Настройка баланса белого. Секреты цветопередачи
Доводилось ли Вам слышать от знакомых, приобретших цифровой фотоаппарат подороже, недовольство в адрес производителя? Мне — часто, да что там производителя — был виноват даже продавец, который предложил модель. На вопрос — что же произошло, как правило, отвечали — выкинули кучу денег, а фотографии получаются — хуже, чем на дешевой мыльнице: нечеткие, размытые, с отвратительной цветопередачей.
Не нужно, я думаю долго объяснять, что зачастую «виновниками» всех бед были некорректно выставленные настройки. Одной из настроек которой обязательно следует пользоваться – настройка баланса белого. Думаю, каждый знаком с тем, что на фото цвет лица выходит серовато-розовым, а нежно-розовые цветы становятся, почему то желтыми. Что же происходит?
Начну с вопроса, — какого цвета спелая клубника? Красного — ответите вы. Тогда второй вопрос, а откуда вы ЗНАЕТЕ, что этот цвет красный? В этом то и загвоздка. Когда то люди договорились этот цвет называть красным. И в детстве ЗНАНИЕ о цвете нам преподнесли как аксиому, не требующую доказательств. Второй пример, какого цвета снег? Белого? Хорошо, выходите вы в зимнюю ночь, светит галогеновый синий фонарь, какого теперь цвета снег? Выглядит он синим, но вы же ЗНАЕТЕ что он белый. Следующий вопрос, как объяснить фотоаппарату какой цвет правильный? С помощью функции «Регулировка баланса белого».
Суть функции следующая — если при определенных условиях освещения белый лист бумаги на дисплее фотоаппарата выглядит белым, то все остальные цвета будут переданы, верно. Объяснить это можно вспомнив курс физики, была там такая «оптика». Итак, белый цвет, или цвет который наш глаз воспринимает как «белый» (потому, что люди так ДОГОВОРИЛИСЬ) состоит из всех цветов спектра (если пропустить белый цвет сквозь призму — увидим радугу). Каждому цвету соответствует определенная длина волны, например, наша клубника красная потому, что отражает только световые волны такой длины, которые наш глаз воспринимает как «красный». Предметы белого цвета отражают огромное количество световых волн разной длины, «собирают» весь спектр, в результате мы видим белый. Белый цвет — является, как бы базовым для остальных цветов. Другими словами, посредством этой функции мы можем регулировать восприятие фотокамерой цветов.
Настройка баланса белого
Итак, баланс белого решает вопрос верной цветопередачи снимаемого объекта, кроме того, помогает решать вопросы съемки при различных условиях освещения: на ярком солнце, в тени, под лампой накаливания и люминесцентной лампой, при использовании нескольких источников света. Сегодня все цифровые камеры оснащены этой функцией. Автоматическим режимом пользоваться проще всего: сложнейшая система алгоритмов проанализирует источники света и осуществит «спектральный сдвиг». У каждого производителя эти алгоритмы свои, поэтому один и тот же сюжет, снятый разными камерами при одинаковых настройках, будет иметь разную цветопередачу.
В дополнение к автоматическому режиму, как правило, в камерах существуют так называемые, предустановки для съемки в различных условиях освещения. Это, как правило, «лампа накаливания», «люминесцентная лампа», «облачность», «тень» и другие. В наиболее продвинутых камерах (профессиональных и полупрофессиональных) существует возможность более точной, ручной настройки функции. Это позволяет настраивать функцию пошагово — то есть сдвигать цветопередачу в более теплую или более холодную часть спектра.
И в завершение хотелось бы вспомнить о том, что корректировать можно и уже отснятое изображение, благо программ для редактирования цифровых изображений нынче масса. Отдельной строкой в этих программах стоит коррекция цвета.
Все вышесказанное лишь малая толика того, как может быть использована функция баланса белого, но об этом в следующей статье.
Диафрагма объектива. Какую лучше использовать для фотосъемки?
Иногда меня спрашивают, какое значение диафрагмы для данного объектива самое лучшее. Дело в том, что хотя объектив по определённой причине позволяет регулировать значение диафрагмы, каждая ситуация требует своих настроек. Сам объектив является лишь одним из факторов.
После выяснения того, что же на самом деле означает вопрос о нужном значении диафрагмы, открылось, что большинство людей не рассматривают что-либо кроме самого объектива — не думают о том, для чего он будет использоваться. Целый ряд публикаций и сайтов, на которых представлены обзоры различных объективов и их подробное описание, делает очевидным тот факт, что некоторые объективы лучше других. Для того чтобы купить самый лучший объектив на имеющиеся деньги, не помешает изучить такую информацию, однако можно запутаться в статистических данных.
