Мультимедийная журналистика или конвергентная
Изменения, происходящие в последние десятилетия в СМИ и медиаиндустрии, основываются на изменениях в технологической сфере. Исследователи говорят о переводе содержания во всех его формах — текстовой, графической, звуковой — в цифровую форму. Цифровизация содержания (от англ. digitalization, «оцифровка», «дигитализация»), означает перевод всех типов содержания СМИ в цифровой формат, что позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. Цифровизация, создает реальную основу для конвергенции массмедиа. Необходимое для распространения печатных изданий время, финансовые ресурсы, затрачиваемые на организацию распространения, пространство, ограничивающее передачу телевизионного и радиосигнала – все это не является более преградами ни для тех, кто создает информацию, ни для тех, кто ее потребляет.
Для того чтобы понять суть мультимедийности как качества новых медийных продуктов, нужно уяснить соотношение между такими понятиями, как мультимедиа и конвергенция.
Конвергенция (от лат. convergо — сближаться, сходиться) — термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления. Западные философы и социологи в 1950-х годах начали употреблять понятие конвергенции в общественно-политических науках. Основной движущей силой, которая стимулировала конвергенцию идеологически противоположных общественных формаций, стала научно-техническая революция. С 1970-х годов термин все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ — компьютеров, телефонов, телевизоров. Но только с 1990-х годов быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей в разных странах мира придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл.
«Учительская газета» была зарегистрирована по адресу www.ug.ru весной 1995 года. Эти сайты представляли собой зеркальное отражение продукции «основного» СМИ. То есть, содержание журнала или газеты, которое обычно добавлялось на сайт без каких-либо изменений или дополнений. Функция Интернет-редакции сужалось до функции технической обработки предоставленного контента и его добавления на сайт. Таким образом, мультимедийность в них выражалась содержанием только двух элементов: текста и фотоиллюстрации. Тогда как сегодня мы наблюдаем, как в одном материале может присутствовать текст, иллюстрация, аудио, видео и инфографика.
Последний по времени этап развития мультимедийности СМИ, который продолжается и по сегодняшний день, наступил в начале 2000-х годов. А. Г. Качкаева считает, что на это могли повлиять несколько факторов, первые два из которых часто приводятся экспертами в качестве основных причин, приведших к мультимедиатизации СМИ.
Во-первых, редакции СМИ поняли, что Интернет является особенной средой, где недостаточно публиковать точную онлайн-копию содержания газеты или загружать сюжет передачи, вышедшей в эфире ТВ накануне. Необходимо было дать посетителю нечто большее, публикаци или вещание которого не представляется возможным или целесообразным в рамках классических форматов СМИ, но возможно технологически и удобно для посетителя на Интернет-платформе.
Во-вторых, технические и программные преобразования в области Интернет, бурное развитие которых пришлось именно на период 2000-х годов, позволили упростить, облегчить и разнообразить содержание и передачу информации в сети. Например, благодаря появлению и развитию флэш-технологий появилась динамичная инфографика. Также увеличились скорость и каналы передачи данных, значительно были улучшены процессы сжатия видео.
В-третьих, у большинства СМИ основным источником дохода является реклама. Стремительный рост количества пользователей Интернет, которое в России в 2000 г. уже составило 3,1 млн. человек (или 2,1% от населения), и все большее предпочтение потребления информации в глобальной сети (в 2010 г. 59,7 млн. человек (42,8%)) также подстегнуло борьбу за внимание аудитории, для привлечения и удержания которого необходимо было выходить на более качественный уровень в сети. Данный рост оказался выше запланированного. Поэтому этот фактор, как один из главных стимулов к «уходу» в сеть стоит рассматривать в качестве одного из приоритетных. Сегодня использование Интернета стало неотъемлемой частью жизни людей. Так, по данным TNS на октябрь 2016 года, общая аудитория Рунета составляет 84 миллионов человек (70,4 % населения).
Термин «мультимедиа» впервые был использован в 1965 г. Бобом Гольдштейном. Он применил его, чтобы описать поставленное им шоу, которое включало в себя музыку, световое оформление, кино. Сегодня под мультимедийностью понимают характеристику представления информации с помощью различных медийных платформ — вербального текста, фотографии, аудио, видео, графики, анимации и других производных от них форм.
Исследователи отмечают, что рынок мультимедиа из узкоспециализированной компьютерной технологии вырос в особую форму художественного, в том числе журналистского творчества, в новый вид рекламно-информационной коммуникации, специализированный рынок цифровой культуры, и стал неотъемлемым форматом производства, культуры, потребления.
По мнению медиатренера Оксаны Силантьевой мультимедийная журналистика — это определенный способ представления журналистского материала; медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Мультимедийщик отличается умением комбинировать.
Мультимедиатекст — это возможность предоставить читателю свободу выбора различных элементов для ознакомления с информацией. Он может прочитать текст, а может посмотреть лишь картинки. Он может не прочитать текст и не посмотреть видео, но пролистать фотогалерею. Потребитель мультимедийного текста активен, так как потребление продукта требует от него не только «пассивного усвоения материала», но и разработки логики неких собственных действий для получения той или иной информации.
Большинство исследователей считат, что конвергенция — это процесс, протекающий одновременно на нескольких уровнях. В технологическом плане конвергенция проявляется как процесс, при котором объединяются различные типы цифровой информации в медиа. Экономический уровень конвергенции проявляется в том, что происходит слияние ранее разрозненных отраслей экономики — медиабизнеса и коммуникации. Профессиональный уровень конвергенции показывает, каким образом меняются функции и специфика медиапродуктов, к каким изменениям в профессии журналиста приводит конвергенция. Современные редакции требуют мультимедийных навыков от своих работников. Эту особенность современных СМИ американские исследователи Стефан Куин и Винсент Филак называют конвергенцией методов сбора информации. Под этим они подразумевают новые принципы работы журналистов. Также возникает «конвергенция повествования», которая заключается в формировании нового типа медиатекстов, интегрирующих разные типы информации в пределах одного медийного продукта. Таким образом, мультимедийность представляет собой одно из проявлений и выражений конвергенции, которая по своей сути является более глобальным, общим процессом. Разницу между этими двумя явлениями Д. Ю. Кульчицкая сформулировала так: конвергенция — то modus vivendi в современных масс-медиа, а мультимедийность — это modus operandi. Последняя имеет прикладной характер и является более узким понятием. Объединение различных технических устройств и цифровизация контента сделала на практике возможным существование мультимедийных произведений. Следует отметить, что конвергенция — это процесс сближения различных платформ, а мультимедийность — характеристика продукта, сделанного с использованием разных знаковых систем. То есть эти два термина описывают разные явления, которые используют общие смыслы и методы.