Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа
Успешное изучение учебной дисциплины «Уголовный процесс» предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу по дисциплине «Уголовный процесс» (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной литературы (по всем темам) и дополнительной литературы (по каждой теме), а также размещением в локальной сети для неограниченного доступа материалов лекций и дополнительных материалов для подготовки к занятиям.
Самостоятельная работа включает в себя:
- изучение источников уголовно-процессуального права, основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;
- постоянный мониторинг изменений уголовно-процессуального законодательства посредством использования справочно-правовых систем, например, «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»,«Законодательство России» и др., а также знакомиться с публикациями по актуальным вопросам уголовного судопроизводства в журналах «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Правоведение», «Уголовное право», «Чёрные дыры» в Российском законодательстве» и др., а также в различных сборниках, в том числе в «Сборнике научных трудов юридического факультета СыктГУ»;
- конспектирование различных работ при подготовке к семинарским занятиям по темам учебного курса;
- анализ периодической печати по проблемам государственно-правовых явлений общественной жизни в различные периоды истории;
- поиск в энциклопедической литературе понятий;
- подбор и анализ научного материала при подготовке реферативных сообщений (докладов) на практические занятия;
- чтение и обработка (алгоритмизация) конспекта лекций;
- составление кроссвордов по понятийному аппарату;
- подготовка к деловым играм;
- предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;
- изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;
- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;
- работа с дополнительной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;
- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;
- подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;
- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференциях;
- решение тестов. Тесты выполняются письменно и сдаются студентами для проверки преподавателем. Тестовый способ оценки включает в себя следующие критерии:
- из 10 вопросов – все правильные (отлично);
- 1 неправильный (хорошо);
- 2-3 неправильных (удовлетворительно);
- 4 и более неправильных (неудовлетворительно).
Кроме того, в конце каждого практического занятия студентам предложены виды самостоятельной работы (например: вопросы для самоконтроля по определенной теме, тесты, деловая игра и т.д.), рекомендуемая литература для самостоятельной работы.
Темы практических занятий
Практические занятия – это одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение учений и навыков.
Цели учебного занятия: формирование умения в анализе исходной информации (дидактические); проверка способности студентов к практической реализации знаний, полученных на лекционных, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной подготовки.
Для реализации поставленной цели автором было издано учебное пособие, рекомендуемое для практических занятий (Колмаков П.А. Практикум по российскому уголовному процессу. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 2004. 180 с.)
Предлагаемое учебное пособие призвано обеспечить более глубокое усвоение теоретического материала, полученного студентами из лекционного курса “Уголовный процесс” на основе решения предлагаемых задач (казусов). Содержание заданий определено требованиями государственного образовательного стандарта, потребностями конкретной практической деятельности органов расследования, прокуратуры и суда, а также деятельности других участников уголовного судопроизводства.
Для усвоения вопросов каждой темы и правильного выполнения предлагаемых заданий следует учитывать ряд следующих методических рекомендаций.
Приступая к решению задачи, необходимо, прежде всего, изучить конспект лекций, соответствующие главы учебника, учебных пособий и другую рекомендованную литературу по данной дисциплине, а также ознакомиться с опубликованными материалами судебной, прокурорской и следственной практики Российской Федерации и Республики Коми.
Задача должна быть прочитана внимательно, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной. Необходимо усвоить точно, что требуется от принимающего решение, на какие конкретные вопросы, и в какой постановке ему надлежит отвечать. Задание решается только на основании тех условий, которые сформулированы в задаче, если иное не оговорено при постановке вопросов к этим условиям.
Решение каждой задачи (казуса) необходимо изложить в письменной форме в специальной тетради для практических занятий. Ответ на вопрос должен быть мотивирован, т.е. содержать обоснование, аргументы. Профессия юриста, как известно, требует умения вести доказывание, убеждать на основании закона, в соответствии с его смыслом и логикой. Если имеющихся источников будет недостаточно для решения, то необходимо ознакомиться с дополнительной литературой и обратиться за консультацией к преподавателю. Лишь при таком изучении данного предмета возможно серьезное освоение существующих многочисленных проблем российского уголовного процесса.
На практическом занятии студент вначале докладывает содержание задания, оглашает своё письменное решение и, если сочтет нужным, кратко поясняет его. В обсуждении предложенного решения может принять участие каждый студент, высказывая своё мнение по существу его мотивировки, правильности ссылки на те или иные нормы уголовно-процессуального закона. В конце обсуждения преподаватель даёт своё заключение, в котором отмечает ошибки и неточности выступающих, формулирует правильные ответы на поставленные в условии задачи вопросы. С учётом этого заключения студенты должны внести в свои тетради необходимые исправления и дополнения.