Большинство объективов имеют наибольшую резкость при средних значениях диафрагмы, скажем, около f/8. Полностью открытая диафрагма, также как и полностью закрытая, конечно сделает снимки менее резкими, так как крайние значения смещают параметры конструкции объектива. Значение диафрагмы, которое позволит получить наиболее резкий снимок, зависит от конструкции объектива, и это именно то, на что люди обычно обращают внимание.
Временами, чтобы получить снимок, обстоятельства вынуждают использовать высокую скорость затвора. К примеру, когда дует ветер, бывает безумно сложно получить резкий снимок даже при установке самого лучшего значения диафрагмы для данного объектива. В цифровых фотоаппаратах легко регулировать значения ISO, однако существуют определённые ограничения. Часто бывает необходимо пожертвовать глубиной резкости, выбирая более открытую диафрагму и фокусируясь на самых важных элементах окружения. Снимая в сумерках, чтобы избежать чрезмерно низкой скорости затвора, можно использовать довольно открытую диафрагму. Для получения хороших снимков, учитывать такие факторы становится важнее, чем придерживаться опубликованных описаний и результатов тестов.
Иногда считается, что объектив при любых обстоятельствах позволяет получить самые резкие снимки с самой маленькой диафрагмой, так как в этом случае глубина резкости будет больше, чем при использовании объектива с более открытой диафрагмой. Фотографы-пейзажисты узнают об этом раньше, но они иногда прибегают к максимальному уменьшению диафрагмы, не думая о том, насколько использование такого значения оправдано. В некоторых случаях дифракция может повлиять на результат таким образом, что они получат менее резкие снимки, чем могли бы при увеличении диафрагмы хотя бы на один шаг. При необходимой глубине резкости, чем ближе значение диафрагмы будет к среднему, тем лучше. Если нет необходимости устанавливать максимально большое значение диафрагмы, то и не нужно этого делать.
Несомненно, хороший объектив по-прежнему очень важен. Объектив, который позволяет получить очень резкие снимки при диафрагме f/8, вероятнее всего будет давать почти такую же резкость при большинстве средних значениях диафрагмы. Скорее всего, при максимальных и максимальных значениях диафрагмы он также покажет лучшие результаты, чем объектив, который уже при диафрагме f/8 даёт слегка менее резкие снимки. Таким образом, имеет смысл купить самый лучший объектив, который вы можете себе позволить. Главное не дайте этому увести вас от понимания того, зачем именно вам нужен объектив. Как только вы приобретете его, выбирайте значение диафрагмы в зависимости от объекта съёмки, а не только от самого объектива. Значение диафрагмы, которое было самым лучшим для определённой ситуации, не покажет таких же хороших результатов при других условиях. Старый афоризм «используйте f/8 и у вас всё получиться» (либо любое другое значение, основанное на имеющихся описаниях) в редких случаях работает при съёмке природы. Хорошие снимки требуют тщательного подбора всех изменяемых значений.
Как выбрать зеркальный цифровой фотоаппарат?
Итак, приобретаем зеркалку. Более того, зеркалку цифровую, так как превосходство плёнки в плане качества рисуемой картинки всё менее очевидно, зато с лихвой компенсируется такими достоинствами «цифры» как гибкость и оперативность в работе. Однако, как выбрать зеркальный цифровой фотоаппарат? Задача непростая, так как единственно верного решения для неё не существует.
В первую очередь, выбирая зеркалку, фотограф выбирает «систему» - целый комплекс фототехники того или иного производителя. Камеры, объективы, различного рода дополнительное оборудование для расширения функциональности камер или решения специфических задач. Приобретение зеркалки говорит о желании фотографа получить больше свободы для творчества, а значит, и о желании расти, совершенствоваться. Стоит заранее поинтересоваться возможностями для такого роста: ассортиментом и качеством оборудования как «родного», так и совместимого, от сторонних производителей, доступностью этого оборудования по ценам, наличием его в ближайших к дому или в интернет-магазинах.
Определив таким образом две-три наиболее предпочтительные марки, мы значительно приблизимся к ответу на вопрос «какой зеркальный фотоаппарат выбрать». Развитые фотографические системы по большому счёту равноценны и смогут удовлетворить большинство запросов. Следующим шагом можно заняться сравнением характеристик конкретных моделей одного класса или одного ценового диапазона от разных систем.
