Связь формы с положительным или отрицательным пространством
Формы и фигуры можно классифицировать как положительные и отрицательные. В двухмерной композиции объекты являются положительными формами, а фон - отрицательным пространством. Для начинающих художников и дизайнеров очень важным является умение эффективно использовать отрицательное пространство
Данный пример (см. рис.) - результат упражнения, когда студенту дается задание вырезать из бумаги определенную композицию используя белую и черную бумагу. Это позволяет избавиться от привычки игнорировать фон и рассматривать его просто как пустое пространство. Эффективное расположение объектов в отношении к отрицательному пространству - очень важно для получения успешной композиции.
Некоторые художники "играя" с обращением отрицательного пространства в положительное и обратно, создают сложные иллюзии. Работы М.К.Эшера(M. C. Escher ) играют на нашем ощущении того, что является фоном, а что - первым планом. Другие художники используют эту иллюзию положительных/отрицательных изображений в еще большей мере, пряча одно изображение внутри другого.
Восприятие формы и фигур определяется нашим врожденным инстинктом, который приписывает определенные значения и порядок определенным визуальным образам. Когда мы смотрим на изображение и формируем первое к нему отношение, как правило именно на этом этапе мы и приходим к заключению о том, что изображено на картине, и игнорируем все остальные возможные варианты. Из-за этого нам трудно увидеть другие скрытые изображения.
Тренируясь воспринимать изображение более глубоко, вы сделаете первый большой шаг к развитию своей настоящей визуальной грамотности.
Движение
webmaster - Графика в веб-дизайне
Из рубрики: Веб-дизайн глазами профессионалов, graphics web-design - виртуальная школа веб-мастерства, статьи по графике.
Движение - это элемент дизайна, который действует в четвертом измерении - во времени. Движение - это процесс перемещения объектов в пространстве относительно времени. Мы имеем в виду движение буквальное или композиционное.
Движение
Сам факт движения является частью дизайна определенных объектов; здесь мы ведем речь о буквальном движении. Иногда ощущение движения создается использованием символических форм, которые подразумевают скорость и движение. Например, машины, с самого начала были предназначены для движения, но их формы этого не подразумевали. Даже после того, как началось массовое производство автомобилей, их внешний дизайн мало имел общего с фактом движения.
В 30-ых года концепции аэродинамики, разработанные поначалу для самолетов, были применены к дизайну автомобилей, то есть, когда машины стали ездить быстрее и конкуренция на рынке возросла. В результате машины приобрели формы, которые подразумевали движение и скорость, а мы все теперь привыкли к тому, что аэродинамические формы связаны с большой скоростью движения.
Изобретение кинематографа также добавило движение в язык образов. В первые тогда появились художественные формы, которые не стояли на месте, а двигались.
И изобретение машин и появление кино в начале 20-ых годов создали романтическое увлечение скоростью и движением. Многие художники стали обращать свое внимание на движение. Вопрос состоял в том, как художникам, работающим с неподвижным планом, передать ощущение движения, как изобразить движение предмета, который не мог двигаться буквально.
Еще до появления кино художники пытались передать движение, используя диагональные линии (дисбаланс) и особе расположение предметов в композиции.
Однако с появлением кинематографа и стоп-кадров были предложены новые подходы. Футуристические художники, как например Балла (Balla) воспользовались этими идеями для передачи движения и скорости. Марсель Душам (Marcel Duchamp) в своей картине "Нагая спускается по лестнице", попытался передать весь процесс движения используя "стоп-кадры".
Наконец, Александр Кальдер (Alexander Calder) стал создавать движущиеся скульптуры, которые он называл мобилями. Впоследствии многие художники применяли движение в своих произведениях, используя механические или электрические средства, которые связывали мир искусства с механикой.
В визуальном дизайне сейчас очень популярны следующие приемы изображения движения:
Размытость.Идея пришла из фотографии. Если предмет движется очень быстро, то на фотографии он будет выглядеть размытым, нечетким, с туманными краями. Намеренно используя размытость, художник создает ощущение, что предмет движется очень быстро. Например к изображению быстро движущегося автомобиля часто добавляют остаточный, размытый шлейф после него.
Перспектива. Идея диагональных линий. Вид набегающей дороги из ветрового стекла автомобиля.
Частые горизонтальные линии. Если вы посмотрите в окно автомобиля при очень большой скорости движения, ты вряд ли сможете разглядеть какие-либо объекты, вместо этого вы увидите мелькающие горизонтальные линии. Используя эту иллюзию, художник передает ощущение скорости - чем сильнее сделан акцент на линии - тем выше ощущение скорости, движения.
"Падающие/бегущие" предметы.Используется визуал движущегося человека, предмета. Очень популярны визуалы с прыгающими, несущимися куда-то людьми, конями, кроликам и прочей живностью.
Естественно эти же приемы используются и в визуальной части веб-дизайна.
Танец - пожалуй самая древняя форма искуства, использующая движение. Самое экспрессивное использования элемента движения объектов во времени пространстве.
Другое понятие движения связано с тем, как двигается взгляд зрителя по композиции. Это то, что мы называем композиционным движением. В этом случае нас не интересует присутствие (или отсутствие) иллюзии движения в изображении. Вместо этого нас интересует, как зритель воспринимает композицию - как взаимодействуют ее компоненты и куда они ведут внимание зрителя.
