Этапы жизненного цикла баз данных
Жизненный цикл базы данных (ЖЦБЗ) – это процесс проектирования, реализации и поддержки базы данных. ЖЦБД состоит из семи этапов:
1.Предварительное планирование базы данных – важный этап в процессе перехода от разрозненных данных к интегрированным. На том этапе собирается информация об используемых и находящихся в процессе разработки прикладных программах и файлах, связанных с ними. Она помогает установить связи между текущими приложениями и то, как используется их информация. Кроме того, позволяет определить будущие требования к базе данных. Информация документируется в виде обобщённой концептуальной модели данных.
2.Проверка осуществимости предполагает подготовку отчётов по трём вопросам:1)Есть ли технология – необходимое оборудование и программное обеспечение – для реализации запланированной базы данных (технологическая осуществимость);2)Имеется ли персонал, средства и эксперты для успешного осуществления плана создания базы данных (операционная осуществимость);3)Окупится ли запланированная база данных (экономическая эффективность).
3.Определение требований. На этом этапе определяются: Цели базы данных; Информационные потребности различных структурных подразделений и их руководителей; Требование к оборудованию; Требование к программному обеспечению.
4.Концептуальное проектирование. На топ этапе создаются подробные модели пользовательских представлений данных предметной области. Затем они интегрируются в концептуальную модель, которая фиксирует все элементы корпоративных данных, подлежащих загрузке в базу данных. Эту модель ещё называют концептуальной схемой базы данных.
5.Логическое проектирование. На этом этапе осуществляется выбор типа модели данных. Концептуальная модель отображается в логическую модель, основанную уже на структурах, характерных для выбранной модели.
6.Физическое проектирование. На этом этапе логическая модель расширяется характеристиками, необходимыми для определения способов физического хранения базы данных, типа устройств для хранения, методов доступа к данным базы, требуемого объема памяти, правил сопровождения базы данных и др.
7.Оценка и поддержка базы данных. Оценка включает опрос пользователей на предмет выяснения, какие их информационные потребности остались неучтенными. При необходимости в спроектированную базу данных вносятся изменения. Пользователи обучаются работе с базой данных. По мере расширения и изменения потребностей бизнеса поддержка базы данных обеспечивается путём внесения изменений, добавления новых данных, разработки новых прикладных программ, работающих с базой данных.
47. Системы управления базами данных (СУБД): функции, архитектура, классификация.
Система управления базами данных (СУБД) - это программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять к ней контролируемый доступ.
Основные функции СУБД:
- управление данными во внешней памяти (на дисках);
- управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
- журнализация изменений
- резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
- поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).
Классификация СУБД:
- по модели данных (иерархические, сетевые, реляционные, объектно-реляционные, объектно-ориентированные);
- по степени распределённости: локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере), распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах);
- по способу доступа к БД( файл-серверные, клиент-серверные, встраиваемые).
Архитектура СУБД:
1. Определяет уровни абстрагирования представления баз данных.
2. Является многоуровневой системой абстракций, представленных как отдельные модели данных в зависимости от степени приближенности к аппаратному обеспечению систем баз данных.
3.В основном определена архитектурой, предложенной исследовательской группой ANSI/SPARC (Study Group on Data Management Systems).
Уровни архитектуры СУБД:
Внутренний (физический) уровень – наиболее близок к физическому хранилищу информации, связан со способами хранения информации на внешних устройствах.
Внешний (пользовательский) уровень - наиболее близок к пользователям, связан со способами представлениями конкретных пользователей.
Концептуальный (общий логический, логический) уровень – связан с обобщенным представлением пользователей, абстрактным представлением данных в целом.