Библиографический список. 50
Введение. 3
Глава 1. Виртуальная личность в интернет-пространстве. 9
1.1. Понятия «виртуальная реальность» и «виртуальная личность». 9
1.2. Процесс создания образовательного интернет-ресурса по формированию позитивного виртуального образа личности. 24
Глава 2. Проблемы и трудности формирования виртуального образа личности 30
2.1. Проблемы формирования виртуального образа личности. 30
2.2. Разработка рекомендаций по формированию позитивного виртуального образа личности. 41
Заключение. 48
Библиографический список. 50
Приложение 1. Паспорт проекта. 55
Приложение 2. Результаты опроса «Личность в интернете». 64
Приложение 3. Результаты опроса «Я решаю». 69
Приложение 4. Скриншоты отзывов о сайте. 73
Введение
В связи с развитием новых технологий мир изменился кардинально. Массовая компьютеризация стала предпосылкой объединения людей посредством интернета и обеспечила их дополнительными возможностями коммуникации.
Глобальная сеть постоянно и динамично развивается. Интернет-издание «Time.com» со ссылкой на Международный союз электросвязи ООН, пишет, что «количество пользователей Интернета в глобальном масштабе превысило 3 млрд человек. Рост веб-аудитории в 2014 году составил 6,6 % (3,3 % в развитых странах и 8,7 % в развивающемся мире)».[1]
Интернет размывает географические, культурные, национальные границы и объединяет мировые информационные ресурсы, обеспечивая пользователей доступом к необходимой информации в режиме реального времени.
На первый взгляд всё вышеперечисленное является несомненным благом, ведь происходит становление информационного общества, где главной ценностью является информация. И, тем не менее, уже сегодня мы видим, что процессы глобализации влияют на человека не только позитивно, но и деструктивно.
В связи с этим учёные в области гуманитарных наук, таких как психология, социология, философия проявляют активный интерес к изучению личности в условиях возрастающего потока информации.
Информационное пространство интернета называют виртуальностью и человек, действующий в её рамках, вынужден приспосабливаться к новому, альтернативному миру. Это похоже на новый процесс социализации: человек получает новый социальный опыт в условиях новой – информационной – общественной жизни.
Возникает потребность в самопрезентации посредством использования интернет-ресурсов. Пользователь встаёт перед множеством выборов: от того, на каком сайте регистрироваться, какую информацию потреблять, до того, как максимально эффективно выразить свою индивидуальность при оформлении страницы в социальной сети. Этому посвящена данная работа.
Степень научной разработанности проблемы.
При создании своего проекта мы опирались на работы таких авторов, как А. Г. Асмолов, который рассматривал виртуальную личность как маску, за которой прячутся пользователи сетевых ресурсов, Д. В. Иванов, описавший виртуализацию общества и парадоксальное соединение виртуальности и реальности, и А. Висо, которая ввела понятие электронной идентичности. А также мы приняли во внимание работы интернет-писателей Е. Горного и А. Андреева, которые рассматривали виртуальную личность как вымышленного персонажа, создание которого назвали искусством.
Отличительной особенностью трудов зарубежных авторов является то, что они начали говорить о виртуальной личности с 1980-х ггг. в контексте взаимосвязи технического прогресса и личности, тогда как российские учёные, начиная с 2000-х гг., склонялись к анализу виртуальной личности с позиций философии.
Среди литературы, раскрывающей тему виртуальной личности, встречаются: роман «Мерси Шелли. Паутина» Ал. Андреева, рассказ «Княжна Мэри» Г. Газданова, а так же эссе Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина (известных под литературным псевданимом Макса Фрая) «Гайто Газданов и теория виртуальной личности».
Феномен виртуальной личности рассматривается в диссертациях и аналитических статьях наших соотечественников с трёх сторон:
· языковой, т.е. раскрываются особенности лингвистического поведения человека в интернете, о чём пишет Н.Г. Асмус[2]
· психологической и философской (т.е. особенности привлечения личности к виртуальному миру и её мотивов пребывания в нём, о чём пишет З.С. Завьялова[3]),
· правовой (т.е. особенности правового и неправового поведения личности в интернете и её юридическая ответственность, о чём пишет О.В. Танимов[4]).
