Часть 2. Инструменты мультимедийной журналистики. Сервисы для создания мультимедийных элементов
Исследователи выделяют следующие жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные и синтетические. К текстовым относятся как традиционные жанры (новость, очерк, колонка и т.д.), так и новые жанры — текстовая трансляция, статус в соцсетях. Синтетический жанр подразумевает под собой объединение нескольких элементов — текста, иллюстрации, звука, интерактива. Среди мультимедийных жанров выделяют иллюстративные жанры, аудиальные жанры, видеожанры. В редакции, считающей себя мультимедийной, сотрудники должны не только уметь мультимедийно мыслить, но и уметь пользоваться базовым инструментарием.
Работа с фотографиями
В условиях медиаконвергенции каждый современный журналист должен уметь делать простые снимки и мгновенно передавать их с пояснениями через Интернет в редакцию.
Статичная иллюстрация отражает суть происходящего, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд. Обычно «сырые» снимки со смартфона не пригодны для публикации на сайте, им нужна простейшая обработка — кадрирование, выравнивание, улучшение цвета и яркости. Несколько примеров программного обеспечения для ПК, позволяющие обрабатывать фото: Adobe Lightroom, Adobe Photoshop и его бесплатный аналог GIMP, онлайн-сервисы Pixlr.com, Fotor.com. Есть специальные мобильные приложения для обработки фото и создания коллажей – PixlrExpress+, PhotoFrame, Aviary и другие.
Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи — производные одного жанра — фоторассказа о событии. Это может быть фотоподборка, построенная по классическим канонам фоторепортажа, в которой события разворачиваются последовательно. Это может быть и микс разных иллюстраций, относящихся к общей теме. Фоторепортаж должен давать представление о том, как выглядит событие, показывать лица участников события. В этом жанре по-разному может быть организована навигация: в одном случае пользователь листает картинку за картинкой, в другом — выбирает понравившуюся из превью. Фотолента может быть самостоятельным рассказом, в котором будут только «технические» подписи (кто, где, когда) или минимальные комментарии. Для создания фотогалереи рекомендуем сервисы Picasa, Яндекс.Фотки, Flickr.
Слайд-шоу отличается от фотоленты тем, что снимки перелистываются самостоятельно в режиме фотофильма. Снимки выставляются в сценарной последовательности. Может включать дополнительные интерактивные элементы, подписи к фотографиям. Слайд-шоу со звуком включает элементы аудио-иллюстраций — аудиоцитаты, интершум, начитанный текст, звуковые эффекты. Визуальный ряд свободный — это могут быть как фотографии с места события, так и архивные кадры, документы, карты, скриншоты, карикатуры и т.д. Слайд-шоу относится к жанрам пассивного просмотра. Технология аудиослайд-шоу с одной стороны, дает эффект хроникального видеорепортажа, погружает в атмосферу места, заставляет сопереживать героям, а с другой — разрешает на несколько секунд задержаться на каждой фотографии, рассмотреть ее внимательно. Эта технология подходит для иллюстрирования репортажей, очерков, реже — для новостей. Для создания слайд-шоу рекомендуем сервисы Яндекс.Фотки, Picasa. Для создания аудиослайд-шоу используются: программа SoundSlides, интернет-сервисы Animoto.com, Proshow, Magisto, Youtube.
Панорамная фотография — это фотография, имеющая большой угол обзора. Интерактивные 3D-панорамы позволяют полностью отобразить окружающее пространство с максимальным углом охвата и создают эффект присутствия. Сервисы, позволяющие создать 3D-панорамы с помощью смартфона: Bubbli, Dermandar, Photosynth, SpinCam. Использование панорамы актуально при освещении массовых событий, съемке объектов, помещений, пейзажей для передачи масштабности события.
Интерактивное фото — фотография, на которую нанесены особые «метки», при клике на которые всплывает текст. Онлайн-СМИ могут размещать информацию прямо на фото. Это может быть не только текст, но и видео, ссылки, фотографии, статусы соцсетей. Сервис для создания интерактивных фотографий — Thinglink. Его мобильная версия позволяет создавать интерактивные фото даже на смартфоне. Использование интерактивного фото будет уместным при создании памятки, инструкции, а также в случаях, когда с события есть только одно фото.
