Миниспецификации процессов
ВВЕДЕНИЕ
Рост популярности языка SQL является одной из самых важных тенденций в современной компьютерной промышленности.
Современные базы данных, несмотря на огромный объем хранящейся в них информации, обеспечивают высокую скорость поиска необходимой информации.
Данная курсовая работа по предмету Информационное обеспечение систем управления на тему «Разработка информационной системы с базой данных» выполнена с помощью пакета Microsoft Access. Эта среда является инструментом, предназначенным для обработки и чтения данных, содержащихся в компьютерной базе данных. СУБД предоставляет пользователю много возможностей, а именно:
· Организация данных. Возможность изменять структуру представления данных, а также устанавливать отношения между элементами БД.
· Чтение данных. Возможность читать из базы данных содержащиеся в ней данные и пользоваться ими.
· Обработка данных. Возможность изменять базу данных, т.е. добавлять в нее новые данные, а также удалять или обновлять уже имеющиеся в ней данные.
· Целостность данных. Обеспечение целостности БД, защищая ее от разрушения из-за несогласованных изменений или отказа системы.
1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Средства разработки программного обеспечения
Программное обеспечение разрабатывалось в среде SQL Server Management Studio Express. Это одна из наиболее популярных программ среди систем управления базами данных. Это связано с тем, что при создании новых версий Microsoft сохраняет совместимость с предыдущими версиями. Поэтому созданные приложения можно будет использовать и в дальнейшем.
В SQL Server реализованы все атрибуты реляционных систем управления базами данных. В базе данных поддерживается целостность данных с помощью первичных ключей и связей между таблицами. Для обработки событий добавления, удаления или изменения записей таблиц средствами самой базы данных можно использовать триггеры и хранимые процедуры. Интерфейс создавался в приложении Microsoft Access 2007.
При анализе предметной области, для построения диаграмм потоков данных использовалась инструментальная среда BPWin 4.0.Для построения логической модели базы данных использовалась инструментальная среда и ERWin Proccess Modeler 7.2.
Для выполнения задачи использовался структурный подход, который включает в себя диаграмму потоков данных, диаграмму «сущность-связь», диаграмма переходов состояния и словарь терминов.
Анализ предметной области
Разрабатываемая информационная система предназначена для контроля частоты звоков клиентов предприятия сотовой связи.
На функционирование системы оказывают влияние внешние сущности. В качестве внешних сущностей выступают клиенты, звонки и руководство предприятия.
Построенная база данных приложения должна позволять решать следующие задачи:
1. Выдавать упорядоченные списки клиентов.
2. Осуществлять поиск клиентов по номеру и фамилии.
3. Выполнять расчет состояния счета клиента.
4.Формировать отчет в целом по компании за запрашиваемый интервал времени.
Выполним идентификацию основных видов информации, циркулирующих между системой и внешними объектами. Для этой цели составим список событий в виде матрицы ELM (таблица 1).
Таблица 1.
Матрица списка событий
№ | Описание события | Реакция |
Новый клиент предоставляет свои данные | Персонал создает личную карточку клиента | |
Клиент вносит аванс | Персонал открывает счет для клиента | |
Клиент осуществляет звонок | Коммутатор фиксирует звонок, предприятие предоставляет услугу связи или отказывает в услуге | |
Клиент совершает оплату | Со счета клиента снимается счумма,равная стоимости звонка | |
Руководство запрашивает отчеты | Формирование отчетов |
На основе приведенной таблицы можно провести классификацию множества требований, предъявляемых к ИС, а затем организовать их в основные функциональные группы – процессы.
Основные функции ИС – это оказание услуг связи клиентам, предоставление возможности выбора тарифов,корректировки счета клиента и подготовки отчетов для руководства.
Диаграммы потоков данных
Диаграммы потоков данных – графическое средство для изображения информационного потока и преобразований, которым подвергаются данные. Система представляется в виде иерархии диаграмм потоков данных, описывающих асинхронный процесс преобразования информации с момента ввода в систему до выдачи пользователю. На каждом следующем уровне иерархии происходит уточнение процессов, пока очередной процесс не будет признан элементарным.
В основе модели лежат понятия внешней сущности, процесса, хранилища (накопителя) данных и потока данных.
Внешняя сущность – материальный объект или физическое лицо, выступающие в качестве источников или приемников информации (в данной работе ими являются цеха, покупатели и руководство). Поток данных – процесс передачи некоторой информации от источника к приемнику (событие формирует входной поток, реакция – выходной поток.). Т.е. диаграмма иллюстрирует, как потоки данных от внешних сущностей трансформируются соответствующими процессами (или подсистемами), сохраняются накопителями данных и передаются другим внешним сущностям – приемникам информации.