Следует отметить, что авторы уделяют минимум внимания социальным сетям как платформы к раскрытию личностного потенциала в виртуальной реальности, и не рассматривают особенности и способы формирования виртуального образа личности в социальных сетях.
Актуальность исследованиязаключается в том, что распространение интернета привело к увеличению количества пользователей социальных сетей. В результате, образ виртуальной личности стал своеобразной визитной карточкой тех, кто зарегистрировался на подобных ресурсах. Это определяет необходимость поиска новых, эффективных способов самовыражения личности в интернет-пространстве.
Рассматривая виртуальную личность, исследователи не уделяют должного внимания особенностям формирования ее образа в интернете.
Выбор темы обоснован тем, что мы на личном опыте сталкиваемся с проблемой самовыражения в интернете, в частности, в социальных сетях, и именно поэтому нам необходимо выяснить способы, которые позволят создать интересный виртуальный образ личности.
Научная новизна исследования заключается в описании способов самопрезентации личности в социальных сетях.
Нами выдвинута гипотеза о том, что наличие тематического образовательного интернет-ресурса способствует формированию позитивного виртуального образа личности, если пользователь заинтересован в осознанном формировании своего интернет-портрета.
Положения, выносимые на защиту:
- Взаимодействие человек-интернет - это симбиоз
- У виртуальной личности, как и у реальной, есть свой жизненный цикл
- Каждый пользователь преследует свои цели и пути самоидентификации в интернет-пространстве
- Социальные сети являются благоприятной средой не только для коммуникации, но и самовыражения
- Действия пользователей социальных сетей отслеживаются
- Образовательный ресурс может быть интересен и полезен пользователям социальных сетей
Объект исследования: виртуальный образ личности
Предмет исследования: образовательный интернет-ресурс по формированию позитивного виртуального образа личности
В ходе реализации дипломного проекта преследовалась цель:создать сайт с рекомендациями по формированию позитивного виртуального образа личности на основе уже имеющихся данных и наших наблюдений.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятия «виртуальная реальность» и «виртуальная личность»
2. Определить понятия «позитивный виртуальный образ личности», «имидж».
3. Создать образовательный интернет-ресурс по формированию позитивного виртуального образа личности
4. Дать практические рекомендации по формированию позитивного виртуального образа личности в социальных сетях.
В процессе достижения поставленных цели и задач использовались традиционные теоретические методы: анализ тематической литературы, сравнительный анализ, и эмпирический метод социологического опроса.
Дипломная работа состоит из двух глав.
В первом параграфе Главы 1 рассматривается понятие виртуальности и её соотношение с объективной реальностью, даётся определение «виртуальной реальности» и раскрываются её особенности, раскрывается термин «виртуальная личность», описываются её фундаментальные качества, а также отличия от личности реальной. Далее приводится классификация акторов интернета и раскрывается понятие «социальные сети», а также механизм самопрезентации в интернете.
Во втором параграфе описывается практическая реализация образовательного ресурса по формированию виртуального образа личности на базе модульного редактора Tilda Publishing с подробными обоснованиями структуры сайта и описанием блоков, представленных на отдельных страницах.
Глава 2 посвящена проблемам и трудностям формирования виртуального образа личности. В первом параграфе раскрывается взаимодействие человек-интернет, рассматриваются владельцы аккаунтов социальных сетей как акторы интернет-пространства, описывается электронная идентичность и проблема всевозрастающего потока информации, приводящая к декоммуникации. Далее раскрывается термин «эго-вещание» и обозначаются проблемы, с которыми сталкивается пользователь социальных сетей при заполнении граф личной страницы. За описанием имиджа и позитивного виртуального образа личности следует перечень трудностей, возникающих при необдуманном, стихийном создании страницы в интернете.
Во втором параграфе описывается проведение опросов «Личность в интернете» и «Я решаю», анализ результатов и разработка рекомендаций на базе полученных данных для образовательного интернет-ресурса «MediaSelf», а так же особенности создания контента для наполнения сайта.