Работа с графикой
Новое дыхание в онлайн-СМИ получает традиционный жанр карикатуры. Также в сети популярны новые жанры интернет-эпохи — демотиваторы и интернет-мемы. Для их создания рекомендуем сервисы Risovach.ru, Troll-face.ru. Часто карикатуры, комиксы, демотиваторы и мемы становятся вирусным контентом и массово распространяются в социальных сетях.
Облако тегов — способ графического представления массива текста. Например, с помощью этого сервиса можно визуально показать ключевые слова публичной речи политика, создать «выжимку» официального или исторического документа. Сервисы для создания такого «облака» — Wordle.net, Tagxedo.com, Infomous.com. Они позволяют менять цветовые темы, формировать слова в определенную фигуру, исключить ненужные слова (например, предлоги).
2013 год был ознаменован появлением «журналистики скриншота». Название предполагает публикацию статьи на основе скриншотов (снимков экрана) email-переписки, сообщений в социальных сетях, комментариев к предыдущим материалам. Лучше всего в жанре «журналистики скриншота» удаются горячие споры и дебаты. Формат позволяет сохранять не только орфографию и пунктуацию, но также аватар, геотег и прочие атрибуты оригинального сообщения. Рекомендуемые сервисы для снимка экрана — PicPick, Upbyte, Joxi.
Публикация документов полезна в мультимедийном материале для доказательства существования документа, демонстрации изменений и противоречий в документе и т.д. Удобнее публиковать их через специальные сервисы Scribd и Slideshare, чем вставлять картинкой. Scribd позволяет закачивать документы больших объемов — даже книги. Можно загружать файлы форматов: doc, docx, ppt, pptx, pps, xls, xlsx pdf, ps, odt, odp, sxw, sxi, etc, txt, rtf. Можно импортировать документы с Google docs. После закачивания документа, кодом встраивается на сайт. Готовый документ можно будет скачать в формате pdf. Slideshare — сервис для работы с документами и презентациями. Функции у него аналогичные Scribd. Эти сервисы можно использовать также и для публикации книг (или отрывков из книг), электронных версий газет и журналов.
Интерактивная графика — картинка либо скриншот карты, на котором нанесены интерактивные текстовые, видео-, фотометки, ссылки.
Инфографика — это визуальное представление данных в удобной форме, позволяющей наблюдателю быстро разобраться в представленной информации. Использовать инфографику очень удобно, когда нужно быстро, четко и эффективно объяснить данные, цифры, статистику, сложную информацию. Также инфографику применяют при визуализации цифр, создании инструкций, схем происшествий, результатов опросов. Инфографика может быть самодостаточным информационным материалом или частью сложной мультимедийной истории. Инфографика может быть статичной или динамической (анимированной). А также сложной, многосценарной, интерактивной. С помощью инфографики можно показать развитие события во времени и/или по территориям, сравнение с аналогичным событием, сравнение с аналогичным событием на другой территории, алгоритм поведения пользователя (инструкция), доли, соотношения, динамику изменения данных, предмет в разрезе и т. д. Простую инфографику может создать любой журналист с помощью веб-сервисов Google Charts, Infogr.am, Pictochart.com, Easel.ly. Инфографику, изготовленную с помощью этих сервисов можно вставить на сайт в виде html-кода или картинкой.
Элементы картографии — разновидность инфографики, весьма полезный инструмент для журналистов. С помощью картографических сервисов можно визуализировать различную информацию, привязанную к географическим координатам, например, маршруты, плотность чего-либо в определенной области, помечать объекты и т.д. Карты могут быть статичными (картинка) либо интерактивными. Интерактивные, на наш взгляд, более удобны, т. к. позволяют масштабировать карту, наносить всплывающие фото- и текстовые метки и т. д. Сервисов для работы с интерактивными картами множество — Яндекс.Карты, Google Maps, Scribble Maps, MapBox, CartoDB, Zee Maps, myHistro, Meograph, StoryMapJS.
