Методические рекомендации по созданию базы данных
Методические рекомендации для выполнения практической части контрольной работы
Студентам предлагается реализовать проектирование и разработку базы данных по заданным условиям варианта в СУБД Access
1. Для своего варианта определить
- задачи, которые подлежат автоматизации. Например, если база данных создается для торгового зала магазина, то задачами, подлежащими автоматизации будут:
- учет и запись наименований и количество поступившего в зал товара;
- учет и запись наименований и количество реализованного товара;
-учет и запись наименований и цены товара;
-учет и запись наименований и производителей товара.
- учет и запись операций, произведенных продавцом по отпуску товара.
- поиск записей
2. Разработать информационно-логическую модель и структуру БД
2.1 Выделить информационные объекты предметной области
2.2 Представить состав реквизитов этих объектов в виде «название объекта (перечень реквизитов)»
2.3 Установить связи между объектами
2.4 Представить информационно-логическая модель реляционной БД
Представить логическую модель БД с обеспечением целостности данных (связи данных) Для своего варианта исходных данных определить зависимости между полями (атрибутами) и нормализовать таблицы в виде 3НФ.
2.5 Разработать и представить таблицы БД с указанием ключевых полей в каждой таблице
2.6 Представить структуру, которая представляет собой общую схему данных в текущей БД (СУБД Access)
3. Создание БД средствами СУБД. Реализовать нормализованную базу данных средствами MS Access.
Методические рекомендации по созданию базы данных
1. Создайте базу данных с именем Контрольная Иванов, указав в имени базы свою фамилию.
2. Создайте таблицу Товары. В таблице обязательно должны быть поля Код товара, Группа, Наименование, Производитель, Цена, Код поставщика. Ключевое поле – Код товара.
3. Создайте таблицу Поставщики. В таблице обязательно должны быть поля Код поставщика, Фамилия, Имя, Отчество, Город проживания, Вид (физическое или юридическое лицо). Ключевое поле – Код поставщика.
4. Свяжите таблицы по полю Код поставщика.
5. Заполните таблицы по подготовленным Вами исходным данным: две группы товаров по десять наименований в каждой, восемь поставщиков.
6. Создайте формы для каждой из таблиц. Структуру форм выбрать произвольно.
7. Создайте запрос, который выберет из таблицы Поставщики только столбцы Фамилия, Имя, Отчество, Город проживания.
8. Создайте и сохраните запрос для отображения названий товаров, их цен и фамилий поставщиков, поставляющих эти товары.
9. Создайте и сохраните параметрический запрос для отображения в алфавитном порядке фамилий поставщиков, поставляющих товары определённой группы, стоимостью до определенной суммы, название товара, а также его цены. Выполните его для нескольких значений параметра.
10. Создайте и сохраните запрос для отображения цен с дилерской скидкой в 5 % на каждый товар, с указанием фамилии и города проживания поставщика, наименования товара, цены товара и цены со скидкой.
11. Создайте и сохраните запрос для отображения средних цен на товары каждой группы.
12. Создайте и сохраните перекрестный запрос, отображающий минимальные цены на товары каждой группы от каждого из поставщиков, с указанием названий групп товаров в заголовках строк и указанием фамилий поставщиков в заголовках столбцов.
13. Создайте и сохраните запрос на создание резервной копии таблицы «Товары». Присвойте ей имя «Товары1»
14. Создайте и сохраните запрос на обновление в таблице «Товары1» цен с учетом сезонных скидок в 10%.
15. Создайте форму для таблиц «Товары» и «Поставщики», отображающую данные о товарах, поставляемых каждым из поставщиков, используя таблицу «Поставщики» в качестве главной, а таблицу «Товары» в качестве подчиненной.
16. Создайте главную кнопочную форму. На форме расположить кнопки для выполнения каждого из разработанных запросов, на каждой кнопке разместить надпись с названием запроса. Разместить на форме название базы данных и рисунок на произвольную тему.
17. По запросу с вычислением скидки (п.10) сформируйте отчёт. На отчёте разместите рисунок, в колонтитуле запишите Ваши фамилию, имя и отчество. Добавьте на отчёт поля, в которых производится вычисление среднего значения цены товаров и вычисление среднего значения цены со скидкой.
Распечатайте результаты Вашей работы:
· Данные таблиц распечатать в виде отчетов. Вид отчёта выбрать произвольно.
· Формы распечатать в виде растровых рисунков.
· По каждому запросу распечатать текстовое пояснение назначения и сути запроса, растровый рисунок запроса в режиме Конструктора, текст запроса на языке SQL, результат выполнения запроса в виде отчета.
Предметная область выбирается в соответствии с таблицей вариантов. По согласованию с преподавателем допускается выбор предметной области в соответствии с предпочтениями студента.
Вариант 1: торговля книгами | Вариант 10: торговля аудио –видеотехникой |
Вариант 2: торговля программными продуктами | Вариант 11: торговля строительными материалами |
Вариант 3: торговля автомобилями | Вариант 12: торговля хлебо - булочными изделиями |
Вариант 4: торговля компьютерной техникой и комплектующими изделиями | Вариант 13: торговля продовольственными товарами |
Вариант 5: торговля электробытовой техникой | Вариант 14: торговля строительными материалами |
Вариант 6: торговля аптечными товарами | Вариант 15: торговля железнодорожными билетами |
Вариант 7: торговля горючесмазочными материалами на автозаправке с учетом бонусной скидки покупателю | Вариант 16: торговля авиабилетами с учетом бронирования |
Вариант 8: торговля и бронирование гстиничных номеров | Вариант 17: торговля театральными билетами с учетом бонусных баллов |
Вариант 9: торговля туристическими путевками с учетом скидок туроператоров | Вариант 18: торговля стройматериалами с учетом скидок поставщика |
Пример выполнения отчета
Постановка задачи
В Краевой Краснодарской детской библиотеки (ККДБ) им.бр. Игнатовых создается база данных для учета организаций и направлений деятельности в области занятости детей в г. Краснодаре. Данные организации работают по краевой программе «Детство»
По программе «Детство», автоматизации подлежат:
– запись информации об организации;
– запись информации о направлениях работы организации;
– запись информации об условиях зачисления в организацию;
– поиск записей по направлению работы организации;
– поиск записей по направлению работы организации и территориальному округу;
– поиск записей по тематическому разделу программы;
– поиск записей по тематическому разделу программы и территориальному округу;
– предоставление пользователю найденной согласно поисковому образу информации в электронном виде;
– предоставление пользователю найденной согласно поисковому образу информации в печатном виде.
Объектами информационной деятельности БД «Детство» выступают:
– информационный менеджер (сотрудник отдела ОИР);
– носители информации (печатные и периодические издания из фондов библиотеки и удаленные ресурсы);
– потребитель информации (читатели – дети, родители и специалисты, работающие с детьми);
– интефейс пользователя БД «Детство».