Практическая значимость проекта состоит в том, что пользователь получит дополнительные знания по самопрезентации в интернете, и в дальнейшем сможет осознанно подойти к созданию своего позитивного виртуального образа.
Глава 1. Виртуальная личность в интернет-пространстве
1.1. Понятия «виртуальная реальность» и «виртуальная личность»
В связи с развитием новых технологий, человечество стало двигаться к созданию информационного общества. Разумеется, это недостижимая цель, если не развиты возможности коммуникации. Современные компьютеры, планшеты и смартфоны вполне удовлетворяют требованиям быстрой передачи информации. Искусственно созданная среда, в которой осуществляется информационный обмен, приобрела в быту название «виртуальность». Это понятие стало активно использоваться, в том числе и в научных кругах.
Часто слово «виртуальность» употребляется в значении ирреальности. Так, согласно представлениям древних, всё видимое считалось результатом невидимого, поэтому постижение знаний сопрягалось со стремлением выйти на более высокий уровень сознания путём духовных практик. До нас это дошло как йога.
Гораздо позже, в Средневековье, virtus был связан с познанием Бога и возникло новое понятие «виртуозный», т.е. способный реализоваться творчески и, таким образом, проявить своё подобие Богу.
Виртуальность прослеживается и в трудах Фомы Аквинского (как присутствие Души) и Николая Кузанского (как первопричина сущего, прообраз бытия, т.е. Бог).
Далее попытки рассмотреть виртуальность наблюдались в логике Г. Гегеля, в исследованиях М. Эпштейна, Л. Гримака, Ч. Тарта и др.
Важно отметить, что при постоянной смене толкований виртуальности, неизменным осталось одно: её миропорождающая природа.
В переводе с латинского virtus - «потенциальный»,
«возможный», а так же «способный», «обладающий силой», в то время как realis — действительный, существующий. Обобщая этимологии, приходим к выводу, что виртульность – это некая возможность, обладающая силой к существованию, а значит и действию.
Согласно новой философской энциклопедии, виртуальность – это объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определённых условиях. [5]
Так мы наблюдаем, что в определении виртуальности нет ни слова об информационных технологиях, потому что они – лишь средство построения виртуальности.
Существует научное направление – Виртуалистика – занимающееся вопросами происхождения виртуальности, изучением её особенностей, а так же взаимосвязью виртуального пространства и человека. Как научная дисциплина, она сформировалась в 1980-1990-е гг., а сам термин был предложен Н. А. Носовым. В 1991г. была создана Лаборатория виртуалистики в Институте человека Российской академии наук, в которой исследователь опубликовал монографию[6] с изложением основ виртуалистики.
Нужно учесть, что при изучении проблем виртуальности, её природы и воздействия на человека, разные школы руководствуются разными подходами. Для запада актуально изучать проблемы коммуникации между человеком и техникой, где именно компьютерные технологии становятся основой формирования реальности, задавая «правила игры». Российская школа делает упор на философское обоснование виртуальной реальности, на значимость человеческих ресурсов как главенствующих, подчиняющих себе компьютеры.
Доктор психологии Н.А. Носов утверждает: «Человек существует на одном уровне психической реальности, относительно которого все остальные, потенциально существующие реальности, имеют статус виртуальных.»[7]
В связи с вышеприведённым высказыванием возникает вопрос: где грань между реальностью и виртуальностью?
Согласно всё той же Новой философской энциклопедии, реальность – это всё существующее вообще; объективный мир. Иными словами - совокупность всего материального вокруг нас, мир, независимый от нашего сознания, который мы воспринимаем органами чувств.
Что же касается оценки окружающего мира, появляется толика субъективизма. Здоровый и счастливый, человек восторгается миром, но, будучи раздражённым и нездоровым, он уже не согласится с тем, что жизнь прекрасна. Несмотря на то, что объективно реальность, мир вокруг, не изменились, человеческое восприятие трактует реальность кардинально различными образами и то, что одному кажется реальным, для другого – иллюзия реальности.
Так, мы приходим к выводу, что всякая реальность является виртуальной, т.к. она характеризует состояние сознания и вовлечённости человека в деятельность.