Тайм-линии (таймлайны) используют для подготовки мультимедийных материалов о событиях в хронологическом порядке. Они гораздо удобнее и компактнее, чем обычное текстовое описание, и позволяют использовать фото, видео, карты и ссылки на другие ресурсы. Даже самая длинная хроника займет в материале мало места — вся она поместится в одном окне. Все, что нужно, — перемещать даты и события скроллом. Тайм-линии будут уместны при описании хроники событий, при подготовке к юбилеям, историческим датам, создании биографий. Сервисы для создания тайм-линий Timeline JS, Dipity, Tiki-Toki и Timetoast позволяют включать в хронологию еще и видео из YouTube и Vimeo, музыка из SoundCloud, фото из Flickr, твиты, карты Google или статьи из Википедии.
Работа с аудио
Звуковые элементы уместны, когда важно показать, что особенности произношения персонажа (интонация, смысловые ударения) важны не менее, чем сама суть сказанного. Оксана Силантьева советует использовать аудиоматериалы только в случае крайней необходимости. Рекомендуемое программное обеспечение для работы с аудио — Audacity. В ней можно осуществлять запись с микрофона, редактировать записи, склеивать, вырезать, убирать шум, повышать четкость звука, регулировать уровень громкости и т. д. Для публикации аудио в Интернет традиционно используют онлайн-сервис Soundcloud — он позволяет встраивать виджет с аудиозаписью на любой сайт.
Подкаст — звуковой файл, передача, законченный сюжет. Как правило, это выложенный в Интернет фрагмент радийной программы или начитанный текст сообщений.
Аудиоверсия текста — это начитанный диктором текст сообщения.
Аудиоиллюстрация — минимально короткий фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста. Призван иллюстрировать ту часть сообщения, в которой звуковая составляющая несет мысловую или эмоциональную нагрузку. Например, звук мотора автомобиля, крик толпы на митинге, гул огня во время пожара. В формате аудиоиллюстрации может быть подана цитата ньюсмейкера, когда тон и экспрессия, с которой произносились ключевые мысли, играют не меньшую роль, чем слова.
Работа с видео
Видео – лучшее подтверждение достоверности, уникальности происходящего, оно может передать атмосферу события.
Видеоиллюстрация — набирающая популярность разновидность видео в СМИ. Это короткие ролики продолжительностью 3-30 секунд, не имеющие законченного сюжета, имеющие отношение к определенной части текста или мультимедийной статьи. Такой ролик не является самостоятельным законченным объектом и нуждается в контексте. Может выполнять роль иллюстрации к заметке. Сервисы для публикации коротких видео — Youtube, Vimeo, Instagram, Vine и Coub (зацикленные видео).
Видеосюжет — законченное видеосообщение, имеющее свою завязку, кульминацию и развязку. В отличие от телевизионного сюжета, видеосюжет в конвергентном СМИ не должен включать информацию, носящую факультативный характер, в нем следует избегать «говорящих голов» и стендапов. Оптимальная продолжительность видеосюжета для новостного конвергентного СМИ — 60–100 секунд. Видеосюжет может включать другие мультимедийные-элементы (графики, фото, скриншоты и т. д.). В отличие от видеоиллюстраци может существовать вне контекста. Для публикации видеосюжета на сайте подойдут сервисы Vimeo, Youtube, Rutube.
Видеоистория — это жанр, в котором журналист повествует о каком-то событии или ситуации, в которую попадают главные герои. Включает в себя интервью, сюжеты из личной жизни героев, закадровые комментарии, и отличается от видеосюжета продолжительностью (до 10 минут) и документализмом, вниманием к деталям, контрастам. Сервисы для публикации рекомендуем использовать те же, что и для публикации видеосюжета. Для простейшего монтажа (склейка, обрезка) подойдет встроенный редактор видео Youtube. Для более сложного монтажа рекомендуем использовать программы Premiere Pro, Final Cut X.