Построение диаграмм потоков данных выполняется в два этапа:
1 этап - Построение контекстной диаграммы, которая определяет наиболее общий вид системы. На такой диаграмме показывают, как разрабатываемая система будет взаимодействовать с приемниками и источниками информации. Контекстные диаграммы бывают двух уровней - верхнего и нулевого.
2 этап – детализация процессов, присутствующих на контекстной диаграмме нулевого уровня.
Для завершения анализа функционального аспекта поведения системы построим диаграммы потоков данных в соответствии с методологией DFD. Данный документ содержит контекстную диаграмму и диаграммы, детализирующие процессы, описывающие работы по учету филиалов и их зданий.
Контекстная диаграмма верхнего уровня сопровождается описанием цели разработки и указанием, с какой точки зрения составлен данный документ.
Цель: Определить функции учета, входную и выходную информации, необходимые для паспортизации, подготовки отчётов о работе для руководства.
Точка зрения: документ написан с позиции сотрудника салона сотовой связи. Начальная контекстная диаграмма изображена на рисунке 1.
Рис. 1. Начальная контекстная диаграмма
Построение диаграммы проводится в нотации Гейна-Сарсона. На контекстной диаграмме цифрами 1, 2,3 обозначены внешние сущности (объекты), оказывающие влияние на функционирование учет. В качестве внешних сущностей выступают звонки,клиент,руководство предприятия.
Для завершения анализа функционального аспекта поведения системы строится полная контекстная диаграмма, включающая диаграмму нулевого уровня(Рис.2). При этом процесс «осуществление звонка» декомпозируется на 2 процесса, отражающие основные операции при обслуживании звонка(Рис 2.1); процесс «оформление нового клиента» также декомпозируется на 2 процесса, отражающие основные операции при регистрации нового клиента(Рис 2.2) .
Рис.2 Полная контекстная диаграмма системы (или Диаграмма нулевого уровня)
Рис 2.1 Декомпозиция процесса «Оформление нового клиента»
Рис 2.2 Декомпозиция процесса «Осуществление звонка».
При построении модели предметной области составляется словарь терминов, который представляет собой определение основных понятий предметной области. Он предназначен для повышения степени понимания предметной области и исключения риска возникновения разногласий при обсуждении моделей между заказчиками и разработчиками. Обычно описание термина в словаре выполняют по следующей схеме, как представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Словарь терминов
Термин | Значение |
Данные по тарифам | Информация об имеющихся тарифах, их названия,условия. |
Клиент | Лицо, поолъзующееся услугами салона сотовой связи |
Дилерский договор | Договор,по которому предприятие обязуется получать услуги связи у той или иной фирмы сотовой связи. |
Руководство | Лица, которые осуществлют контроль работы предприятия, заключают договоры с фирмами сотовой связи и запрашивают отчеты. |
Словарь данных
Словарь данных служит для контроля над декомпозицией составных потоков данных. Используем для описания информационных объектов диаграммы структур данных (DSD – Data Structure Diagrams).
Рис. 3. Диаграммы структур данных (DSD)
Миниспецификации процессов
Миниспецификация является конечной вершиной иерархии DFD. Выполним описание спецификаций с использованием псевдокода.
Спецификация процесса А1.
@ВХОД = <ДАННЫЕ ПО ТАРИФАМ>
@ВЫХОД = <УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ ТАРИФА>
ВЫПОЛНИТЬ Занеси данные тарифа
КОНЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А1
Спецификация процесса А2.
@ВХОД = <ДАННЫЕ КЛИЕНТА>
@ВХОД = <АВАНС>
@ВЫХОД = <ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА>
@ВЫХОД = <НОВЫЙ СЧЕТ
ВЫПОЛНИТЬ
Установку суммы на счете клиента,
Завести личную карточку клиента
КОНЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А2
Спецификация процесса А2.1.
@СПЕЦПРОЦ А2.1 ВЫПОЛНИТЬ РЕГИСТРАЦИЮ КЛИЕНТА
@ВХОД = <НОМЕР СЧЕТА>
@ВХОД = <ФИО КЛИЕНТА>
@ВХОД = <АДРЕС КЛИЕНТА>
@ВХОД = <ТЕЛЕФОН КЛИЕНТА>
@ВХОД = <АВАНС>
@ВЫХОД = <НОВЫЙ СЧЕТ>
ВЫПОЛНИТЬ В соответствии с данными КЛИЕНТА зарегистрировать в базе данных КЛИЕНТА и оформить личную карточку
КОНЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А2.1
Спецификация процесса А3.
