Проблемы формирования виртуального образа личности
Новое поколение людей, которые преимущественно живут в виртуальном мире, предпочитают учиться, работать и отдыхать там же. Для них виртуальная реальность не менее реальна, чем объективный мир.[29] Мы рассматриваем виртуальность, как нечто тесно связанное, пересекающееся с объективной реальностью, а не противопоставленную ей.
Физическая, реальная личность, подключаясь к глобальной сети, на время трансформируется в виртуальную, но не утрачивает себя. Об этом говорит и Ж. Делез: человек просто меняет локацию, но остается самим собой[30]. Для решения возникающих проблем люди всё чаще обращаются, в первую очередь, к интернету. Поколение XXI века живет в виртуальности: знакомства, общение, образование, работа, хобби и т.д. – все эти потребности молодые люди удовлетворяют в виртуальном пространстве. Возможность находиться в сети всегда стала необходимостью для современного человека. Пользователь находится в беспрерывном потоке информации, которую не только потребляет, но и создает сам.
Стоит отметить, что люди создают интернет сами, они поддерживают его жизнеспособность: начиная от работников в сфере интернет-технологий и интернет-пространства и заканчивая «акторами»[31], активными пользователями интернета.
Путей взаимодействия человека с интернетом множество: от поиска информации и общения до самостоятельного создания веб-сайтов и написания различных программ. Мы рассмотрим только некоторые из них, являющиеся наиболее популярными – общение и поиск информации. В первую очередь мы коснемся социальных сетей. Среднестатистическая виртуальная личность имеет несколько аккаунтов в разных локациях.
Владельцев аккаунтов можно разделить на три типа: те, которые зарегистрированы в популярных (на данный момент времени) сетях; пользователи, выбирающие несколько социальных сетей, не руководствуясь популярностью последних; пользователи, зарегистрированные во всех известных им сетях. Социальные локации в интернете, в основном, используются для простого общения с друзьями, коллегами, родственниками. Причем социальные локации не уступают сайтам знакомств: в виртуальных сообществах нередкими бывают сообщения типа «Ищу спутницу жизни. Отзовись!». Однако самые предусмотрительные пользователи создают «рабочую» страницу, так как на подобных сервисах легче найти клиентов и набрать популярность. Так же для общения и работы используют блоги, форумы и различные информационно-новостные веб-сайты с возможностью комментирования (посвященные хобби, кулинарии и т.п.). Данными сервисами чаще пользуются коммуникаторы и авторы, потому что эти площадки позволяют не только потреблять контент, но и создавать его, а также комментировать и обсуждать.
Для виртуальной личности-потребителя интернет немыслим без поиска нужной информации, чтения новостей, просмотра передач в режиме реального времени. Потребитель принимает и пропускает через себя огромный пласт информации.
На наш взгляд, проблема идентичности заключается в том, что на современного человека приходится слишком много информации, которую он не успевает воспринять в полном объеме. Нередки случаи, когда пользователи, особенно новички, теряются в потоке информации, потому что не могут самостоятельно ее систематизировать и составить свое мнение, либо вовсе ограничивает себя в потреблении контента.
Об «электронной идентичности»[32] писала в 1999 году А. Висо. Она рассматривает интернет, так называемое киберпространство, с культурным подходом к истории. То есть интернет становится частью культуры. Через это взаимодействие социокультурное пространство внедряется в личность, как таковую, посредством интернета. Человек начинает воспринимать культуру на другом уровне, значит, меняется поведение личности и в социальном мире, и в виртуальном. Происходит эволюция методов потребления информации, а затем формируется виртуальная личность и трансформируется физическая. Не только культура проходит через человека, но и пользователь встраивает свою идентичность в виртуальный мир.