Видеотрансляция (потоковое видео с места событий) — онлайн-трансляция, которая может стать главной иллюстрацией или дополнительной картинкой в сюжете, либо самостоятельно существовать в специальном разделе. Потоковое видео можно использовать в репортаже с места происшествия, с пресс-конференции, массовых мероприятий для создания эффекта максимального присутствия и синхронизации события и информации о нем. Видеотрансляция может вестись одним журналистом или командой журналистов из разных мест. Также потоковое видео служит сырьем для видеоиллюстраций, видеосюжетов, видеоисторий и пр. Для создания видеотрансляций используются онлайн-сервисы Ustream.tv или Bambuser.com.
Интерактивное видео — это видео, в которое встроены ссылки на другие мультимедийные элементы. В самом простом варианте это появляющиеся в определенный момент «иконки» или микробаннеры, предлагающие перейти на связанное по контексту расширение — видео, фотографии, инфографика, голосование, ссылка. Эти элементы могут открываться как в параллельных окнах, так и в основном окне, прерывая или не прерывая основной поток. Сценарии интерактивности могут быть совершенно разными. Простейшее интерактивное видео можно создавать в редакторе Youtube в разделе «Аннотации». Его функционал позволяет встраивать всплывающий текст, ссылки на другие видео и внешние сайты. Сервис Mozilla Popcorn Maker позволяет создавать на основе видео с Youtube и Vimeo интерактивные видео, дополненные не только текстовыми выносками и гиперссылками, но и картами, фотографиями, информацией из Википедии. С помощью этого инструмента можно сделать интерактивной даже аудиозапись (на основе аудио с Soundcloud).
Мультимедийная публикация
Мультимедийная публикация (мультимедийная статья) — материал, в котором тема раскрыта с помощью различных медийных платформ —текстовых и аудиовизуальных средств, единство которых создает объемную картину события. Мультимедийная статья может принадлежать разным жанрам: интервью, репортаж, очерк, новостное сообщение и т.д.
В 2012 году The New York Times представила свой мультимедийный проект «Snow Fall». Это журналистское расследование посвящено сходу снежной лавины в Каскадных горах США. Читатель может пролететь над высокими австралийскими горами, послушать истории очевидцев, посмотреть слайд-шоу, изучить карту. Этот проект натолкнул других журналистов на мысль о популяризации такой формы подачи информации.
«Сноуфолл» открыл новое видение того как должны выглядеть длинные тексты в Интернете. Этот жанр отличает дробность, высказывания персонажей от первого лица, близость к художественной публицистике. Мультимедийные проекты — один из способов актуализировать повествовательную журналистику (long-form journalism, long reads), уступившую оперативным и коротким жанрам. Интернете уже появляются сервисы, способные предоставить готовый шаблон сайта-«простыни», в который удобно интегрировать любой контент. Это сервисы JUX, Creativist, Shorthand. Тем не менее, мультимедийную публикацию можно подготовить и на базе «родной» технологической платформы сайта СМИ, равномерно и логично вставляя мультимедийные элементы в текст.
Общие правила подготовки мультимедийных статей:
1) Она должна состоять из разных элементов информации;
2) Отображаться на такой технологической платформе, которая делает
просмотр каждого из этих элементов доступным;
3) Собрана таким образом, что каждая мультимедийная составляющая
дополняет и развивает общий рассказ, но невозможность воспроизведения одного из элементов не искажает общий смысл.
В мультимедийной статье основу составляет вербальный текст, который по объему не должен превышать 3000 знаков. Текст в ней играет связующую, стержневую роль, должен быть самодостаточным, так что если пользователю не удастся по каким-то причинам посмотреть ни один из мультимедийных компонентов, общий смысл заметки и ключевые факты все равно будут освещены. Текст должен быть безупречен с точки зрения композиции, языка, точности формулировок. При этом фрагменты текста могут быть подводкой или презентацией к соответсвующим мультимедийным элементам. Чем равномернее удастся разместить на странице мультимедийные элементы, тем активнее их будет использовать пользователь. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не было дублирования элементов.
