Отношение потребителей к методу прямых продаж
Жители Российской Федерации позитивно относятся как к методу прямых продаж в целом, так и к дистрибьюторам, и к товарам, которые реализуются с помощью данного метода:
· Положительно относятся к методу прямых продаж — 68%.
· Положительно относятся к дистрибьюторам — 74%.
· Положительно относятся к товарам — 60%.
Женщины более позитивно относятся к методу прямых продаж, чем мужчины.
В ходе исследования были выявлены наиболее значимые достоинства и недостатки метода прямых продаж для российских покупателей:
· Основные преимущества метода прямых продаж для жителей РФ заключаются в возможности приобретения товаров по более низким ценам, экономии времени, получении дополнительной информации о товарах, а также в получении приобретаемого товара в удобном для себя месте и в удобное время.
· Главные недостатки метода прямых продаж заключаются в чрезмерной активности продавцов, недоверии к ним и к качеству предлагаемого товара а priori.
Отношение населения к участию в прямых продажах
Жители России указали следующие плюсы и минусы работы дистрибьютором:
· Главные преимущества работы дистрибьютором, по мнению потребителей, заключаются в возможности общения с людьми, а также в возможности заработка (нередко — дополнительного). Кроме того, дистрибьютор имеет возможность приобрести реализуемый товар себе со скидкой, самостоятельно определять свой график работы.
· Основные недостатки работы дистрибьютором, по мнению жителей РФ, связаны с необходимостью навязывать потребителям реализуемый товар, затрачивать на данной работе много усилий. Кроме того, деятельность дистрибьютора не гарантирует стабильный заработок.
Источник: Исследование индустрии прямых продаж в Российской Федерации
Перспективы отрасли.
Проблемы отрасли.
Возраст торговых представителей. Средним возрастом дистрибьюторов является 41-55 лет. В то же время доля студентов и 30-летних неуклонно снижается. Молодые люди, в основном, прельщаются возможностью временного заработка, что делает их нелояльными временными сотрудниками. С другой же стороны, - пожилые люди более лояльны и заинтересованы работать более долгое время (так как зачастую не могут найти себя на рынке труда), но не могут адекватно работать с продуктами, направленными на молодую аудиторию (например, функциональное питание).
Малая доля «настоящих» предпринимателей. Даже в ведущих компаниях число людей, которые по-настоящему занимаются бизнесом, очень мало (например, в Amway из 850 тыс. независимых предпринимателей в 2011 году активную деятельность вели только 3,8 %). В основном, продукция покупается для себя и знакомых, а это менее эффективно (ежемесячные объемы продаж среди дистрибьюторов - предпринимателей и просто покупателей различаются в десять раз).
Низкий уровень доверия к схеме ведения бизнеса. Дистрибьюторы до сих пор не очень сильно доверяют пирамидальной схеме ведения бизнеса, с чем связано то, что они, в основном, покупают продукцию для себя и друзей, а не для дальнейшего распространения.
Источник: Рябов С. «Школа коммивояжеров» - РБК Бизнес, июль 2012 <http://magazine.rbc.ru/2012/07/05/business/562949984254450.shtml>
Возможности отрасли.
Рост спроса на различные категории товаров (развитие новых товарных категорий). Участники рынка расширяют свои ассортиментные портфели, так что с прямыми продажами начинает ассоциироваться не только косметическая продукция, посуда, бытовые приборы, но и функциональное питание (высокопотенциальная категория), а также нижнее белье и бижутерия.
Нехватка торговых площадей в России. В России достаточно маленькое количество торговых площадей (в соотношении с плотностью населения), так что в регионах и на удаленных территориях людям необходимы прямые продажи, которые могут обеспечить потребность в товарах повседневной необходимости.
Проблемы с развитием малого бизнеса в России. На данный момент нельзя говорить о том, что малый бизнес может активно и безболезненно развиваться в России (несмотря на поддержку со стороны властей и различные программы развития). С другой стороны, прямые продажи дают людям возможность заняться собственным малым бизнесом с очень маленькими затратами.
Источник: Рябов С. «Школа коммивояжеров» - РБК Бизнес, июль 2012 <http://magazine.rbc.ru/2012/07/05/business/562949984254450.shtml>