Описание интерфейса программного обеспечения
Модель представления интерфейса – это описание внешнего интерфейса, как его видит конечный пользователь системы.
В качестве главного меню выступает кнопочная форма.
Рис.5 – Главная форма с кнопочным меню
Далее следуют формы, реализующие процессы нижнего уровня функциональной структуры.
Рис. 6 – Вызов формы «Редактирование и поиск по базе данных»
Переход из главного меню к отчетам салона сотовой связи :
Рис. 7 – Вызов формы «Отчеты »
Каждая форма оснащена кнопкой выхола.позволяющая закрыть форму.
Реализация запросов и поиска информации
Разработанное приложение выполняет поиск клинета по номеру счета, вывод перечня тарифов той или иной фирмы связи, осуществляет пополнение и корректировку счета клиента, расчет стоимости услуг связи.
Переход к запросу списка тарифов по указанной компании сотовой связи:
Рис. 8 –«Справочник тарифов» для фирмы с кодом «1010».
Переход из подформы «Редактирование и поиск по базе данных» к поиску клиента по номеру счета и фамилии.
Рис.9 -Вызов запроса «Поиск клиента» с номером счета 4043 и фамилией Давлетов Р.Л.
Переход из подформы «Редактирование и поиск по базе данных» к
запросу пополнения счета.
Рис.10 Запрос «Пополнение счета клиента» .
При осуществлении звонка клиентом, который существуе в базе данных, выполняется расчет стоимости звонка исходя из тарификации звонка,коэффициента оплаты и длительности звонка.
Рис 11.Осуществление звонка и расчет стоимости звонка.
При этом в таблице «Клиент» автоматически корректируется счет клиента-осуществляется оплата за совершенный звонок.
Рис.12. Таблица «Клиент» и автоматическое корректирование счета клиента.
Структура отчетных форм
Отчетные формы вызываются из главного меню. При нажатии на кнопку открывается соответствующий отчет.
Кнопка «Отчет по клиентам» вызывает отчет упорядоченного в алфавитном порядке списка клиентов с их личными данными и информацией о состоянии счета. Подсчитывается общее количество клиентов.
.
.
.
Рис.13 Отчет по клиентам с подсчетом числа клиентов.
Кнопка «Отчет по тарфам » вызывает отчет по темтарифам, к которым подключены клиенты салона связи. Подсчитывается количество тарифов.
Рис.14 Отчет по активным тарифов с подсчетом числа тарифов.
Кнопка «Отчет по состоянию счета позволяет ввести номер счета и узнать состояние счета клиента.
Рис.15 Отчет по состоянию счета с номером счета 4043.
Кнопка «Отчет за период» вызывает отчет в целом по по салону связи за тот период, который указывает пользователь.
Рис.16 Отчет по за период.
Руководство пользователя
Приложение представляет собой базу данных компании сотовой связи. Пользователь имеет возможность изменять базу данных. В программе предусмотрен удобный поиск информации о клиентах, тарифах. Приложение позволяет выдавать отчеты с упорядоченным списком клиентов, тарифов, информационный отчет в целом о компании за запрашиваемый период времени.
Для запуска программы необходим пакет программ Microsoft Access и среда SQL Server Management Studio Express. Открывшаяся форма позволяет работать сразу со всей базой данных.
При работе с формами для удобства используются клавиши навигации |<, <, >, >|, которые облегчают доступ к данным (слева-направо соответственно: первая запись, предыдущая, следующая и последняя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проделанной работе была проанализирована предметная область, спроектировано информационное обеспечение, а также сам программный продукт, составлена техническая документация на АИС, руководство пользователя.
Были рассмотрены средства разработки программного обеспечения, проведен анализ предметной области: диаграмма потоков данных, словарь данных, спецификация процессов.
В разделе проектирование ИО рассмотрена идентификация и структурирование информационного пространства (выделение сущностей, определение структурных связей, схема БД), а также состав интерфейсного обеспечения и описание внутримашинной базы. Приложение реализует алгоритмы запросов и поиска информации, структура отчетной формы, программа и методика испытании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Костюкова Л.П., Карамзина А.Г. «Разработка информационной системы с базой данных. Методические указания по выполнению купсовой работы по дисциплине “Информационное обеспечение систем управления”» .Уфа 2006г.
2. В.М. Паклина, Е.М. Паклина СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ В MICROSOFT ACCESS 2007 «Методические указания к лабораторным работам.»
3. Грошев А.С. «Базы данных» Архангельск 2005г.
Приложение 1.
Тексты программ.
1.Триггер для расчета стоимости звонка в таблице «Звонок» и корректировки счета клиента.