Подобной точки зрения придерживается В. Руднев: «…Каждая реальность является виртуальной»[8], потому что действительный мир сливается с виртуальными реальностями других людей и произведёнными ими продуктами (идеологии, религии и т.п.).
Но мы, рассуждая о реальностях, коснулись оценки окружающего мира, которая зависит от состояния сознания личности. В свою очередь, от состояния сознания зависит то, как личность будет вовлечена в происходящее, как в физическом, так и цифровом мире. Вовлечённость пользователя в процессы построения виртуальной реальности может быть активная, исследовательская или пассивная.
В первом случае, когда человек активно вовлечён, он не просто участвует в действии (в рамках виртуальности), но ещё и способен менять эту реальность или создавать новую.
Будучи исследователем, пользователь так же является участником виртуального действа, но, тем не менее, играет по уже сложившимся правилам и ничего нового в виртуальный мир не приносит. Если позиция человека по отношению к виртуальной среде и деятельности в ней пассивна, он лишь фигурирует в роли наблюдателя и никак не влияет на становление и развитие виртуальной реальности.
Таким образом, мы можем сформулировать понятие виртуальности как искусственно созданного (посредством новых технологий в нашем случае) пространства, воспринимаемого за реальное.
Термин «виртуальная реальность», в контексте результата взаимодействия компьютерных устройств, впервые был предложен американцем Ж. Ланье в 1984г. Позже такие исследователи как Лаурель, Харавей, Стоун рассматривали виртуальную реальность как возможность распространять своё личное воображение на других людей.[9]
На сегодняшний день единого понятия «виртуальная реальность» не сложилось, хоть им и часто пользуются специалисты в области социологии, психологии, журналистики и т.п. Так, существует представление о виртуальной реальности как об альтернативной, позволяющей отражать процессы реальной жизни через новые технологии.
Виртуальная реальность обладает своими отличительными особенностями, благодаря которым мы отличаем её от эмпирической реальности. Исследователи Л.А. Микешина и М.Ю. Опенков выделяют несколько особенностей виртуальной реальности:
1. Непреходящая актуальность, т.е. отсутствие прошлого и будущего
2. Включённость в события, т.е. субъект либо участвует в них, либо получает иллюзию участия (сновидения, компьютерное пространство)
3. Обязательность «порождения», т.е. виртуальные объекты продуцируются актуальными взаимодействиями – с компьютером и другими людьми. [10]
4. Бестелесность, т.е. отсутствие материального воплощения
5. Многообразие, т.е. реальность имеет множество уровней и вариантов
6. Интерактивность, т.е. уровни реальности взаимодействуют между собой
7. Альтернативность (т.е. способность реальности создавать связи и разрушать их; это связано с интерактивностью в том числе)
8. «Живость», т.е. способность реальности трансформироваться в зависимости от желания её создателя или обстоятельств, как это делают животные
9. Подобность, т.е. способность реальности выражаться в виде реальных объектов, например: идея выражается в тексте, пейзаж – в картине и т.п.
10. Синхронность, т.е. возможность виртуальной реальности решать проблемы эмпирической реальности и наоборот
11. Выразительность, т.е. пользовательская возможность самопродолжения/самовыражения себя в виртуальном мире) и др.
Взаимосвязь виртуальности и человека обусловлена тем, что каждый человек творит виртуальную реальность; он в ней живёт и с её помощью судит о мире. В этом отношении субъективность очевидна. Чувства, эмоции, мысли, которые мы испытываем – могут ли в нашем представлении являться нереальными? Мы носим их в себе, с их помощью меняем пространство вокруг, и себя в том числе.
Так, виртуальная реальность становится для каждого не то, что частью объективной, а самой объективной реальностью.
В своих исследованиях Н. Носов пояснил, что виртуальные состояния человека – это состояния, вызванные переживанием событий собственно виртуальной реальности. События виртуальной реальности объективны в том смысле, что не зависят от состояния отдельно взятого человека, и обладают собственной логикой, будучи подчиненными требованиям виртуальных агентов (т.е. совокупности деятелей сети).
Существует два основополагающих принципа виртуальной реальности:
1. она не существует вне человека, т.к. для движения мысли нужно два субъекта: создатель (модератор, оператор и т.п.) и потребитель (пользователь).