При подготовке к коллоквиуму студент должен углублёно изучить указанные в заданиях вопросы, используя для этой цели не только конспекты лекций и учебник, но и другую рекомендованную литературу, прежде всего монографическую.
Процессуальные документы студент составляет, как правило, во время практических занятий. Их написанию должна предшествовать тщательная подготовка, в ходе которой необходимо, прежде всего, уяснить сущность и значение данного процессуального акта. С этой целью необходимо ещё до практического занятия изучить по учебнику всё, что связано с характеристикой этого акта, усвоить требования, предъявляемые к нему уголовно-процессуальным законодательством. С учётом конкретных особенностей того или иного уголовно-процессуального акта преподаватель в начале занятия даёт необходимые дополнительные указания о структуре и содержании.
Уголовно-процессуальные акты должны быть составлены на отдельных листах. Написанные документы сдаются преподавателю на проверку, после которой на занятии происходит их разбор с указанием конкретных недостатков и ошибок, допущенных студентами. Процессуальные акты затем возвращаются студентам, которые должны с учётом сделанных замечаний переписать их в отдельную тетрадь.
Учебное пособие предназначено для использования на семинарских занятиях, при выполнении контрольных и курсовых работ всех форм обучения, а также при самостоятельной подготовке студентов к экзаменам и зачётам.
На успешное усвоение учебной программы может рассчитывать только тот, кто с первых дней занятий сумеет проявить высокую самоорганизованность, трудолюбие и настойчивость.
Непременным условием успешного овладения учебным материалом является самостоятельная работа по подготовке к каждому практическому занятию. Она складывается из нескольких этапов (элементов), различающихся в зависимости от вида учебного занятия.
Самостоятельная подготовка предполагает:
· изучение действующего российского законодательства, ведомственных нормативных актов, а также учебников, учебных пособий и научных статей;
· основные законодательные и иные источники, дополнительная литература предложены в конце методических указаний. Кроме того, после каждой темы даны вопросы для самоконтроля, которые необходимо проработать с использованием нормативных актов, действующих на момент проведения занятия или самостоятельного изучения материала;
· самое важное при самоподготовке -не механическое заучивание норм, терминов и т.п., а умение логически мыслить, способность применить ту или иную норму права.
Подготовка включает следующие этапы:
· ознакомление с методическими указаниями;
· изучение конспекта лекций, законодательных и ведомственных нормативных актов, правовой литературы по изучаемой теме;
· анализ и обобщение проблемных вопросов темы;
· составление схемы ответа по каждому вопросу (в соответствии с рекомендациями, содержащимися в предлагаемых планах);
· отработку материала для самоконтроля.
При подготовке к практическому занятию следует:
· ознакомиться с методическими указаниями по подготовке к практическому занятию;
· изучить конспект лекций, законодательные, ведомственные нормативные акты и литературу по соответствующей теме, рекомендованную рабочей программой по курсу «Уголовно-процессуальное право»;
· подготовиться к ответам на основные вопросы темы;
· подготовить варианты процессуальных документов и представить их для обсуждения;
· письменно решить предложенные задачи со ссылкой на соответствующие нормы права.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:
• опрос;
• проверка выполнения самостоятельных работ;
• решение практических и ситуационных задач;
• демонстрация презентаций;
• терминологический диктант;
• тестирование.
Контроль за самостоятельной работой студентов и оценка её результатов может быть осуществлена различными методами. Среди них первое место принадлежит экспертному методу с его классическим подходом, который осуществляется:
- в устном опросе преподавателем студентов в ходе практического занятия;
- проверке предложенных студентам контрольных работ;
- проверке предложенных студентам алгоритмов;
- оценке докладов, сообщений, с которыми студенты выступают на практических занятиях.
Тесты
по проверке остаточных знаний
Вариант № 1
- Какое положение является принципом уголовного процесса?
а) основополагающие и руководящие начала, имеющие нормативно-правовой характер;
б) выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления;
в) быстрота и полнота расследования преступления;
г) обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
д) независимость судей и подчинение их только закону;
е) все указанные ответы являются принципами.
- Что больше характеризует действие принципа публичности?
а) открытое разбирательство дела во всех судах;
б) публичное провозглашение приговора;
в) обязанность возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления;
г) участие общественности в производстве по делу;
д) обязанность неразглашения данных предварительного расследования.