@ВХОД = <ЗВОНОК>
@ВХОД = <ФАКТТ ОФОРМЛЕННОСТИ КЛИЕНТА>
@ВХОД = <ФАКТ НАЛИЧИЯ АВАНСА>
@ВЫХОД = <УСЛУГА СВЯЗИ/ОТКАЗ В УСЛУГЕ СВЯЗИ>
@ВЫХОД = <УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ ЗВОНКА>
@ВЫХОД = <ИНФОРМАЦИЯ О ЗВОНКЕ>
ВЫПОЛНИТЬ Фиксацию звонка
КОНЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А3
@СПЕЦПРОЦ А3.1 ВЫПОЛНИТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗВОНКА
ВЫПОЛНИТЬ
@ВХОД = <ЗВОНОК>
@ВХОД = <ФАКТ НАЛИЧИЯ АВАНСА>
@ВХОД = <ФАКТ ОФОРМЛЕННОСТИ КЛИЕНТА>
@ВЫХОД = <СЛУГА СВЯЗИ/ОТКАЗ В УСЛУГЕ СВЯЗИ>
ВЫПОЛНИТЬ
Занести учетную запись звонка
КОННЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А3.1
Спецификация процесса А4:
@ВХОД = < ИНФОРМАЦИЯ О ЗВОНКЕ>
@ВЫХОД = <СТОИМОСТЬ МИНУТЫ ЗВОНКА >
ВЫПОЛНИТЬ
Рассчитать стоимостьминуты звонка
Занести данные о тарифе
КОНЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССАА4
Спецификация процесса А5:
@ВХОД = < СТОИМОСТЬ МИНУТЫ ЗВОНКА >
@ВЫХОД = < СТОИМОСТЬ ЗВОНКА >
ВЫПОЛНИТЬ
Расчет стоимости звонка
КОНЕЦ ВЫПОЛНИТЬ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А5
Спецификация процесса А6:
@ВХОД = <СТОИМОСТЬ ЗВОНКА>
@ВХОД = <ОПЛАТА>
@ВЫХОД = <СОВЕРШЕНИЕ ОПЛАТЫ>
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А6
Спецификация процесса А6:
@ВХОД <ЗАПРОС ОТЧЕТА ОТ РУКОВОДСТВА>
@ВХОД <ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ВСЕЙ БД>
@ВЫХОД = <ОТЧЕТЫ>
ВЫПОЛНИТЬ
Подготовка отчета по компании
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА А6
Выходная информация
Рассматривая диаграммы потоков данных, выделим выходную информацию для каждого процесса. На основе используемых в организации документов, должностных инструкций, описания производственных операций определим реквизиты всех данных. Перечень выходных данных и их реквизитов по всем процессам представляется в таблице 3.
Таблица 3.
Перечень выходных данных
Идентификатор потока данных | Наименование реквизита |
Ввод нового тарифа, редактирование, удаление | Учетная запись тарифа |
Оформление нового клиента | Личная карточка |
Новый счет | |
Осуществление звонка | Услуга связи/ отказ в услуге |
Учетная запись звонка | |
Определение тарифа | Стоимость минуты звонка |
Расчет стоимости | Данные о тарифах |
Подготовка отчетов | Отчет |
Входная информация
Рассматривая диаграммы потоков данных, также необходимо выделить входную информацию для каждого процесса и определить реквизиты. Вся входная информация представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Перечень входных данных
Идентификатор потока данных | Наименование реквизита |
Ввод нового тарифа,редактирование,удаление тарифа | Код тарифа |
Название тарифа | |
Стоимость 1 минуты | |
Код фирмы | |
Состоянрие счета | |
Код выбранного тарифа | |
Код фирмы | |
Осуществление звонка | Звонок |
Факт наличия аванса | |
Факт оформленности клиента | |
Определение тарифа | Номер типа звонка |
Номер счета | |
Код тарифа | |
Код фирмы | |
Время звонка | |
Дата звонка | |
Номер контролирующей компании | |
Расчет стоимости | Стоимость минуты звонка |
Совершение оплаты | Стоимость звонка |
Подготовка отчетов | Отчет |
Основное назначение программы – хранение, выдача и обновление автоматизированной ИС «БД Сотовая связь». А именно: регистрация клиентов, вывод информации о предоставляемых тарифных планах, поиск информации о клиентах, обслуживание клиентской базы(пополнение счета, расчет стоимости звонков), формирование отчета о компании в целом за запрашиваемый интервал времени.
Конечными пользователями системы являются администраторы компании.
Предоставляемые возможности пользователю системы:
Регистрация клиентов, возможность редактирования и добавления данных, просмотр отчетов по базе.
Система должна поддерживать следующие основные функции:
1. В приложении имеется справочник «Тарифы», где описаны все имеющиеся тарифы с установленными за услуги ценами.
2. Регистрации новых клиентов. Данная функция обеспечивает редактирование, добавление информации.
3. База данных позволяет решать следующие задачи, связанные с запросами пользователя системы:
· вывод упорядоченных списков клиентов
· поиск клиентов по номеру и фамилии
· расчет состояния счета клиента
· формирование отчета в целом по компании за запрашиваемый промежуток времени