USE [Салон]
GO
/****** Object: Trigger [dbo].[stoimost] Script Date: 12/22/2010 19:31:32 ******/
SET ANSI_NULLS ON
GO
SET QUOTED_IDENTIFIER ON
GO
ALTER TRIGGER [dbo].[stoimost]
ON [dbo].[Звонок]
FOR INSERT
AS
DECLARE @X1 int
DECLARE @X2 int
DECLARE @X3 int
DECLARE @X4 int
DECLARE @X5 int
DECLARE @X6 float
DECLARE @X7 smallmoney
DECLARE @X8 datetime
DECLARE @X9 int
DECLARE @X10 float
DECLARE @X11 smallmoney
DECLARE @X12 float
SELECT @X1=I.Номер_Зв FROM INSERTED I
SELECT @X2=I.Номер_ТЗ FROM INSERTED I
SELECT @X3=I.Номер_Сч FROM INSERTED I
SELECT @X4=Код_Т FROM INSERTED I
SELECT @X5=Код_Ф FROM INSERTED I
SELECT @X6=I.Длиетльн FROM INSERTED I
SELECT @X8=I.Дата FROM INSERTED I
SELECT @X9=Номер_КК FROM Дил_Догов
SELECT @X10=Коэф_С FROM Тип_Зв WHERE Номер_ТЗ=@X2
SELECT @X11=Ст_1_мин FROM Тариф WHERE Код_Т=@X4 and Код_Ф=@X5
SELECT @X12=Коэф_Опл FROM Дил_Догов WHERE Номер_КК=@X9
SET @X7=@X6*@X10*@X11*@X12
UPDATE Звонокê
SET Цена=@X6*@X10*@X11*@X12
WHERE Номер_Зв=@X1
UPDATE Клиент SET Сост_Сч= Сост_Сч -@X7 WHERE Номер_Сч=@X3
2.Триггер для расчета состояния счета клиента в таблице «Клиент».
USE [Салон]
GO
/****** Object: Trigger [dbo].[SostSch] Script Date: 12/22/2010 19:51:25 ******/
SET ANSI_NULLS ON
GO
SET QUOTED_IDENTIFIER ON
GO
ALTER TRIGGER [dbo].[SostSch]
ON [dbo].[Клиент]
FOR INSERT
AS
BEGIN
DECLARE @X1 SMALLMONEY
DECLARE @X2 SMALLMONEY
DECLARE @X3 SMALLMONEY
DECLARE @X4 INT
DECLARE @X5 INT
SELECT @X1=I.Аванс FROM INSERTED I
SELECT @X2=Цена FROM Звонок
SELECT @X4=Номер_Сч FROM Клиент
SELECT @X5=Номер_Сч FROM Звонок
IF(@X4=@X5)
BEGIN
SET @X3=@X1-@X2
END
ELSE
BEGIN SET @X3=@X1
END
UPDATE Клиент
SET Сост_Сч=@X3
WHERE Аванс=@X1
END
3.Хранимая процедура, формирующей отчет в целом по компании за запрашиваемый промежуток времени:
set ANSI_NULLS ON
set QUOTED_IDENTIFIER ON
GO
ALTER PROCEDURE [dbo].[Otchet1]
(@date1 datetime, @date2 datetime)
AS
BEGIN
SET NOCOUNT ON;
SELECT ФИО, Дата, Код_Ф, Код_Т, Телефон, Длительн, Номер_ТЗ, Цена
FROM Клиент, Звонок
WHERE (Дата BETWEEN @date1 AND @date2) AND
(Клиент.Номер_Сч=Звонок.Номер_Сч)
END
4.Хранимая процедура, формирующая упорядоченный список клиентов.
set ANSI_NULLS ON
set QUOTED_IDENTIFIER ON
GO
ALTER PROCEDURE [dbo].[Spisok]
AS
BEGIN
SET NOCOUNT ON;
SELECT ФИО, Номер_Сч, Адрес, Телефон, Код_Т, Код_Ф, Аванс, Сост_Сч
FROM Клиент ORDER BY ФИО
END
5. Хранимая процедура, организующая поиск клиентов по номеру счета и фамилии:
set ANSI_NULLS ON
set QUOTED_IDENTIFIER ON
GO
ALTER PROCEDURE [dbo].[Poisk](@Номер_Сч int,@Фамилия char(20))
AS
BEGIN
SET NOCOUNT ON;
SELECT Номер_Сч, ФИО, Адрес, Телефон, Сост_Сч FROM Клиент
WHERE Номер_Сч=@Номер_Сч AND ФИО=@ Фамилия
END
6.Хранимая процедура, осуществляющая расчет состояния счета клиента.
set ANSI_NULLS ON
set QUOTED_IDENTIFIER ON
GO
ALTER PROCEDURE [dbo].[Raschet](@nom int, @avans int)
AS
BEGIN
SET NOCOUNT ON;
UPDATE Клиент SET Сост_Сч = Сост_Сч + @avans WHERE Номер_Сч=@nom
SELECT Номер_Сч, Сост_Сч, Аванс, FROM Клиент WHERE Номер_Сч =@nom
END