Проект создания корпоративного портала торговой сети «Связной» на базе Microsoft SharePoint Server 2007
корпоративный портал программный интерфейс
В одной из крупнейших федеральных розничных сетей «Связной» в августе 2009 года был реализован проект по созданию корпоративного портала. На основе Microsoft Office SharePoint Server 2007 созданы основные элементы информационного пространства [14].
Ситуация
Развитие бизнеса сети «Связной» тесно связано с активным применением информационных технологий. Деятельность столь крупной разветвленной сети немыслима без средств коллективной работы и управления информацией. Помимо этого ИТ требуются для постоянного мониторинга и развития внутренних сервисов для персонала компании. Таким образом, ИТ являются ключевой платформой поддержания и роста бизнеса.
По мере развития компания «Связной» столкнулась с определенными сложностями применения существующих инструментов:
· Технология информационного обмена с торговыми точками не в полной мере отвечала потребностям растущего бизнеса - в частности, появление новых подразделений серьезно затрудняло управление информационным обменом.
· Созданный интранет-сайт сети «Связной» был ориентирован главным образом на коммуникации между сотрудниками, но не содержал бизнес-информации из соответствующих систем; для получения сводной аналитики в целях поддержки процесса принятия решений необходимо было предварительно собрать данные из разных систем.
· Отсутствовал единый центр управленческой отчетности, предоставляющий унифицированный доступ ко всем инструментам.
Решение
Для выполнения вышеперечисленных задач и перехода на качественно новый уровень применения ИТ с целью обеспечения эффективного информационного взаимодействия внутри сети «Связной» было принято решение о создании корпоративного портала на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007.
В качестве исполнителя была выбрана группа компаний «Текора», имеющая статус сертифицированного партнера Microsoft с 2003 года и обладающая большим опытом реализации проектов автоматизации корпоративных информационных систем на основе технологий Microsoft.
На первом этапе развития портал должен решить задачи информационного обмена с торговыми точками, для чего были созданы основные элементы информационного пространства:
· центральный веб-узел корпоративного портала;
· структурированная библиотека документов - общекорпоративная и для торговых точек;
· центр отчетности.
Центральный веб-узел корпоративного портала предоставляет пользователю возможность осуществлять навигацию в информационном пространстве компании в соответствии с задачами по работе с информацией, которые стоят перед ним.
На центральном узле располагаются:
1. Новости компании. Новостная лента формируется динамически на основе той информации, которую пользователи ввели в анонсы новостей.
2. Календарь корпоративных мероприятий. Элемент предназначен для представления анонсов корпоративных мероприятий, тренингов и т.д. Важной особенностью является отображение информации в удобном для работы формате - в виде календаря.
3. Телефонный справочник. Содержит контактную информацию по всем сотрудникам сети «Связной». Справочник интегрирован с системой «1С», что позволяет оперативно актуализировать эти данные.
4. Опросы. В «Связном» регулярно проводятся исследования по вопросам качества внутренних услуг. Для решения этой задачи средствами корпоративного портала был применен механизм опросов, встроенный в SharePoint Server 2007.
Все важные сведения собраны на главной странице центрального веб-узла корпоративного портала для представления максимально целостной картины о корпоративной жизни.
Структурированная библиотека документов
База данных структурирована по принципу принадлежности: документы центрального офиса и - торговых точек. Это позволило централизованно предоставлять актуальную информацию торговым точкам, не загружая их «ненужной» информацией.
Для библиотеки документов обеспечивается политика безопасности, в рамках которой можно определить права доступа пользователя не только к базе документов, но и к каждому конкретному документу в отдельности. SharePoint Server 2007 позволяет настроить систему аудита работы с библиотекой и контролировать все операции - чтение, редактирование, удаление. Система оповещений по электронной почте еще больше расширяет возможности портала: при появлении или изменении документа в библиотеке пользователи сразу же получают извещение об этом. Это делает групповую работу над документами оперативнее.
Центр отчетности
Включает в себя отчеты, формируемые с использованием инструментария Microsoft Analysis Services и Excel Services. Это дает возможность в удобном и привычном представлении Excel работать с аналитическими отчетами прямо в окне Internet Explorer.
В рамках пилотного проекта по указанию заказчика реализовано несколько видов отчетов, например:
- отчет по продажам, построенный на основе OLAP-кубов;
- список товарной номенклатуры с ценами (прайс-лист);
- отчет о расходах торговых точек в разрезе статей, реализованный с применением технологии Microsoft Excel Services.
Эффект от внедрения
· Интеграция бизнес-процессов.
· Обеспечение контроля над различными информационными источниками и безопасностью.
· Организация информационного обмена с внешними источниками и информационными системами.
· «Банк знаний» портала используется во всех подразделениях компании для повышения эффективности работы и производительности сотрудников, что облегчает разработку новых продуктов и услуг.
Заключение
Серьезная потребность в построении корпоративных информационных порталов возникла с осознанием необходимости создания единого информационного пространства, позволяющего и сотрудникам компании, и клиентам работать с данными компании и пользоваться аналитическими корпоративными приложениями в режиме реального времени.
К корпоративным информационным порталам часто относят не только порталы, предоставляющие непосредственно информацию, а также подключение к специалистам, владеющим информацией и приложениям, позволяющим получить требуемую информацию.
Корпоративные порталы компаний предоставляют доступ к порталу только уполномоченным сотрудникам своих компаний, использующих полученную информацию и приложения портала для решения задач, в основном связанных с жизнедеятельностью своей же компании. Кроме того, корпоративные порталы могут предоставлять определенную часть корпоративной информации и сервисов своим потребителям, поставщикам, партнерам по бизнесу.
Область применения корпоративного портала имеется практически в каждой компании, которая имеет постоянные контакты с партнерами и клиентами, а также удаленные филиалы и мобильных сотрудников. Нужно только посмотреть, как организованы эти контакты, как организовать совместные работы, и насколько они трудоемки и эффективны, можно ли их улучшить и упростить, оценить срок окупаемости при создании корпоративного портала и принять решение.
Список использованной литературы
1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2008.
2. Болтырева И.С. Специальная функциональность в системах автоматизации управления // Бухгалтерский учет. - 2007, №6. – С.16-22
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2004.
4. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2009.
5. Информационные системы в экономике. /Под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник/ Под ред. Проф.В. В. Трофимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2007.
7. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г. А. Титоренко. - 4-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
8. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2008..
9. Королев Ю.Ю. Технология автоматизированной обработки учетно-аналитической информации. - Мн., 2008.
10. Мартин Е. Информационные технологии в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2006.
11. Мхитарян С.В. Маркетинговая информационная система. – М.: Эксмо, 2008.
12. Федоров Б., Макаренко В. Внедрение информационных технологий в систему управления предприятием // Персонал Микс. - 2006, №1. – С.26-30.
13. Материалы сайта http://www.bigspb.ru.
14. Материалы сайта http://www.corpsite.ru/
Приложение