного интернета в телефоне на очень низкой скорости передачи данных, до, усовершенствовав услуги связи, высокоскоростного беспроводного доступа к сети Интернет.

Наши рекомендации