На что обратить внимание? На тип матрицы, её физический размер и ёмкость в пикселях. От этого зависит цветопередача, детализация и шумность снимков, максимальный размер при печати, возможности для кадрирования, энергопотребление. На наличие и тип стабилизации изображения. Стабилизация на матрице удобна и универсальна, однако, есть основания полагать, менее эффективна, чем стабилизация в объективе. На скорость серийной съёмки, необходимую, например, для фотографирования спортивных событий. На размеры и вес – насколько удобен будет фотоаппарат, скажем, для прогулок по городу. На наличие на корпусе органов управления для вызова и изменения часто используемых настроек: светочувствительность, диафрагма, выдержка, точка фокусировки.
Но найти камеру, которая лидировала бы по этим и многим другим пунктам, удастся едва ли. Поэтому следует определиться с несколькими наиболее важными критериями, на основе которых принимать окончательное решение. Пусть даже критерии окончательно выбора окажутся субъективными или – на чей-то взгляд – не принципиальными.
Любой выбор – это компромисс между тем, что мы хотим получить в итоге, и тем, чем готовы пожертвовать, какую цену (не только в денежном эквиваленте) заплатить. Так что не доверяйте готовым рецептам «как выбрать зеркальный фотоаппарат», а вдумчиво выбирайте сами.
Какой зеркальный фотоаппарат выбрать?
Рынок фототехники обширен и многообразен. От невероятных возможностей, обещаемых производителями, захватывает дух, и решить, какой зеркальный цифровой фотоаппарат выбрать, кажется делом непосильным. Эта статья о том, как подобрать под свои потребности нужную модель.
Для начала, определимся с классом. Профессиональный – исключительное качество фотоснимков и комфорт в работе, по цене, едва ли оправданной, если вы не работаете на дорогие глянцевые издания. Полупрофессиональный – достойный функционал в более компактном исполнении и за меньшие деньги, выбор многих репортёров, фотохудожников и увлечённых любителей. Любительский – наиболее дешёвая и портативная фототехника, рассчитанная на широкого, не слишком опытного потребителя. Деление это во многом условно и зависит от производителя: скажем, стоимость профессиональной техники Olympus и Pentax сравнима со стоимостью полупрофессиональной от Canon или Nikon.
Присмотримся к матрице: тип, физические размеры, количество пикселей. Два основных типа – ПЗС (CCD) и КМОП (CMOS). ПЗС отличает более точная цветопередача, меньшие шумы при низких значениях ISO, что полезно для постановочной съёмки. КМОП матрицы потребляют меньше электроэнергии, имеют менее выраженные шумы при высоких значениях ISO и скорее подойдут для репортажей. Впрочем, решения на основе КМОП дешевле в производстве, легко поддаются наращиванию мегапикселей, и уже активно вытесняют сенсоры ПЗС.
Физический размер влияет на «шумность» изображения, глубину резкости и габариты камеры. Для портретной съёмки подойдет большая полнокадровая матрица профессиональных (не всех) камер. Для пейзажей, макрофотографии и съёмки мелкой предметки удобнее будут матрицы APS-C (наиболее распространённые в нынешних цифровых зеркалках) или даже 4/3” (Olmpus).
От количества пикселей зависит максимальный размер отпечатков снимка. Не стоит гнаться за возможно бόльшими цифрами, если задачи создания фотообоев не стоит. Но и загонять себя в излишне тесные рамки, лишая минимальной возможности для кадрирования снимков, тоже ни к чему.
Оценим некоторые специфические функции. Скорость серийной съёмки важна для спортивных репортажей. Возможность редактирования снимков зашитым в камеру инструментарием (как и создание модных ныне HDRi) вполне удовлетворит нетребовательного любителя, а новичкам будут полезны различного рода подсказки по процессу съёмки и наглядные представления изменяемых параметров. Опытных фотографов больше будет интересовать гибкость настроек, шаг и диапазон изменения параметров.
Помимо круга задач и уровня фотографа на то, какой зеркальный фотоаппарат выбрать, влияют условия эксплуатации. Для «покорения бездорожья» камера должна быть защищена от воды и грязи (как, например, большинство моделей Olympus и Pentax).
Это далеко не исчерпывающие рекомендации по тому как выбрать зеркальный фотоаппарат, однако надеемся они помогут вам определиться с выбором.