Ii. знакомство с автомобилями второй мировой войны
Роль и значение автомобилей в годы Великой Отечественной войны
Исследовательская работа
Авторы:
Соскова Александрина,
Федотов Дмитрий, Астахов Денис, Астахова Дарья, Бобыкин Сергей,
Каранов Роман, Краснова Ольга,
Швецов Никита
Руководитель:
Ольга Валентиновна Бобылева,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовца»
МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовца»
Апрель – май 2016г.
Технологическая карта
Проблема исследования | В наше время автомобили очень усовершенствованы, они имеют красивый кузов, оформленный и удобный салон, автоматическую коробку передач, климатическую систем, обогрев стекол, зеркал, сидений, то есть, созданы все условия для комфорта водителей и пассажиров. Но, и в наше время не стоит забывать легендарные автомобили, с помощью которых удалось одержать Победу в Великой Отечественной войне. Какие автомобили были во времена Великой отечественной войны? Какова их роль и значение в ходе Великой Победы? | |
Тема | Роль и значение автомобилей в годы Великой Отечественной войны. | |
Цель | Исследовать роль и значение автомобилей в годы Великой Отечественной войны | |
Актуальность | Прошёл 71 год со дня окончания Великой Отечественной войны. Тема «Роль и значение автомобилей в годы Победы Великой Отечественной войны» - актуальна. Важно знать и понимать, что подвиги войны не забыты. Не забыты и автомобили, без которых не возможно было бы одержать Великую Победу, и судьба которых тесно связана с судьбой миллионов людей, воевавших ради своих детей, внуков, правнуков, ради нас. | |
Объект исследования | Автомобили времён Великой Отечественной войны | |
Предметы исследования | 1. Литературные источники 2. Интернет источники | |
Методы исследования | Анализ, сравнение, наблюдение | |
Этап 1(первичное знакомство) | Проблема исследования. Отбор необходимой литературы. Поиск необходимой информации в интернет - источниках. | |
Этап 2 (подготовительный) | Знакомство с автомобилями Великой Отечественной войны | |
Этап 3(основной) | Роль и значение автомобилей в годы Великой Отечественной войны. | |
Этап 4(рефлексия) | Значение исследовательской работы «Роль и значение автомобилей в годы Великой Отечественной войны» | |
Гипотеза (перспективы работы) | Мы считаем, что автомобили времён Великой Отечественной войны оказали важную роль в ходе Великой Победы. Они навсегда останутся в истории Роии. | |
Источники | 1. Интернет - источники: · сайт DRIVE2.RU, https://www.drive2.ru/ · http://olga-berggolc.gatchina3000.ru/093.htm 2. Нисон Ходза «Дорога жизни», г.Ленинград, издательство «Детская литература», 1984 г. |
I. Проблема исследования. Отбор необходимой литературы. Поиск необходимой информации в интернет источниках.
(Слайд 3)
Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. Позже ее назовут "войной моторов".
Действительно, борьба шла не только между народами, но и между машинами, которые они создавали...
А какие автомобили были во времена Великой отечественной войны? Какова их роль в ходе Великой Победы?
Ответ на эти вопросы мы решили найти в литературе и в интернет - источниках.
(Слайд 4)Нас привлёк сайт DRIVE2.RU(крупнейшее сообщество автовладельцев) и книга Нисона Ходза «Дорога жизни» (Ленинград, издательство «Детская литература», 1984 г.)
II. Знакомство с автомобилями Второй мировой войны
(Слайд 5) Для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве.
Это легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, (слайд 6)полноприводный ГАЗ-61, а также ЗиС-101 для высокого начальства. ЗиС-101 мог развивать максимальную скорость до 115 км/ч. В послевоенное время автомобиль активно использовался как такси.
(Слайд 7) Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов. (Слайд 8) Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5.
(Слайд 9)Знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА, была разработана еще в 30-е годы в основу разработки был положен американский Форд. «Полуторка», потому что грузоподъёмность - полторы тонны. На них возили солдат и раненых, боеприпасы и продукты.
(Слайд 10)Особенно широко применялись эти автомобили на ладожской «Дороге жизни», связывавшей зимой 1941-42 года осажденный фашистами Ленинград с Большой землей. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная магистраль. Лед еще не успел окрепнуть, а через озеро уже пробирались ощупью сначала пешеходы и всадники, затем машины с грузом. По «Дороге жизни» отважные советские люди проводили ежедневно тысячи автомобилей, много грузовиков затонуло в то время на тонком льду.
(Слайд 11) В рассказе «На льду – машины» Нисона Ходзе говорится: «В ночь на 22 ноября, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые сошла большая колонна машин. Машины шли за продовольствием. Страшен неизведанный путь! Трещит, прогибается под машинами лёд. Вдруг не выдержит? Так и есть! Провалилась одна машина. Водитель успел выскочить, а машина затонула.
Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна. Её установили на берегу Ладожского озера, в посёлке Осиновец. Никто не пройдёт сегодня мимо неё, всякий остановится послушать рассказ, как на таких машинах бесстрашные водители спасали ленинградцев от голодной смерти.»
(Слайд 12)А из рассказа «Волшебный котелок», мы узнали о том, что даже «под бомбёжку шофёр на Ладоге спит и тихие сны видит. А спать нельзя. Водители и придумали: бросят в котелок гайки, подвесят в кабине – и порядок! Звякают гайки над ухом, всю дорогу бренчат. Очень противный звук, совсем не привычный. Начисто сон отгоняет!»
О том, как бесстрашные водители спасали ленинградцев от голодной смерти, рассказывает и Ольга Берггольц в произведении «Ленинградская поэма»
…И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
-Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам..
(Слайд 13) Практически сразу с началом войны автомобиль начал претерпевать серьезную модернизацию, направленную в первую очередь на удешевление и ускорение производства; комфорт водителя был принесен в жертву в числе первых. С автомобиля исчезли правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, а также клаксон и передние тормоза. Изящные округлые глубокие крылья сменились на угловатые из кровельного железа, кабина снова стала делаться из досок и фанеры. На пике упрощения с автомобиля исчез дворник, и двери (их заменили брезентовые скатки), а кабина представляла собой деревянный каркас обтянутый тканью. Сиденье водителя делалось цельнодеревянным без какой-либо обивки, а из органов управления в машине имелись две педали (газ-тормоз), ручка КПП (без набалдашника), руль, и бензометр.
(Слайд 14)Знаменитый Зис-5 также «прошёл» модернизацию. Конструкция машины была пересмотрена с учетом сырьевых и технологических возможностей военного времени. Кабина стала цельнодеревянной: она представляла собой каркас из деревянных брусьев, обшитых "вагонкой", что экономило 124 кг металла с каждой машины; из дерева начали делать подножки, чуть позже и рулевые колеса. У грузовой платформы откидным оставили только задний борт. В целях уменьшения трудоемкости отказались от тормозов передних колёс, упростили конструкцию глушителя. Кроме того, большую часть автомобилей комплектовали только одной, левой фарой.
(Слайд 15)Так ходе войны ГАЗ – АА и ЗиС - 5 были максимально упрощены и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В. Грузовики ГАЗ –ММ и ЗиС-5В сыграли немалую роль в годы войны, так как были неприхотливыми в обслуживании, имели простое устройство и высокую надёжность.
(Слайд 16)Первым автомобилем, на который устанавливался ракетная установка «Катюша», был «ЗиС–6». Этот грузовой автомобиль был построен на базе его предшественника «ЗиС-5» и обладал большей проходимостью.