Продажа товаров дистанционным способом

Сомкина Елена Ивановна

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

602264 г. Муром, Владимирской области, ул. Орловская, д.23

[email protected]

Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Таким образом, продажа товара, осуществляется на основании информации, взятой из телевидения, радио, интернет-ресурсов, каталогов, рекламных буклетов. Товары, которые продаются по каталогам, на заказ, через телемагазин или интернет – все это дистанционные продажи.

Для России дистанционная торговля – не является новой формой торговли. Ее прообразом была посылочная торговля, использовавшаяся в СССР в течение длительного времени.

По словам О.В. Орешкиной: “Сегодня дистанционная продажа товаров - это способ торговли, широко применяемый во всем мире. Россия же только выходит на этот рынок, однако темпы увеличения дистанционных продаж позволяют говорить о перспективах этого способа продаж.”[1]

Согласно данным, которые были получены в ходе опроса интернет-аудитории компанией Profi Online Research в июне 2010 года (опрошено 1 200 человек в возрасте 21-40 лет, проживающих в 13 российских городах-миллионниках), выяснилось, что более 80% респондентов совершали покупки через интернет хотя бы один раз.[2]

Данный вид торговли, является очень удобным и выгодным, как для продавца, так и для покупателя. Продавцов данный вид продажи привлекает тем, что можно значительно сократить расходы, ведь торговать через Интернет можно без торговой площади, достаточно создать лишь виртуальную торговую площадку (интернет-магазин). Для потребителя такой способ приобретения товаров также является привлекательным, так как цены товаров, продаваемых по Интернету, являются более низкими благодаря минимуму затрат на ведение торговли; чтобы купить необходимую вещь, покупателю не надо даже выходить из дома, достаточно зайти на сайт и оформить заказ.

По словам А.Ю. Зак: “…доля интернет-торговли в России значительно меньше, чем в развитых страх. На наш взгляд, это, прежде всего, вызвано недоверием потребителей к дистанционной торговле. Законодательное регулирование в этой сфере отстает от темпов развития экономики и, как следствие, предоставляет относительно низкий уровень защиты прав потребителей…”[3]

Практика применения норм о дистанционной торговле, свидетельствует о необходимости в корректировке законодательного механизма, чтобы обеспечить более высокий уровень защиты прав потребителей при дистанционной торговле. Необходимо обратить внимание на следующие:

Отсутствии определения субъектного состава отношений в сфере дистанционной торговли. В данных отношениях участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или другое лицо, осуществляющее его продажу, и потребитель. Так как законодательно не закреплен данный субъект, не может быть определен его правовой статус.

Не определен на законодательном уровне порядок и условия заключения договора купли-продажи на момент доставки товара, а также его форма.

Не имеет правового регулирования вопрос о несвоевременном исполнении договора и вопрос о привлечении к ответственности продавца за нарушение договора и за его ненадлежащее исполнение. Необходимо усиление механизмов контроля и защиты потребителей при задержке доставки и недоставке товаров.

Необходимо введение в законодательство положений об обязательной государственной регистрации интернет-магазинов, чтобы избежать предоставления недостоверной, недостаточной или ложной информации о продавце товара.

Для решения этих и других проблем возникающих на практике, необходимо конкретизировать положения ГК РФ и Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», это необходимо для разрешения проблем, связанных с понятийным аппаратом и недостаточной правовой регламентацией рассматриваемых правоотношений.

Литература:

1.Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами // Внешнеторговое право. №1. 2007. 10.

2. http://www.cnews.ru/reviews/free/retail2011/articles/articles11.shtml

3.Зак, А. Ю.Нарушение прав потребителей при ненадлежащем исполнении договора дистанционной продажи в Интернете и способы их преодоления //Современное право. -2010. - № 8. - С. 78 - 83

[1] Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами // Внешнеторговое право. №1. 2007. 10.

[2] http://www.cnews.ru/reviews/free/retail2011/articles/articles11.shtml

[3] Зак, А. Ю.Нарушение прав потребителей при ненадлежащем исполнении договора дистанционной продажи в Интернете и способы их преодоления //Современное право. -2010. - № 8. - С. 78 - 83

Наши рекомендации