2. виртуальная реальность позволяет замещать реальный предмет его образом (это можно сравнить с человеком и его отражением в зеркале). В интернет-пространстве это соотношение реальной личности и её образа, например, в социальных сетях.
Так, в нашем понимании виртуальная реальность – это порождённый и постоянно видоизменяющийся продукт деятельности виртуальных личностей в сети интернет.
Теперь рассмотрим термин «виртуальная личность».
В массовом сознании он связан, прежде всего, с компьютеризацией. Но в культурно-философском смысле любой вымышленный персонаж - прежде всего в литературе – это и есть виртуальная личность. В подобных условиях интернет выступает как новое средство выражения личности, широкая площадка для создания образа.
Отличительными чертами виртуальной личности от реальной являются:
1. Иллюзорность (виртуальная личность не имеет тела)
2. Рукотворный характер (виртуальная личность создаётся не естественно, а кем-либо)[11]
3. Знаковость (виртуальная личность состоит из знаков, действий пользователя, а так же из образов, мыслей и чувств, которая она порождает в психике наблюдателей)
При этом важно отметить, что виртуальная личность, смоделированная максимально правдоподобно, всё равно трактуется её создателем и наблюдателями по-разному, поэтому говорить об объективности отражения личности в интернете не приходится.
Фундаментальными качествами виртуальной личности являются:
1. Наличие имени
2. Автономность в действиях
В первом случае принципиальная разница между реальным именем и никнеймом прослеживается в вопросах доверия: если пользователь подписывается собственным именем, то его слова воспринимаются серьёзнее, нежели слова неизвестного человека с никнеймом.
Во втором случае бездействие личности в интернете означает её несуществование. Поскольку виртуальная личность – это комплекс идей, выраженных знаками в электронной или других средах, то для её идентификации другими пользователями должно происходить действие. Оно может производиться самой личностью (регистрация на ресурсах, общение, размещение информации о себе, своих увлечениях и т.п.) или посредниками (кем-то, кто говорит об этой личности, пишет о ней, обсуждает её).
Таким образом, виртуальная личность одновременно является и объектом, и субъектом действия. Являясь объектом, личность определяется воздействием на неё внешних сил, она не проявляет самостоятельности. Субъектом она становится, когда действует автономно (проявляет свою волю) в рамках виртуальной реальности, формируя свой образ и характер «среды обитания», чем демонстрирует активную позицию и обозначает своё существование.
Рассуждая об отличии виртуальной личности интернет-пространства и её же в прочих контекстах (например, литературы, театра, кино), нужно отметить, что в первом случае образы личностей могут взаимодействовать между собой и меняться, во втором же случае личность не претерпевает изменений сама по себе, и восприятие её зависит от субъективной оценки читателями/зрителями.
Рассуждения о виртуальной личности и её восприятии другими пользователи приводят к закономерному вопросу: идентичны ли реальная личность и её виртуальный образ?
Традиционное понимание личности состоит в единстве духовного и телесного, но в виртуальном мире телесность отсутствует. В интернете человек носит «маски». Говорить о том, что маски равны их обладателям, нельзя. Вероятность того, что виртуальный образ человека в социальных сетях схож с реальной природой личности, существует, но, учитывая бестелесный характер виртуальности, достаточно трудно установить объективность отражения.
Одной из ключевых особенностей существования виртуальной личности является то, что в интернете она может почувствовать себя более свободной, ведь в виду социальных и культурных ограничений реального мира человек ограничен в отношении проявления спонтанности и искренности. В связи с этим виртуальный мир может оказаться реальнее объективного. Оценить позитивные и негативные аспекты такой метаморфозы затруднительно, т.к. всё зависит от деятельности конкретной личности в конкретных сетевых условиях.
У виртуальной личности, как и у реальной, есть свой жизненный цикл. Об этом рассуждает в «Онтологии виртуальной личности»[12] Е. Горный. Выполнив свою функцию, виртуальная личность «уходит со сцены». Проявляется это по-разному.
