Яковец Е.В., магистр ФРК, учебная группа 4115Гм
Информационно-аналитическая поддержка управления деятельностью службы пожаротушения и правовые вопросы
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» чётко определяет ответственность руководителя тушением пожара за выполнение задачи, а также за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлечённых к тушению пожара сил [1]. Деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ связана с необходимостью оперативного управления действующими силами и средствами на месте пожара или чрезвычайной ситуации. Зачастую, эффективность принимаемых решений руководителем тушения пожара зависит не только от правильности выбора тех или иных тактических действий, но и от скорости принятия и реализации этого решения, учитывая тот факт, что сам пожар – это динамично развивающаяся опасная обстановка, с течением времени приводящая к большему материальному ущербу, увеличению опасности нанесения вреда жизни и здоровью граждан, а также интересам общества и государства. При этом количество задач, выполняемых руководителем тушения пожара, необходимость выполнения в кратчайший период времени довольно велико. Так, например, руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлечённых к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлечёнными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара [2].
Разумеется, результативность и правильность действий руководителя тушения пожара зависят от его квалификации, профессионализма и опыта, и этому уделяется большое внимание в подразделениях ГПС МЧС России в системе служебной и профессиональной подготовки, при проведении пожарно-тактических учений и в занятий в школе повышения оперативного мастерства [3]. Однако, с точки зрения необходимости снижения рисков допущения ошибок субъективизма руководителем тушения пожара следует больше внимания уделить созданию и внедрению автоматизированных систем поддержки принятия решений ещё на этапе организации профессиональной деятельности. Использование программно-аппаратных комплексов позволит многократно (даже на порядки) сократить время выполнения той или иной задачи по сбору, обработке или доведению информации до оперативного штаба, руководителя тушения пожара, а также самих решений и приказов до исполнителей – участников тушения пожара. В некоторых случаях, скорость реализации этих действий может являться критической для их воплощения в жизнь.
Достаточно наглядным (и, пожалуй, наилучшим) примером решения этого вопроса является пожарно-спасательный гарнизон г. Москвы, который провёл работу по внедрению в деятельность подчинённых подразделений системы КИС МиУСС (Комплексная информационная система мониторинга и управления силами и средствами Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы), разработанной по заказу Департамента информационных технологий города Москвы победителем торгов ООО «Организационно-технологические решения 2000» [4]. Перед исполнителем ставилась задача на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплексной информационной системы мониторинга и управления силами и средствами управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы [5]. На момент публикации статьи текущая версия программы позволяет решать следующие задачи:
· автоматизация процесса реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
· предоставление геопространственной информации о местоположении поисково-спасательных караулов;
· управление силами и средствами, направленными на ликвидацию ЧС;
· учет планов направления пожарно-спасательная техники в зависимости от района, объекта, типа и ранга ЧС;
· мониторинг основных показателей процесса реагирования и ликвидации ЧС;
· сбор и структурирование сведений о состоянии оперативно-дежурного состава, наличии и готовности техники, средств материально-технического обеспечения пожарно-спасательной части на текущую смену.
При создании системы КИС МиУСС ставилась задача по достижению следующих целей:
· повышение эффективности информационно-аналитической деятельности при мониторинге и управлении силами и средствами пожарно-спасательных подразделений города Москвы;
· сокращение времени оформления материалов по ЧС;
· мониторинг сквозного процесса реагирования на ЧС;
· усиление контроля над деятельностью пожарно-спасательных караулов
В рамках выполнения работ автоматизированы следующие процессы:
· учет и структурирование информации о ЧС;
· сбор и структурирование сведений о состоянии сил и средств оперативного реагирования;
· дополнительная информационная поддержка процессов по совершенствованию деятельности по реагированию на ЧС:
1) обогащение карточки ЧС дополнительной информацией о ЧС в целях последующего анализа и совершенствования процессов реагирования на ЧС;
2) фиксация решений, принятых при управлении силами и средствами пожарно-спасательных подразделений города Москвы:
3) формирование рекомендаций по совершенствованию деятельности при назначении пожарно-спасательных расчетов;
4) отслеживание времени реагирования;
· учет, структурирование и анализ деятельности по ликвидации последствий ЧС:
сбор и структурирование информации о ликвидации ЧС, уточнение карточки ЧС;
оценка социально-экономических последствий ЧС и выдача рекомендаций для принятия решения о требуемых силах, средствах и мероприятиях для ликвидации ЧС;
5) поддержка процессов по совершенствованию планирования (в том числе выделенных и требуемых сил и средств), организации и контроля проведения работ по ликвидации;
документирование и оценка показателей эффективности при ликвидации ЧС.