Самая продуктивная, но немногочисленная группа пользователей – авторы. Они создают свой контент, который, в большинстве случаев, является уникальным. Некоторая часть авторов берет за основу чужую идею и, немного видоизменив ее, выдают за свою. В глобальной сети новые события происходят ежесекундно, поэтому практически невозможно отследить путь контента и узнать первоисточник. Однако нужно понимать, что копирование чужой идеи все же плагиат, даже несмотря на то, что она видоизменена.
Как мы видим, взаимодействие человек-интернет выглядит, как симбиоз. Без человеческого вмешательства всемирная паутина прекратит свое существование: пользователи интернета сами создают беспрерывную цепь информационных потоков, благодаря которой сеть возможна в нашем мире. Человеческие потребности в общении и информации, благодаря интернету, качественно изменились, количественно – тоже.
Уникальное свойство мировой паутины – это анонимность. Пользователь имеет право выбора: он сам решает, быть ли ему узнанным другими пользователями или нет. Полная или частичная анонимность позволяет человеку расслабиться и быть самим собой, либо, наоборот, быть тем, кем всегда хотел, но не мог в физическом мире по каким-либо причинам. Именно поэтому виртуальный мир является реальностью: пользователь живет той жизнью, которой он хочет.
Мы выяснили, что физическая личность является виртуальной. На данном этапе возникает расхождение путей виртуальной личности: либо она продолжает потреблять тот контент, который ей предлагают авторы и навигаторы, либо личность начинает создавать свой уникальный виртуальный образ, который будет представлять уже ее контент.
В глобальной сети большое количество совершенно разного контента. Не каждый пользователь может справляться с таким потоком информации, самостоятельно систематизировать и анализировать ее для себя. Виртуальная личность перестает справляться с таким количеством сетевого контента и, в некоторых случаях, начинает отдаляться от информации. Этот процесс может привести к отказу от коммуникации. Отказ от участия в круговороте информации интернета мы называем декоммуникацией. Декоммуникацию мы делим на четыре вида:
1. отказ от языковой коммуникации
2. отказ от письменной коммуникации
3. отказ от общения
4. отказ от диалога
Первые два вида связаны с языковым барьером, который относится не только к иностранным языкам, но и формам существования языка. Проблему мы видим в последних двух видах декоммуникации – отказ от общения и от диалога. Отказ от общения проявляется как инстинкт самосохранения, опасение потерять собственную индивидуальность, поддаться дурному влиянию. Отказ от диалога – это попытка разделить людей на «своих» и «чужих», нежелание понять другую сторону или сделать вид, что ее не существует. Декоммуникация является последствием неграмотного позиционирования пользователя в интернете. В подобных случаях нужно уметь анализировать свое медиаповедение в сети и из большого количества информации самому выбирать то, что важно именно данной личности.
Пользователь интернета потребляет контент и, обнаруживая в контенте нечто важное, делится этим с друзьями и подписчиками, нередко вкладывая в информацию свои субъективные смыслы. Таким образом, происходит круговорот информации в череде событий интернета. То есть виртуальная личность занимает я-вещанием.
Ученые-психологи активно изучают теорию личности и рассматривают ее с разных аспектов. Основоположником и создателем теории трех моделей психики был психоаналитик З. Фрейд. Он описал уровни сознания человека – «Ид» (или «Оно»), «Эго» (или «Я»), «Супер-Эго» (или «Сверх-Я»). Для нашего исследования мы возьмем часть психики «Эго». «Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.<…>эго подчиняется принципу реальности <…> Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности»[33]. Перенося данную теорию в рамки нашего исследования, мы будем говорить об эго-вещании.
В нашем понимании эго-вещание – это деятельность пользователя, направленная на самовыражение в интернете.
Эго-вещание мы разделим на два типа по виду деятельности пользователя: пассивное и активное. Пассивное эго-вещание заключается в слепом следовании за потоком событий интернета. Пассивный пользователь потребляет предложенный контент и либо соглашается с ним, либо нет. Активное эго-вещание подразумевает создание пользователем уникального или заимствованного продукта и распространение его на разных социальных площадках.
