Интернет как неотъемлемая составляющая мирового информационного рынка
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 9
Тема: "ИНТЕРНЕТ КАК НЕФОРМАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
(ИЛИ КАК СРЕДСТВО ДОСТУПА К МИРОВЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ)"
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Интернет как социально-культурное пространство
2. Интернет как неотъемлемая составляющая мирового информационного рынка
3. Интернет как технологическое средство
4. Информационные ресурсы сети Интернет. Классификация
5. Эффективность поиска информации в Интернете
Дополнительно:
6. Манифест ИФЛА об Интернете
1. Интернет как социально-культурное пространство
Определение понятия "Интернет" можно сформулировать исходя сущностных функций, присущих сети, а именно:
• Интернет – глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);
• Интернет – общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция + кумулятивная, т.е. сбор в одной точке максимально возможное количество документов);
• Интернет – вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров (культурная+досуговая функция).
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Интернет— это глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых информационных и коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий.
Интернет как социально-культурное явление это:
с одной стороны, средоточие самых разнообразных по содержанию, формам, объемам информационных ресурсов,
с другой стороны, – адекватное структуре реального общества пространство, динамичный мир, в котором функционируют (присутствуют), подчиняясь определенным реальным закономерностям, многие социальные институты, организации, страны, межгосударственные образования, отдельные люди.
В Интернете реально присутствуют:
• государственные политические институты общества;
• негосударственные общественные и коммерческие организации;
• финансово-экономические структуры;
• сетевые СМИ;
• сфера производства продуктов материальной и духовной культуры;
• наука и научно-техническое творчество;
• система образования всех уровней и ее институты;
• культура (как совокупность различных институтов — театров, музеев, библиотек, как способ деятельности общества, отдельных групп и личностей);
• сфера досуга;
• сфера законодательства и правовых отношений в общемировом масштабе и масштабе отдельных государств
• и другие.
Интернет как неотъемлемая составляющая мирового информационного рынка
Интернет занял к концу 1990-х гг. одно из лидирующих положений на информационном рынке. Его развитие позволило перевести существующие сектора ИР (рынок деловой информации, рынок профессиональной информации, рынок массовой информации, рынок социально-политической информации) на качественно новый, более высокий уровень развития.
Интернет превратился в один из важнейших и неотъемлемый элемент современной деловой инфраструктуры.
Сеть Интернет постоянно и динамично растет как с точки зрения числа потребителей, так и в отношении объема и богатства доступных информационных ресурсов. Соответственно повышается роль Интернета в качестве инструмента работы с информацией.
Сеть значительно расширила возможности информационного бизнеса, открыла новые возможности применения информации в предпринимательстве.
Для традиционных участников информационного рынка – а именно информационных служб и систем, работавших на рынке на коммерческой основе еще до появления Интернета – Интернет явился новым каналом сбыта для своих услуг. (Они, по-прежнему, оказывают услуги за плату, по ценам, обеспечивающим развитие их бизнеса).
Возможности, открываемые Интернет:
– сеть предоставляет возможность доступа к дополнительной информации и информационным услугам и продуктам, которых раньше не было на рынке
– сеть позволяет работать с базами данных деловой и коммерческой, а также специальной информации при более низких затратах, чем при использовании услуг операторов баз данных (т.е. фирм, специализирующихся на осуществлении информационного обслуживания с использованием БД).
– сеть открывает путь к электронной коммерции и изменению бизнес-модели своей работы.
– Интернет предоставляет дополнительную возможность включиться в международную систему информационного бизнеса, и возможность выхода на мировой информационный рынок со своими услугами.