Однако, эта система уже в оформлении технического задания на её создание содержит некоторые нерешённые вопросы как с точки зрения правовой, так и с точки зрения национальной безопасности. Так, например, в системе является обязательной Интегрированная автоматизированная информационная система «Единое геоинформационное пространство города Москвы» (ИАИС ЕГИП), использование Единой государственной картографической основы города Москвы при этом, эта система для разработки картографической подложки при отображении геопространственной информации использует ArcGIS [6]. А ArcGIS является продуктом частной американской компании ESRI (Environmental Systems Research Institute) [7]. Также в системе КИС МиУСС является обязательным сопряжение с геоинформационным порталом «API Яндекс.Карты». Да, это очень удобно, «Яндекс.Карты» являются постоянно обновляемыми интерактивными картами, сама компания ООО «Яндекс» является находится в Москве и активно сотрудничает с мэрией г. Москвы (например в сервисах Яндекс.Пробки, Яндекс.Карты, Яндекс.Метро и др.). Однако, не стоит забывать, что компания ООО «Яндекс» является дочерней компанией Yandex N.V. (Yandex Naamloze Vennootschap), зарегистрированной в Нидерландах [8]. При этом, Yandex N.V. является публичной компанией, акции которой размещены на американской бирже NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation) [10]. То есть, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий использует продукты западных компаний на таких ответственных участках работ, как тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и ликвидация чрезвычайных ситуаций, что требует отдельного рассмотрения с точки зрения соответствия требованиям Федерального закона от 29.06.2015 г. № 188-ФЗ (о национальной безопасности в целом) [9].
Также, техническим заданием на создание системы КИС МиУСС определено использование форматов файлов Microsoft Word (DOC), Microsoft Excel (XLS) производства американской корпорацией Microsoft Corporation, хотя на территории Российской Федерации с 01.06.2011 введён в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, который предусматривает формат файлов ODF (OpenDocument Format) [11]. При этом, формат файлов ODF проверен на безопасность и рекомендован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации. Форматы же DOC и XLS, поскольку они являются проприетарными продуктами с закрытым исходным кодом на наличие закладок для осуществления вредоносных функций (например, шпионских) никто не проверял, соответственно рекомендовать к использованию не может ни одна государственная структура Российской Федерации.
Дальнейшее использование продуктов заграничного происхождения, особенно проприетарных, с закрытым исходным кодом, особенно на рабочих станциях, имеющих выход в Интернет, является потенциальной угрозой национальной безопасности страны, как с точки зрения шпионажа иностранными государствами, так и с точки зрения удалённого захвата и управления этих рабочих станций со стороны владельцев программного обеспечения и спецслужб иностранных государств.
Необходимо и далее совершенствовать и внедрять программно-аппаратные комплексы на всех этапах деятельности подразделений МЧС России, однако важным фактором является обеспечение соответствия всех пунктов технического задания на создание этих комплексов нормативным правовым актам Российской Федерации.
Литература и источники:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
2. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
3. «Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России» утв. 28 июня 2007 года главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом.
4. Интернет-ресурс: Электронная газета «Конкурсные торги»: «Создание комплексной информационной системы мониторинга и управления силами и средствами управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты» - http://www.gostorgi.ru/44-2513302
5. Интернет-ресурс: «Извещение о проведении открытого конкурса от 16.02.2015 №0173200001415000039» - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0173200001415000039
6. Интернет-ресурс: Единое геоинформационное пространство города Москвы (ЕГИП): «Единая государственная картографическая основа города Москвы» - http://egip.mka.mos.ru/egip/egip.nsf/va_GeoDataLayersWeb/162FDCF1DAF8DD7DC32579BF003BBEB2
7. Интернет-ресурс: ArcGIS - https://ru.wikipedia.org/wiki/ArcGIS
8. Интернет-ресурс: Центр раскрытия корпоративной информации: «Yandex N.V.» - http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=34514
9. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
10. Интернет-ресурс: Nasdaq: «Yandex N.V. Class A Ordinary Shares Quote & Summary Data» - http://www.nasdaq.com/symbol/yndx
11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 «Информационная технология. Формат Open Document для офисных приложений (OpenDocument) v1.0»
Сведения об авторе: Яковец Евгений Викторович, E mail [email protected]; моб. +79268421000