Активным эго-вещанием занимаются «авторы»[34]. Они создают свой уникальный контент и распространяют его среди своих подписчиков, в сообществах. Авторов мы условно делим на два типа: творческие личности, которые делятся своими успехами, хотят популярности в социальных медиа и люди, которые занимаются бизнесом и хотят прорекламировать свои товары/услуги. Последние активно пользуются всеми социальными сервисами, предоставленными интернетом. Обновления происходят на бизнес-страницах ежедневно. За достаточно короткий срок популярность набрали сообщества, или группы. По количеству участников групп можно судить о продаваемости товаров/услуг. Это позволяет оперативно доставлять информацию до потребителей. Также популярны анонимные опросы среди пользователей, которые позволяют «прощупать» покупателей и потребителей определенных товаров/услуг.
Творческие пользователи, создавая и распространяя уникальный контент, стремятся стать популярными медийными личностями. Такие пользователи формируют свой виртуальный образ, который должен быть запоминаемым и узнаваемым. Многие думают, что не обязательно создавать уникальный контент: достаточно скопировать и видоизменить чужую информацию. Однако только создание своего контента может стать визитной карточкой виртуальной личности.
Говоря об активном эго-вещании, стоит начать с виртуалов. Интернет-проект «Академик» дает нам определение: «Виртуал (от англ. virtual — виртуальный; другие названия: “фейк”, “мульт”, “клон”, сокпаппет) — неологизм, появившийся в русском языке с распространением интернета, обычно означает “фиктивную личность”, когда пользователь Интернета начинает выдавать себя за другое лицо»[35]. Слово «виртуал» – это сокращение от термина «виртуальная личность». Но виртуальная личность – это проекция реального человека в интернет-пространстве, а виртуалом называют несуществующий образ, искусственно созданный, и не имеющий прямого отношения к своему создателю или создателям.
«Наиболее известные виртуалы: Козьма Прутков – детище братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого; апостол Павел – личность, полностью вытеснившая из сознания своего носителя образ реального чиновника Савла. Из деятелей современной сети следует выделить скандалистку конца девяностых Мэри (Мерси) Шелли, созданную писателем Алексеем Андреевым; популярного сетевого автора Макса Фрая, оказавшегося одесской художницей Светланой Мартынчик; Масяню и Хрюнделя, изобретенных Олегом Куваевым. Подобных персонажей в глобальной паутине немало, но одни – это бабочки-однодневки, блеклые образы, созданные на очень короткое время, а другие, и их меньшинство, – постоянно развивающиеся, то и дело пытающиеся вырваться из-под опеки своих создателей, персонажи»[36]. Когда пользователь создает виртуала, он старается вложить в него свои тайные интересы, желания, эмоции; наделяет его своими скрытыми качествами или теми чертами, которые хотел бы иметь. Человек создает идеальный образ: другого «Я», другую личность. Мы называем это alter-ego.
«Альтер-эго (лат. alter-ego, "другое я") — лицо, которое уполномочено действовать от имени другого человека. Этот юридический термин испанского происхождения»[37]. Мы применяем термин «Альтер-эго» по отношению к выдуманной личности, образу.
Для создания своего виртуального образа и его реализации идеально подходят социальные сети. Социальная сеть – это веб-сайт, на котором пользователи создают личную страницу с полным или ограниченным доступом, с возможностью составления списков друзей и обмена разного рода файлами (фото, видео, текст и т.п.).[38] Социальные сети делятся по самым разным критериям. Условно выделим следующие типы: контактные сети («ВКонтакте», «Одноклассники» и т.д.) и блог-платформы («LiveJournal», «Twitter» и т.д.).[39] Мы будем рассматривать виртуальный образ в рамках контактных социальных сетей.
