Нормативно-правовые условия реализации государственной молодежной политики: роль информационного обеспечения
Государственная молодежная политика (далее – ГМП) в России начала формироваться с 90-х годов ХХ века. И это, прежде всего, было связано с изменением политического режима страны, активизацией внимания общества к проблемам молодого поколения и разработкой нормативно-правовых документов, регламентирующих ГМП и подходы работы с молодежью[4].
ГМП в СССР позиционировалась как важное направление деятельности Совета ССР и республик, осуществляемое органами государственной власти с целью создания социально-экономических, правовых и организационных гарантий и условий для социального становления и развития молодого поколения, их наиболее полной самореализации в интересах общества[5]. Такое определение молодежной политики впервые было зафиксировано в законе СССР 1991 года "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". Именно этот закон положил начало формированию молодежной политики в ХХ веке, а также системы государственного контроля ГМП на федеральном, государственном и муниципальном уровнях. В качестве приоритетного направления социально-экономического развития России, молодежную политику определил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики".
Государственная молодежная политика сегодня – это неотъемлемая часть социально-экономического курса государственной политики, реализуемая органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, и направленная на подготовку кадров во всех сферах жизни общества, новых политических лидеров, общественных активистов, нового поколения творческой элиты[6].
Начиная с 1991 года и по сегодняшний день, молодежное законодательство постепенно дополняется, совершенствуются процессы формирования государственной системы учреждений по работе с молодежью, но единого федерального закона, регулирующего реализацию молодежной политики в России, в настоящее время до сих пор нет. Одним из направлений ГМП является информационное обеспечение и сопровождение реализации молодежной политики, которое тоже не имеет отдельных нормативно-правовых документов, закрепляющих за собой данное направление. Существуют различные постановления, распоряжения, соглашения и акты, которые осуществляют регулирование государственной политики, а также регламентируют информационное обеспечение ГМП в отношении молодежи на федеральном уровне. Но на региональном уровне, нормативно-правовое регулирование ГМП присутствует не везде, как и не везде организована региональная информационная сеть. Например, в Пермском крае, в единственном регионе Приволжского Федерального округа, до сих пор отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий молодежную политику края. Это может свидетельствовать о том, что на федеральном уровне нет нормативно-правовой основы, которая позволила бы выработать общее основание, общие нормативно-правовые условия для реализации молодежной политики на местах, в частности информационной политики. В этом смысле, мы можем оценить нормативно-правовые условия реализации ГМП как недостаточные. Отсутствует инициатива государства, Стратегия государственной молодежной политики не отражает в полном объеме всех тех норм и условий, необходимых для самостоятельного возникновения нормированной молодежной политики на региональном уровне. Отсутствует в полной мере реализованный программно-целевой подход и федеральная целевая программа «Молодежь России», только недавно появилась система критериев оценки продуктивности ГМП.
На сегодняшний день существуют следующие нормативно-правовые документы, закрепляющие статус ГМП и ее информационного обеспечения: Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г.) и др. Далее рассмотрим каждый из этих документов подробнее и определим их специфику, суть и результат реализации.
На современном этапе нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения реализации молодежной политики находит свое отражение в документах, напрямую касающихся молодежи, и, в первую очередь, хотелось бы отметить Конституцию Российской Федерации, которая закрепляет за гражданами РФ право свободно искать, получать, распространять, производить и перерабатывать информацию любым законным способом[7], гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура[8].
Основные приоритетные направления и цели ГМП в 2005 году определила «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г.»[9]. В ней были обозначены следующие приоритеты: вовлечение молодого поколения в социальную практику и его информирование о возможностях развития потенциала в России; рост созидательной активности молодых людей; интеграция молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. В Стратегии молодежь понимается как равноправный субъект реализации молодежной политики, раскрывается принцип информационной открытости, появляется оценка результатов ГМП. В качестве механизма реализации молодежных мероприятий в Стратегии определен проектный подход, который позволяет формировать систему востребованных и ориентированных на вовлечение молодежи в решение общегосударственных задач и собственных проблем федеральных и региональных проектов. Однако, Стратегия носит формализованный и рекомендательный характер, она не принесла должного результата, так как проблемы молодежи остаются неразрешенными. Более того, ситуация обостряется демографическими процессами: вплоть до 2025 г. численность молодежи будет снижаться[10].
Приоритетные направления Стратегии отражаются в проектах: Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Карьера», «Доброволец России», «Молодая семья России». Для реализации информационного обеспечения ГМП, включающего вовлечение молодых людей в социальную практику и информирование об актуальных возможностях развития в России, предусмотрен проект – «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд». Основными целями данного проекта являются: вовлечение молодых людей в процессы поиска, создания, использования, распространении и популяризации информации и ценностей, необходимых для успешной жизни в обществе; развитие механизмов трансляции актуальной информации для жизни молодежи в молодежных аудиториях; развитие положительного отношения молодых людей к позитивным ценностям общества; формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.
На наш взгляд, «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» не проявила себя должным образом. В Стратегии ГМП до 2016 года идет речь об информационном сопровождении молодежной политики, затрагивается тема молодежного самоинформирования. Под молодежным самоинформированием мы понимаем – процесс предоставления актуальной информации для молодежи самой молодежью (с учетом ее информационных потребностей) о возможностях реализации потенциала и деятельности, в котором участвуют не только субъект (отправитель информации) но и объект (аудитория)[11]. В рамках проекта не было реализовано ни одной молодежной информационной площадки, не был создан единый молодежный медиа-ресурс, который мог бы стать исполнителем ГМП, обеспечивающий ее информационное обеспечение. Если на федеральном уровне, в рамках проекта, информационная политика и реализовывалась в ее широком понимании и значении, то на региональном, она мыслится более узко и формально, отсутствует полноценная система информирования органов государственной власти, осуществляющих работу с молодежью.
В Распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» определились новые ключевые приоритеты молодежной политики, а так же новые инструменты реализации. Целью Стратегии молодежной политики до 2020 года стало создание условий для успешной социализации и самореализации молодого поколения, актуализации потенциала и его использование в интересах инновационного развития государства. Одной из задач молодежной политики, обозначенной в Стратегии, является вовлечение молодых людей в социальную практику, а также информирование о потенциальных возможностях саморазвития, об оказании поддержки в предпринимательской, научной и творческой активности молодежи. Достижение данной цели будет возможно за счет: развития системы информирования и программы социального просвещения по всем вопросам жизнедеятельности молодежи в обществе (образование, труд, карьера, жилье, досуг, здоровье, спорт, общественная жизнь, семья, международные отношения); оказании информационно-консалтинговой поддержки молодым людям, разработки специализированных проектов, направленных на уравновешивание возможностей молодежи, проживающей в сельских районах и удаленных местностях, при осуществлении поиска, использования и распространения информации, гарантировании доступности информации для молодежи о создаваемых условиях и возможностях реализации; поддержки межрегионального и международного взаимодействия и сотрудничества молодежи (лагеря и фестивали, тематические слеты, дискуссионные клубы, научно-практические и бизнес конференции, молодежные обмены), участия в международных проектах, направленных на информационное сотрудничество и взаимного обмена ценностей российской и мировой культуры.
Необходимость принятия нового документа – «Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г.»[12] была обоснована экспертными оценками, прогнозирующими, что через 10 лет количество молодых людей сократится на 10 млн. человек[13]. Поэтому основная задача, которая стоит перед государством при реализации Основ, добиться, чтобы 25 млн. молодых людей к 2025 году умели делать больше, чем 35 млн. человек сегодня.
Также одной из причин разработки и принятия данного нормативно-правового документа является информационный вызов, который характеризуется возрастающей ролью информационных потоков, влияющих на развитие общественно-политических, социально-экономических условий развития современного государства, общества и молодежи. Особенно чувствительно вызов ощущается в среде молодежи, так как именно эта категория населения является наиболее активными пользователями информационных технологий.
Молодежь, попадающая под информационное давление, не обладает достаточно устойчивым иммунитетом и знаниями, чтобы противостоять деструктивному влиянию направленному на нее, в конечном итоге это может привести к дестабилизации внутриполитической обстановки в стране[14]. Одним из приоритетов данного нормативно-правового документа является формирование информационного механизма для освещения возможностей реализации человеческого потенциала молодых людей, в том числе с использованием механизма самоинформирования. Реализация данного приоритета включает в себя: формирование эффективных технологий информирования молодежи о целях, задачах, приоритетных направлениях и мероприятиях реализации молодежной политики в России; создание эффективной системы обратной связи между государством, общественными объединениями и молодыми людьми; формирование компетенций конструктивного восприятия и воспроизведения информационных материалов; использование информационных механизмов для информирования необходимых компетенций в общественной и профессиональной сфере.
Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г. подразумевают создание молодежной информационной площадки, благоприятно влияющей на развитие молодежи, усиление механизмов обратной связи между государством, общественными объединениями и самой молодежью. Отличительной чертой основ является механизм (инструмент) реализации молодежной политики, относящийся к сфере молодежного информирования и создания единой информационной сети.
Таким образом, ГМП сегодня берет за основу своего существования определение молодого поколения как полноценного субъекта социальных отношений и отношений с государством, способствует вовлечению молодежи в обсуждение и определение приоритетов развития молодежной политики в будущем. Такой подход прослеживается во всех действующих распоряжениях и постановлениях, представленных в параграфе.
Информационное обеспечение молодежной политики сегодня является одним из приоритетных направлений политики государства, но не имеет отдельных нормативно-правовых документов, которые бы закрепили информационное направление молодежной политики. Имеются документы и положения, которые закрепляют право существования молодежных медиа. Ими являются: Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, - Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г., утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих ГМП, показал, что сегодня молодежное информирование не является полноценной частью информационной политики. Существует ряд проблем, которые не позволяют молодежным Интернет-медиа стать полноправным исполнителем информационного обеспечения ГМП. Это и разобщенность в подходах, недостаточная и неэффективная координация деятельности государственных структур в сфере работы с молодежью, недостаточный статус исполнительных органов ГМП, отсутствие механизмов выстраивания межведомственного взаимодействия, недостаточная материально-техническая база органов и учреждений, реализующих работу молодежью[15].
Для решения проблем, в первую очередь, необходим единый федеральный закон о молодежи, который позволил бы выработать общее основание, общие нормативно-правовые условия для реализации молодежной политики на местах, в частности, информационной политики. Необходимо согласовать деятельность всех субъектов и уровней реализации молодежной политики, а также повысить степень защищенности молодежи в социальной сфере.
Одним из основных успешных инструментов реализации молодежной политики и развития потенциала молодежи могут являться молодежные Интернет-медиа как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их ключевой функцией является информирование о возможностях развития потенциала молодежи, возможностях вовлечения в социально- экономические, общественно-политические и социокультурные процессы жизни общества. В следующем параграфе мы рассмотрим молодежные Интернет-медиа в качестве инструмента реализации государственной молодежной политики.