Наглядность в оформлении письменных текстов. Эффективность средств наглядной агитации, ее визуальное восприятие зависят от наглядности содержательной структуры информации

Эффективность средств наглядной агитации, ее визуальное восприятие зависят от наглядности содержательной структуры информации. В комплексном художественном оформлении, имеющем чаще всего многоцелевое назначение, особую роль играет умение связывать воедино компоненты разнообразного содержания с одновременным выделением главного.

Наглядная структура отражает внутреннюю структуру текстов, обес-печивает удобство восприятия различных по назначению и значению компонентов, способствует быстрому выявлению зрителем наиболее важной информации, подводя его, таким образом, к прочтению и усвоению всего материала.

Наглядная структура раскрывает "архитектуру" комплексного оформления, начи-ная с общего зрительного охвата произведения вплоть до восприятия наименьшего элемента структуры (раздел оформления, огра-ниченный одной темой или рубрикой). Такой диапазон охвата зрителем произведения составляет наглядную макроструктуру оформления. От нее следует отличать микроструктуру, которая отражает взаимосвязи между компонентами, составляющими отдельный элемент макроструктуры.

Наглядная структура есть не что иное, как композиционный строй художественно-выразительной формы, в которой передается содержание той или иной информации.

Удачно разработанная наглядная макроструктура остается неизменной в течение довольно длительного времени и служит хорошим стимулом восприятия, так как принцип постоянства структуры отвечает привычкам и ожиданиям зрителя, а также облегчает процесс выявления и усвоения искомой информации. Решая эту задачу, художнику следует обращать внимание на то, чтобы постоянное оформление не вызывало чувства монотонности, а каждый тематический раздел, имея индивидуальную трактовку, не нарушал цельности структуры всего оформления.

Основные тематические разделы, как правило, имеют свои наименования в виде самостоятельных оглавлений или рубрик. Для их графического выражения служат заголовочные шрифты.

С целью обеспечения стилевого единства между компонентами шрифтового оформления заголовки, подзаголовки и тексты преимущественно выполняются шрифтами какого-то одного типа, но различаются по начертанию, плотности или насыщенности. Это дает необходимый диапазон выделительных возможностей и смысловых акцентировок при построении той или иной текстовой информации.

Выделение заголовков тематических разделов комплексного оформления по типу рубрикаций - один из наиболее выразительных приемов смысловой акцентировки информации. Рубрике, обладающей литературной выразительностью, легче придать графическое своеобразие, дополнить ее такими немаловажными ориентирами, как знак, эмблема, декоративная и сюжетно-тематическая заставка или композиция.

Однако как рубрики, так и простые оглавления должны нести в своем начертании экспрессивно-смысловой заряд, подсказывающий в той или иной мере раскрытие последующего содержания письменных текстов.

Оставаясь неизменными, как элементы макроструктуры, они локализируют внимание зрителя и позволяют быстро найти нужный тематический раздел. Они же служат началом микроструктуры - наиболее подвижной, легко заменяемой части художественного оформления.

В отличие от заголовочных текстовые шрифты в большей степени рациональны и просты по форме. Это отвечает главному требованию - удобочитаемости шрифта. Однако "деловой" характер рисунка текстовых шрифтов не должен стать причиной монотонности, особенно при большом объеме информации. В данном случае наглядность микроструктуры может достигаться путем композиционных вариаций построения письменного сообщения.

Средства, с помощью которых художник может добиться графической наглядности при представлении информации, можно разбить на четыре группы:

1. выделение положением текста и составляющих его частей (выделение из общего текста, вынесение за его рамки или повторение вне текста ключевых слов, основной идеи, важных результатов, выводов, цифр и других ориентиров);

2. цвет (выделительный цвет, многокрасочность и т. п.);

3. шрифтовые знаки (например, курсив, шрифт другого размера, различная насыщенность шрифта, иллюзорно-объемный шрифт);

4. материал (фактура или цвет фона, рельефно-объемный шрифт и т. д.).

Наглядность зависит от читаемости форм шрифтовых знаков, которые образуют слова, строчки и абзацы, от их гармонии с материалом носителя информации. Она определяет, насколько легко, точно и быстро совершается процесс зрительного восприятия текста.


100 советов по работе в Photoshop ЧАСТЬ I

webmaster - Уроки по Photoshop

Наглядность в оформлении письменных текстов. Эффективность средств наглядной агитации, ее визуальное восприятие зависят от наглядности содержательной структуры информации - student2.ru Из рубрики: Начинающему веб мастеру, web-design - виртуальная школа веб-мастерства, статьи по работе в программе Adobe Photoshop.

Наши рекомендации