Восприятие: визуальное, 4-5 лет

Учебная цель: улучшение координации глаз,рук; различениеразмеров

Задание: 3 различного размера гайки накрутить на соответствующие болты

Материал: доска (приблизительно30 см длиной,10 см шириной и 2 см толщиной), 3 болта и гайки различного размера (см. упр. 143)

Если Том овладеет простой доской с болтами, то изготовьте более сложную доску, используя 3 болта различного размера. Поставьте доску с болтами на стол и положите рядом без разбора 3 гайки различного размера. Возьмите руку Тома и помогите ему поднять одну из гаек. Следите, чтобы он смотрел на доску, в то время как Вы его рукой попробуете все 3 гайки, пока не найдете нужную. Если Вы выбрали неверный болт, то улыбнитесь, покачайте головой и скажите "Нет". Если Вы держите гайку к соответствующему болту, то кивните головой, скажите "Да" и помогите Тому накрутить гайку на болт. Повторите этот процесс со второй и третьей гайками. Если Вы помогали Тому со второй гайкой, то проверьте, найдет ли он самостоятельно третью гайку и накрутит ли на еще пустой болт. Повторите это упражнение и постоянно помогайте ему столько, сколько необходимо, пока он сам полностью не изучит доску с болтами.

Упражнение 145. Обвязывать карту

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 4-5 лет

Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет

Тонкая моторика: 3-4 года

Познавательная деятельность, последовательна деятельность: 3-4 года

Учебная цель: системное обвязывание

Задание: последовательно протянуть нить через все отверстия карты

Материал: плотный картон (с отверстиями по краям), шнурок от ботинка

Покажите Тиму карту, подготовленную для обвязывания, и пусть он потрогает указательным пальцем каждое отверстие. Вначале Вы должны водить его руку от отверстия к отверстию, чтобы научить его ощупывать отверстия последовательно против часовой стрелки. Напоминайте ему не пропускать отверстия. Помогите Тиму взять шнурок правой рукой и провести через первое отверстие. Подчеркивайте направление словом "Вверх". Затем помогите ему взять конец шнурка левой рукой и пусть он протянет его полностью. Скажите: "Отпусти!" - и заставьте его, взяв шнурок правой рукой, поднять и протянуть его опять вверх через следующее отверстие. Повторяйте слова "Вверх" и "Протянуть" у каждого отверстия. Постоянное повторение обеих указаний поможет ему лучше сконцентрироваться назадании. Если он начнет работать без указаний, то откажитесь от них полностью. Наблюдайте однако, чтобы он сохранял направление вверх и не пропускал отверстий.

Упражнение 146. Писать большие печатные буквы

Координация глаз, рук: рисование, 4-5 лет

Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и подготовка к письму

Задание: написать большие буквы, соединяяточки

Материал: бумага, карандаши, фломастер

Подготовьте рабочие листки бумаги, написав карандашом пунктиры больших букв. Исходную точку отметьте цветным фломастером и нарисуйте тонкую стрелку, чтобы показать, в каком направлении должны соединяться точки. На первых листах должны находиться лишь те буквы, которые составлены из прямых линий. Дайте Нине карандаш и сначала ведите при написании ее руку. При этом давайте простые указания, например, при написании буквы А: "Вверх, вниз", чтобы указать направление линий. Когда Нина ознакомится с этими буквами, пишите точки все тоньше и увеличивайте расстояние между ними. Проверьте, наконец, сможет ли Нина писать буквы на основании Ваших устных указаний.

Упражнение 147. Рисование: круги и четырехугольники

Координация глаз, рук: рисование, 4-5 лет

Тонкая моторика: оперирование предметами, 4-5 лет

Имитация: моторная, 4-5 лет

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и способности рисовать

Задание: соединить точки в круги и четырехугольники

Материал: бумага, карандаши, фломастер

Подготовьте рабочие листы бумаги, нарисовав на каждом листе вспомогательные точки для круга или четырехугольника. Точки должны быть отчетливыми и сначала располагаться на близком расстоянии друг от друга. Положите Доре такой лист с карандашом. Возьмите ее указательный палец и медленно водите им вдоль очертания фигуры. Говорите каждый раз "Точка", когда Вы касаетесь точки пальцем Доры. После того как Вы несколько раз обвели ее пальцем очертания фигуры, дайте ей карандаш и помогите соединить точки. Говорите каждый раз "Точка, точка, точка".

Повторите упражнение на новом листе. Когда она начинает самостоятельно соединять точки, уменьшите количество точек и намечайте точки не столь отчетливо. Когда число точек уменьшится до четырех, возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте круг или четырехугольник на левой стороне листа. Посмотрите, сможет ли Дора нарисовать эту фигуру без помощи.

Наши рекомендации