Правила оформления мультимедийной публикации:
1) Не прятать «самое интересное» в глубину, не проанонсировав
наличие этого элемента;
2) Не предлагать аудитории только один, редакторский путь по статье;
3) Не перегружать пользователя факультативной (вторичной)
Информацией;
4) Видео и аудио не должны размещаться в режиме автостарта;
5) Инфографику большого размера размещать в виде четкой картинки
предпросмотра с возможностью открыть в новом окне;
6) Визуальные элементы сопровождать подписями;
7) Справочная информация – в боксах или в гиперссылках;
8) Некоторые мультимедийные компоненты сами могут являться
ссылкой на другие форматы (фото- на фотоленту);
9) Голосование должно быть предложено или в кульминационной
точке конфликта, или в конце мультимедийной статьи;
10) Викторины, тесты должны быть как можно ближе к потенциальной
точке выхода, для того чтобы задержать пользователя более легким
материалом
Таким образом, любая тема может быть рассказана с помощью мультимедийных средств. Важно понимать, какой инструмент к какому информационному поводу подходит. От этого выбора зависит уместность и обоснованность мультимедиа. Мультимедийные сервисы должны помогать пользователю увидеть историю, а не утяжелять восприятие.
Заключение
Уникальное свойство Интернета передавать информацию с помощью разных медийных платформ и в разных конфигурациях, т. е. конвергентно, является предпосылкой для возникновения новых журналистских жанров, в которых для передачи информации используются разные знаковые системы. Конвергенция— это процесс сближения различных платформ, а мультимедийность -- характеристика продукта, сделанного с использованием разных знаковых систем.
В мультимедийной публикации в разных сочетаниях могут быть использованы несколько медийных платформ — текст, графика, видео, аудио, фотография. Конфигурации этих платформ могут варьироваться от мономедийных, до мультимедийных сочетаний, представленных в цельном журналистском произведении. Выбрать оптимальное сочетание вербальных и невербальных средств представления информации — задача, в первую очередь, журналиста, а также мультимедийного продюсера. Журналист, работающий в мультимедийной редакции должен иметь основную специализацию и быть в ней профессионалом, , уметь работать с визуальной информацией, а главное — учиться новому, пробовать новые инструменты.
Среди положительных сторон использования мультимедиа в редакциях можно выделить: саморазвитие журналистов, выработку навыков мультимедийного мышления, разнообразные, многожанровые публикации, уникальный контент. Минусы: на создание мультимедийной публикации требуется больше времени, чем на создание обычного материала; мультимедийная статья требует четкого планирования; переход к мультимедийности предполагает дополнительные финансовые расходы.
Сегодня использование мультимедиа — не просто мода, а уже необходимость. Это атрибут современного, «продвинутого» онлайнового СМИ. Мультимедийные элементы помогают улучшить воспринимаемость информации.
Список использованной литературы
1) Амзин А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс]. – Москва, 2013. – 136 с. URL: http://alex-alex.ru (дата обращения: 05.05.2014);
2) Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. – 109 с.
3) Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М. Издательство Юрайт, 2014. – 272 с.
4) Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. – 1999. – Вып. 5. – С. 11-14.
5) Гатов В. О критическом отношении к модным тенденция (Журналистика и медиа-конвергенция) // Медиаконвергенция, которая изменила мир? - Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2014.– С. 28
6) Лосева Н. Новые медиа как продукт. Презентация //Всероссийский семинар по мультимедийной журналистике, г. Пермь, 2014.
7) Пуля В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа //Медиаконвергенция, которая изменила мир? - Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2014.– С. 83
8) Силантьева С. Мультимедийная журналистика — это больше, чем «работать на сайте» [Электронный ресурс] // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru, 22 июля 2013. URL: http://silamedia.ru/2013/07/irkutsk-2
9) Интернет-СМИ. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 14-22.