Композиционное движение может быть статическим:то есть взгляд зрителя перескакивает и мечется между отдельными компонентами изображения, привлекаемый сходством, или просто бегает по фигурам, которые имеют одинаковую форму или цвет. Композиции со статическим движением характеризуются наличием повторяющихся схожих элементов и контрастом цветов и/или яркости.
В веб-дизайне: исследования показали, в каком порядке пользователь чаще всего скользит взглядом по определенным участкам web-страницы.
На основе этого в этих местах на странице принято располагать самые важные ключевые элементы сайта: главный заголовок, главную ссылку, главную фотографию и т.д. Подробнее об это читайте далее.
Движение также может быть динамическим. Динамическое движение характерно тем, что взгляд плавно скользит от одной части композиции к другой, ведомый непрерывными линиями или фигурами, а также градациями цвета или фигур. Динамическое движение характеризуется наличием незамкнутых фигур или фигур, которые тесно примыкают друг к другу.
Веб-дизайн: В противоположность попытке "подставить" под взгляд посетителя элемент в определенном месте страницы также используется прием "притягивания". Как было описано выше взгляд посетителя "толкается"/"притягивается" к определенному участку страницы, где располагается важная информация: главный заголовок, главную ссылку, главную фотографию и т.д. Это делается с помощью линий (т.н "силовые линии"), фигур (круги, завитушки, спирали), указателей (стрелок, всяких указательных пальцев) или визуалов (направленное в определенное место движение машины, человека, руки)
Взгляд движется по композиции всегда, так что композиционное движение (каким бы оно ни было) присутствует всегда. Все композиции можно отнести к тому или иному типу движения - или к обоим.
Узор, текстура
webmaster - Графика в веб-дизайне
Из рубрики: Веб-дизайн глазами профессионалов, graphics web-design - виртуальная школа веб-мастерства, статьи по графике.
Узор - это фоновая структура, которая организует плоскости или структуры в нечто однообразное и повторяющееся. Узор можно описать, как повторяющийся элемент фигуры или формы, но так же его можно представить как "скелет", который организует части композиции.
Узор, текстура
Узор существует как в природе, так и в искусственных предметах; полезно рассмотреть параллели. Гарвардский биолог по имени Питер С. Стивенс (Peter S. Stevens) опубликовал книгу под названием "Узоры в Природе" ("Patterns in Nature"), где он утверждает, что существует строго определенное количество способов, которыми могут быть сложены узоры. У него отправной точкой каждого изображения или структуры является "сетка" (grid).
Он показывает какими способами точки сетки могут быть соединены друг с другом. Эти способы соединений определяются как классы узоров, которые, по его утверждению, можно отыскать в любой ситуации, в природе, в искусственных изображениях, от микроскопических до космических масштабов.
Описываемые им способы приводятся здесь с примерами из природы. Однако пример каждого из этих способов можно увидеть и в окружающих нас предметах и в предметах искусства.
Поток. Все течет, следуя пути наименьшего сопротивления. Поток можно увидеть в воде, в камне, в росте деревьев. Узор-орнамент строится на идее течения, на повторении волнообразных линий. Посмотрите на изображение ткани, свисающей со стены. Она соткана из переплетенных нитей, в результате чего натуральным образом получается орнамент цветных волнистых линий.
Ветвление. Этот тип узора естественно заимствован из мира растений. Но его также можно встретить и в геологических образованиях, например, в дельтах рек и кристаллических структурах.
Спиральные узорыможно увидеть начиная с галактик и кончая листьями папоротника, вплоть до микроскопических живых организмов.
Упаковка и растрескивание. Эти термины обозначают то, как тесно прижатые друг к другу клетки определяют форму друг друга. В плотно упакованном пучке грибов, растущих вместе, каждый гриб деформирует круглую форму шляпки своих соседей. Точно так же, в облаке мыльных пузырей деформируется идеальная сфера каждого пузыря в соответствии с законами поверхностного натяжения. Некоторые поверхности (например грязь или старая краска), сжимаясь, могут трескаться, и в результате получается такой же клеточный узор.
Схожие типы узоров можно найти во множестве вещей, сделанных человеком. Даже сложные предметы искусства содержать в себе скрытую структуру или узорную сетку несмотря на то, что сам способ образования узора может быть разным в разных частях композиции.
Текстура
Текстура - это качество объекта, которое мы ощущаем, прикасаясь к нему. Это поверхность предмета, которую мы можем ощутить, а также - увидеть и представить себе ощущение прикосновения к ней. Текстура может также присутствовать и в изображении с целью воспроизвести через глаза то ощущение, которое мы бы ощутили, прикасаясь к этой поверхности. Таким образом, текстуры могут быть и изобразительными.
Существует множество видов текстур:
Жесткие, колючие, твердые- это то, как мы обычно представляем себе текстуры. Но они также могут быть гладкими, твердыми и холодными.Текстуры могут быть еще гладкими, мягкими и/или теплыми, а также влажными или сухими.Фактически, любое тактильное ощущение, которые мы себе можем представить, является текстурой.
Другими словами, все поверхности могут быть описаны в терминах текстуры. Многие художники и дизайнеры пользуются текстурами, как доминирующим элементом в своих работах. В особенности это заметно в ремесленном искусстве: волокна такни, метал, дерево и стекло, то есть там, где тактильные качества материала играют главенствующую роль.
Создание иллюзии текстуры также является важным элементов во многих картинах, рисунках,текстильных изделиях и прочих сферах, связанных с поверхностями. На эту тему мы поговорим отдельно.