Виртуальная личность может прекратить обращаться к глобальной сети, при этом сохранив свои предыдущие данные. Второй вариант – жёсткое ограничение поступающей к пользователю информации и пассивность действий в интернете. Третья комбинация предполагает удаление всех данных о себе и исчезновение из паутины (хоть это и невозможно).
Но если пользователь не преследует цели отказа от пребывания в интернете, то его поведение и деятельность в сети будет строиться по иным схемам. Условно их выделяет профессор И.Н. Блохин; пользователь ведёт себя как потребитель, коммуникатор, автор или навигатор.
1. Потребителем является человек, который, входя в интернет, ищет и потребляет информацию.
2. Коммуникатор – это тот, кто производит сообщения. Именно благодаря активности коммуникаторов возникают различные сетевые структуры, предназначенные как для общения (социальные сети), так и для решения определённых задач («Активный гражданин»). В свою очередь, активное сетевое поведение коммуникаторов является предпосылкой создания сетевого общества, исходным тезисом существования которого можно считать «воздействие знания на знание как основной источник производительности».[13]
3. Автор, пожалуй, один из самых важных акторов медиасферы, ведь именно он «создаёт событие». Яркий пример – блогерство, которое стирает границу между реальным событием и событием медиасреды. Важным моментом в деятельности авторов является то, что они не просто создают событие онлайн, но ещё и предпринимают попытку участвовать в нём, изменяя реальность. Специалисты в области журналистики, социальной инженерии и социального управления хорошо знают о механизмах использования средств массовой коммуникации в медиаповедении. Главная проблема, с которой сталкивается любой автор – это расхождение реального и виртуального, что мы можем проследить на примере субъективного отражения какого бы то ни было реального события.
4. Задача навигаторов – регулировать потоки информации. Нам они известны как операторы, распространители рекламы и СМИ, хакеры и т.п.. Навигатор следит за потребителями, коммуникаторами и авторами, и действует им на пользу или во вред, в зависимости от целеполагания. В медиасреде навигатор выполняет функцию своеобразного синхронизатора противоречащих друг другу смыслов в точках зрения участников коммуникации, он – глава стола переговоров, ведь «коммуникация о основном означает сосуществование».[14]
Основываясь на классификации профессора Блохина, мы можем сделать вывод, что пользователи социальных сетей, по своему медиаповедению, относятся к категории коммуникаторов. Именно для их деятельности создаются подобные виртуальные ресурсы.
Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.[15]
В интернете популярность сетей начала возрастать с 1995 года, когда в Америке появился портал Classmates.com, прототипом которого стали отечественные «Одноклассники.ру». На фоне популярности ресурса, стали возникать всё новые, а с 2003-2004 года были запущены LinkedIn и Facebook, которые по сей день являются самыми популярными не только за рубежом, но и в отечественном рунете. С 2006 года Павел Дуров основал российскую социальную сеть «Вконтакте».
Среди особенностей социальных сетей выделяются:
1. Создание личных профилей на базе заполнения анкете о себе, в которой указываются имя, фамилия, места учёбы и работы, хобби, мировоззрение и т.д.
2. Мультимедийность, за счёт которой пользователи обмениваются информацией в различных формах, таких как фото, видео, аудио, текстовые записи в режиме личных сообщений и микроблогов
3. Широкая возможность коммуникации, позволяющая добавлять в друзья список пользователей по учёбе, работе, интересам и др., а так же участвовать в жизни тематических сообществ и обмене мнением.
В виду особенностей социальных сетей, которые, несомненно, удобны в использовании, аудитория пользователей растёт. Так, ВЦИОМ приводит результаты статистики за февраль 2013 года: «В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82% пользователей интернета (еще в 2010 году этот показатель составлял 52%)». [16]
Человек, чья деятельность, так или иначе, связана с пребыванием в интернете, проявляет себя как «медийная личность». В.Д. Мансурова даёт определение медийной личности, основываясь на позиции деятельности личности в сети: «медийная саморефлексия и самоопределение становятся онтологией существования современного общества, а индивид, получивший несанкционированный доступ к коммуницированию, – обретает статус homo mediates. <…> “Медийный” человек, выступая то в статусе субъекта, то объекта массовой коммуникации, оказывается перед выбором своего социального статуса и способа самовыражения – в качестве дигитального двойника “без имени и просто без судьбы” или реального участника социальных взаимодействий на публичной арене».[17]
При создании виртуального образа в социальных сетях, личность - осознанно или неосознанно – руководствуется навыками самопрезентации.
