Причины создания Интернет-магазина
На сегодняшний день проектирование сайта рассматривается в качестве одного из основных атрибутов многих компаний, которые осуществляют свою деятельность не только в сети Интернет. Почти все современные компании, которые осуществляют продажи и рекламу продукции стремятся к тому, чтобы присутствовать во всемирной паутине.
Грамотно спроектированный сайт может стать хорошим методом распространения информации о компании. На полноценном сайте компании как правило представлены разные документы, фотографии и видеозаписи. Их необходимость состоит в том, чтобы у человека, который посетил этот сайт, сложилось более широкое впечатление о существующей компании, а также о ее возможностях.
Возможность сайта не ограничивается лишь предоставлением информации для пользователей, на его основе можно, кроме того, достаточно хорошо прорекламировать предлагаемую продукцию либо услуги [2].
Конечно, для того чтобы сайт оказался на достойном месте, среди иных ему подобных, понадобиться время. Но это достаточно быстро окупится. На продвижение сайта, при рациональном подходе, нужно потратить около 5-8 месяцев.
Другой причиной для проектирования сайта выступает тот факт, что это современное средство с целью предоставления информации. Для современной компании собственный сайт считается хорошим тоном, а кроме того, считается залогом успеха бизнеса. Посредством сайта появляется возможность постоянно проводить сервисную и информационую поддержку клиентов [14].
В любом случае проектирование сайта помогает сделать деятельность компании эффективнее. Рассмотрим отдельные задачи, которые решает сайт:
– предоставление и распространение информации о компании. Это может быть, как документация, так и любые фото-, видео- и аудиоматериалы, которые помогут сформировать верное представление о бизнесе у клиента, услугах и возможностях;
– повышение продажных объемов, привлечение новых клиентов, а кроме того, охват существенно большей аудитории;
– обеспечение постоянного обслуживания клиентов.
Однако, на сегодняшний день уважающей себя компании уже недостаточно спроектировать статический сайт. Посредством применения такого сайта достаточно непросто и дорого привлекать и удерживать клиентов из целевой аудитории компании.
Интернет-магазин даст компании дополнительное преимущество в конкурентном плане. При правильном продвижении сайт перестанет быть затратным, он станет эффективным инструментом продаж, который приносит существенную прибыль.
Реализация операций торгового типа посредством применения интернет-магазина включает совокупность преимуществ перед обычными торговыми технологиями, в качестве основных из них рассматриваются следующие:
– осуществление торгового процесса посредством сети Интернет существенно менее затратная, нежели в режиме оффлайн при иных равных условиях
– интернет-магазин может функционировать без перерывов 24 часа в сутки, 7 дней в неделю
– продвижение сайта с интернет-магазином посредством поисковой оптимизации значительно уменьшает расходы на привлечение и удержание клиентов
– кампания по рекламе в сети Интернет при расчете на одного клиента существенно менее затратная, нежели в режиме оффлайн, при этом отдача от нее может контролироваться и управляться оперативно и с минимальными расходами
– охват целевой аудитории в масштабе территории не сопоставим с обычной торговой точкой при правильном решении вопросов доставки.
С целью более наглядного представления о сущности интернет-магазина, рассмотрим основные этапы торговой сделки (коммуникации) между клиентом и продавцом в сети Интернет.
Как правило, выделяют такие основные этапы:
– привлечение покупателя и информирование;
– формирование и прием заказа;
– обработка заказа;
– оплата заказа;
– доставка заказа.
Необходимо заметить, что всякий из рассматриваемых этапов может осуществляться как посредством интернет–технологий, так и в режиме оффлайн. [14]
Привлечение и информирование потенциального покупателя (посетителя сайта) может осуществляться как напрямую в сети Интернет, так и в режиме оффлайн, посредством стандартных приемов маркетинга. С целью привлечения клиента необходимо иметь сайт-витрину, где представлена максимально подробная информация о товарах и услугах. Конечно, сайт подобного типа должен обладать высоким уровнем посещаемости целевой аудиторией, что достигается посредством методов поисковой оптимизации.
Главным шагом во взаимодействии покупателя и продавца в сети Интернет выступает прием заказа. Интернет-магазин отличается от сайта-витрины именно возможностью приема заказа в режиме онлайн. То есть интернет-магазин позволяет сформировать заказ и отправить его в торговую компанию напрямую через сайт. Оформление заказа в интернет-магазине должно быть организовано таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность ошибок покупателя в выборе товара и ошибок менеджеров торговой компании в понимании сути принятого заказа. В зависимости от особенностей товара прием заказа реализуется посредством простой почтовой формы либо посредством «корзины» [ 2 ].
Психологические особенности покупателей вынуждают их порой отказываться от оформления заказа на сайте, подобные покупатели зачастую звонят либо приезжают в офис компании с целью оформления заказа, особенно, когда речь идет о технически сложных и дорогостоящих товарах. Временами особенности законодательства не предоставляют возможности ограничиться приемом заказа на сайте, потому как покупка требует юридического подтверждения.