При создании профиля пользователь должен указать некоторые личные данные. И здесь возникает первая проблема: указывать достоверную информацию о себе или нет? Ответ зависит от цели создания личной страницы. Если пользователь преследует такие цели, как найти друзей, найти любовь, стремится к общению, то он, обычно, старается написать данные, соответствующие реальности. Это облегчает поиск того, что ему нужно: круг общения автоматически выстраивается на основе интересов данной личности.
Если пользователь использует свою страницу, как рабочую площадку или занимается образованием, то уместен профиль официального вида. Такой аккаунт подразумевает наличие информации, которая отражает рабочие цели и не компрометирует пользователя, так как ему важно отразить свои исключительно положительные качества.
Когда пользователь хочет стать тем, кем он никогда не был и не будет или выпустить все свои отрицательные эмоции наружу, но этого не позволяют социальные рамки, чаще всего создаются виртуалы. Аккаунт виртуала содержит абсолютно выдуманные «личные» данные. Пользователь приписывает своему созданию те качества, которые хотел бы иметь.
«Главное это то, что наличие виртуала позволяет выразить скрытые качества его создателя, дает возможность использовать невостребованные знания, накапливавшиеся долгие годы. <…> Виртуал дает ощущение власти над временем. Если в потоке реального времени все стареет и разрушается, то виртуальную личность время лишь возносит, обогащает, делает сильнее и самостоятельнее»[40].
Примеры оформления страниц в социальных сетях, приведенные выше, указывают на особенности создания имиджа в интернете. «Имидж [англ. image – образ, изображение] – образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные) о каком-либо человеке, организации, товаре и т.д.»[41]. Мы условно делим имидж на три вида. Первый – физический имидж, который проявляется как внешний вид и умение преподнести себя. Следующий вид – виртуальный имидж. Он заключается в грамотном формировании и позиционировании своего виртуального образа. Виртуальный имидж складывается из умения личной страницей увеличить свои положительные стороны, умения, качества и уменьшить негативные, отрицательные. Если для создания физического имиджа нанимают специалистов, то виртуальный имидж пользователь может создать сам. Последний вид – содержательный имидж. Это гармония внешнего образа и внутреннего мира. Если личность хочет обрести желаемый имидж, то стоит не только трансформировать свой внешний облик, но и грамотно представлять его в сети.
Мы разделим виртуальный образ на два типа: негативный и позитивный. Негативный образ – это результат спонтанного и необдуманного создания публичной страницы. При просмотре подобного аккаунта другими пользователями, у последних может возникнуть отрицательное представление о его владельце. Позитивный образ – положительное восприятие человеческой индивидуальности, проявляющейся в интернет-пространстве. Поэтому прежде, чем составить позитивный виртуальный образ, важно тщательно его продумать, взвесить все за и против, определить цели и затем приступать к созданию. Позитивный он потому, что составлен не только с учётом целей пользователя, но и вызывает у других пользователей одобрение, позитивную реакцию.
При формировании виртуального образа могут возникнуть небольшие трудности.
Во-первых, это негативный образ, созданный по причине стихийной регистрации. В таком случае, заполняя регистрационные графы необдуманно, пользователь рискует своей репутацией, так как в спешке может обнародовать что-нибудь компрометирующее.
Во-вторых, пользователи нередко забывают корректировать информацию на своей странице. Человеку свойственно изменение целей пребывания в интернете, а значит и информация на странице, время от времени, должна претерпевать «реформы».
В-третьих, пользователь не проводит время в интернете. Отсутствие его активности порождает в социальных сетях «мертвые» страницы.
В-четвертых, это отсутствие уникальности. Пользователь не стремится создавать свой контент, поэтому копирует его с других источников. В конце концов, виртуальный образ, который должен был стать уникальным, присоединяется к тысячам похожих.
И, тем не менее, все люди разные, их цели пребывания в интернете тоже различны. Так, возникают проблемы при формировании виртуального образа личности из-за отсутствия подробных рекомендаций о возможностях заполнения профиля в социальных сетях.