Самопрезентация личности в социальных - это акт самоописания[18], включающий в себя историю личности, самоисследование, самовыражение и самоизобретение.
1. История личности (самообъяснение) включает в себя этапы развития и достижений личности, т.е. описание имени, даты и места рождения, места учёбы и работы, участие в конкурсах, указание семейного положения и т.п.
2. Самоисследование (её философское осмысление себя) предполагает, что личность определяет круг своих интересов, любимых книг, музыки, фильмов, т.е. личность анализирует себя с точки зрения вкусовых предпочтений.
3. Самовыражение – это то, как личность проявляет себя в интернете. Это тот случай, где история и самоисследования выражаются в непосредственном создании продукта «о себе». В качестве примера можно рассмотреть ведение блога или особенности оформления страницы в социальных сетях. Здесь роль играет совокупность факторов: имя или никнейм, интересы и увлечения пользователя, то, о чём он пишет (или умалчивает), а так же стиль письма.
4. Самоизобретение – это создание виртуального образа личности, который включает в себя как описание личности, так и её действия в интернете. В случае социальных сетей это и наполнение страницы, и активность на её стене/в личных сообщениях/сообществах.
После всего вышеперечисленного следует эго-вещание, на основе которого выстраивается история каждой отдельно взятой виртуальной-личности (кроме пассивных потребителей по классификации деятельности в интернете).
Особенностями формирования и создания виртуальных образов личности в российском интернете, является акцентирование на творчестве и инновации. Достигается данная цель всего за 2 шага:
1. Разрабатывается концепция личности (личность должна быть «живой», со своей историей, своим психологическим и социокультурным контекстом; важно понимать линию поведения создаваемого образа)
2. Изобретается никнейм, который в будущем станет брендом идеи
К наиболее известным из русскоязычных виртуальных личностей конструктивного плана можно отнести: Катю Деткину, Мирзу Бабаева, Мая Иваныча Мухина и др.
Таким образом, создание виртуального образа личности становится стратегически самоизобретением, т.к. складывается по частям из различных личностных характеристик. Напрашивается вопрос: в чём отличие создания виртуального образа и процедуры самовыражения? В случае самовыражения речь идёт о раскрытии личности таковой, каковой она сформировалась в естественных условиях, в случае же виртуального самовыражения личность творит сама себя заново.
Классифицировать виртуальную личность достаточно сложно в виду того, что ей нельзя дать чёткое определение из-за субъективности её выражения в электронной среде. Пользователи преследуют различные цели: от «рационального выстраивания своего образа «для других»[19] до создания мифов о себе и игры (как моделирование жизни, где можно получать удовольствие в обход обыденности). Ясно одно: виртуальный образ личности всегда связан с целью пребывания в социальных сетях и, соответственно, деятельностью в них.
Таким образом, мы приходим к выводу, что всякая реальность является виртуальной, т.к. она характеризует состояние сознания и вовлечённости человека в деятельность. Понятие «виртуальность» в нашем случае раскрывается как искусственно созданное (посредством новых технологий в нашем случае) пространство, воспринимаемого за реальное. Виртуальная реальность создаётся совокупностью деятельности виртуальных личностей интернета и характеризуется постоянным динамичным развитием. Как исторический феномен виртуальная личность не нова, но в контексте технического прогресса она обретает новые смыслы. Виртуальной личностью считается та, которая проявляет индивидуальное медиаповедение, а также формирует свой виртуальный образ. Последнее ярко прослеживается на примере личных страниц в социальных сетях как площадки самовыражения пользователей. Это позволяет нам по-новому взглянуть на место и роль человека в интернете.
Изменение окружающей действительности в результате синтеза двух миров неизбежно ведёт к тому, что у человека появляется потребность в формировании своего виртуального образа личности для продуктивного существования в медиасреде.