Однако, возможность получения на сайте расчета стоимости заказа бывает существенна.
Под обработкой заказа рассматривается взаимодействие покупателя и компании, которое требуется с целью согласования дополнительных параметров сделки. Сюда можно отнести: место доставки, время доставки, варианты способов оплаты, уточненный перечень товаров, замена товара аналогом при отсутствии заказанного и так далее.
В торговле посредством сети Интернет важны процессы, которые реализуются в пределах компании (резервирование товара, тестирование, упаковка, отгрузка, контроль оплаты и так далее). Однако, такие процессы реализуются без использования сети Интернет. Такой этап взаимодействия покупателя и компании практически во всех компаниях торговли осуществляется в комбинированном режиме, то есть отдельные параметры уточняются посредством интерактивных средств сайта, а остальная часть посредством электронной почты, телефона, факса и даже личного контакта [14].
Оплата заказов в режиме онлайн в интернет-магазине может быть реализована посредством применения разных электронных платежных систем, к примеру как: CyberPlat, Assist, Webmoney, Яндекс-деньги, e-Port, RU-Pay и так далее.
Однако, при этом по различным причинам, прежде всего, по причине малой распространенности пластиковых карт и недоверию к банковским услугам среди населения России, электронные платежные системы применяются не так часто.
Доставка материальных товаров, которые были приобретены в интернет-магазине, осуществляется в режиме оффлайн.
Онлайновая доставка используется лишь с целью продажи контента, то есть разных файлов, где могут размещаться: данные, мультимедиа сообщения и так далее. Кроме того, к онлайновой форме доставки можно отнести предоставление доступа к закрытым для обычных посетителей разделам сайта.
Рассмотрим классификацию коммерческих сайтов.
Коммерческие сайты, которые направлены на продвижение товаров и услуг, могут быть классифицированы согласно совокупности выполняемых функций на следующие типы:
– сайт-витрина;
– интернет-магазин;
– торговая интернет система (ТИС) [14].
Однако, если рассматривать такие типы с точки зрения посетителя сайта, такие решения могут выглядеть одинаково. Подобное положение связано, прежде всего, с тем фактом, что посетитель видит лишь внешнее оформление сайта: каталог продукции, систему навигации и поиска, систему оформления заказов и так далее. Предпочтения покупателя зависят, в первую очередь, от удобства применения каталога и системы навигации.
Различия проявляются на этапе оформления заказа. При этом явно прослеживаются преимущества Интернет - магазина: покупатель тут же получает счет за вычетом налогов, скидки и стоимости доставки, а кроме того, предоставляется возможность осуществить оплату покупки посредством систем онлайн оплаты.
Сайт-витрина существенно ниже по стоимости и он может обеспечить реализацию лишь первого этапа сделки. По большей части, такой сайт представляется как низко-технологичное и не гибкое решение с точки зрения управления и организации акций маркетинга и процесса обновления информации. Компании, которые применяют витрину как инструмент для прямых продаж и маркетинга не достаточно заботятся о своем имидже. Помимо этого, осуществление торговли в таком варианте оказывается для компании менее эффективной и порой даже не рентабельной.
Интернет-магазин обеспечивает в режиме онлайн реализацию первых трех этапов сделки. Помимо этого, его можно интегрировать с платежными системами и на основе этого сформировать расчет стоимость доставки продукции. Магазин значительно более выгоден для компании торгового типа (особенно для малого и среднего бизнеса), которая хочет управлять всем процессом Интернет-торговли, разными акциями маркетинга и так далее [14].
Однако, проектирование Интернет-магазина предполагает формирование больших расходов, нежели на сайт-витрину, но вложения будут более эффективными.
Применение уже готовых решений специализированной компании существенно ускоряет процесс проектирования Интернет – магазина, позволяет уменьшить расходы на его поддержание и модернизацию.
Торговая Интернет Система (ТОС) формирует реализацию всех требуемых этапов сделки посредством сети Интернет и интегрирована с внутренней корпоративной системой управления движением товара. На основе этого можно в режиме онлайн осуществлять отслеживание товарных остатков, составлять отчеты и запросы, исходя из текущего состояния склада. Как правило, подобные систем применяют кампании, которые имеют развитую IT-структуру. [ 14 ]
Необходимо заметить, что в России на сегодняшний день более распространены сайты-витрины, их имеется несколько тысяч. Интернет-магазинов гораздо меньше, по отдельным оценкам их имеется несколько сотен. Полноценные Торговые Интернет Системы считаются редкостью, их насчитывают десятки.
Процесс формирования Инет-магазина начинается с установления предъявляемых к нему требований.
После завершения предварительных этапов подготовки, где будут сформированы бизнес-процессы и организационные аспекты Интернет - магазина, можно переходить к технологическим вопросам проектирования системы [2].