Примеры составления тестовых заданий с разбором типичных ошибок
Приложение 3
Формы тестовых заданий (с вариантами представления ответов)
И требования по их составлению
Тестовые задания могут быть четырех типов:
1. Закрытое тестовое задание
2. Открытое тестовое задание
3. Тестовое задание на установление соответствия
4. Тестовое задание на установление правильной последовательности
1.ЗАКРЫТОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ– это задание на выбор правильного ответа (одного или нескольких) из предложенных вариантов. Задание формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из вариантов ответа.
· Задание формулируется предельно кратко (не более 250 символов, т.е. примерно четырех строк экранного текста). Каждый ответ в тестовом задании открытого типа должен содержать не более двух-трех строк экранного текста. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины.
Закрытое тестовое задание с одним вариантом ответа:
Фиксированная дань была установлена при …
а) князе Олеге
б) князе Игоре
В) княгине Ольге
г) князе Владимире
Закрытое тестовое задание с несколькими вариантами ответа:
Угроза русским землям в XIII в. исходила от …
а) Византии
б) Хазарии
В) немецких рыцарей
Г) шведских рыцарей
· Из текста задания необходимо исключать все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.
· Тестовые задания закрытой формы должны содержать 3–10 (оптимально 4–6) вариантов ответов на каждый вопрос, в т.ч. минимум один правильный и минимум один ошибочный.
· Правильные варианты ответов на задания составитель теста должен выделить жирным шрифтом.
· Среди предложенных вариантов ответа может быть как один, так и несколько верных. Отсутствие верного ответа, как и отсутствие ошибочного – недопустимо.
· В ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.
· Тестовое задание не должно содержать повторов, двойных отрицаний и сленга, а также глаголов повелительного наклонения («выберите», «вычислите», «укажите» и т.д.).
· «… не …» (отрицательная форма) заменяется на «Неверно, что …» (утвердительная форма):
Неверно, что первой женщиной-космонавтом была …
а) В. Терешкова
Б) Е. Кондакова
В) С. Савицкая
Г) С. Райд
· Не допускается использование вариантов ответа: «все выше перечисленное верно» «верны варианты а), б) и в)», «все ответы верные» и «нет правильного ответа», так как подобные словосочетания невозможно подставить в текст задания.
· Нельзя начинать тестовое задание фразой типа «Из перечисленного ниже …», так как в этом случае невозможно с помощью подстановки ответа превратить текст задания в законченное утверждение.
· При составлении тестовых заданий не рекомендуется использовать слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше» и т. д.
· При составлении тестовых заданий следует избегать вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.
· Неправильные ответы должны быть умело подобраны, не должно быть очевидности их ошибочности (как ответ (В) «луна-парками»):
Территории, наиболее важные для сохранения разнообразия живой природы, называются …
А) экорегионами
б) экологическими парками
в) луна-парками
г) заповедниками
· Варианты ответов должны быть рядоположенными (не такими, как ответ (Г)):
Первый антимонопольный закон был принят в …
А) США
Б) России
В) Англии
Г) прошлом веке
· Необходимо, чтобы варианты ответов принципиально отличались друг от друга, а не были одинаковыми по сути, но изложенными другими словами.
2. ОТКРЫТОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ – это задание на дополнение предложенного текста пропущенным словом или словосочетанием. Составитель должен указать к данному заданию один короткий правильный ответ (слово или число) или конечное множество эталонных ответов, если возможно различное написание.
Ответ: 20 век; 20 в., XX век, XX в., двадцатый век
· Дополнение в тексте может быть только одно, его место обозначается тмноготочием {…}. Ответом является ключевой элемент содержания задания, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.
Открытое тестовое задание:
Даровой принудительный труд зависимого крестьянства, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала, – это …
Ответ: барщина
· Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией. В тексте задания не должно быть повторов и двойного отрицания.
3. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ – это задание на определение связей между элементами, входящими в разные множества.
· Соответствие между элементами множеств должно быть однозначным, одному элементу первого множества должен соответствовать один элемент второго множества. Первое множество должно включать не менее 2 элементов, второе множество по количеству элементов должно быть больше (но не более чем в 2 раза) или равно первому множеству.
· Множества должны иметь разные нумерации: первое множество – арабскими цифрами со скобками, второе – русскими строчными буквами со скобками. Ответ оформляется жирным шрифтом в виде указания порядкового номера элемента первого множества вместе с порядковым номером соответствующего элемента второго множества.
Тестовое задание на установление соответствия:
Установите соответствие между именами политических лидеров страны и идеями, концепциями и программами этого периода:
1) Н.С. Хрущев
2) Л.И. Брежнев
3) Ю.В. Андропов
4) М.С. Горбачев
а) концепция развитого социализма
б) программа строительства коммунизма
в) концепция перестройки
г) концепция преодоления некоторых деформаций социализма путем укрепления дисциплины и порядка
д) концепция капитализма с человеческим лицом
е) концепция информационного общества
Ответ: 1б, 2а, 3г, 4в.
4. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ НА УПОРЯДОЧИВАНИЕ– это задание на систематизацию предложенных элементов по какому-либо принципу (в основном, хронологическому).
· В тексте задания должен быть четко и кратко сформулирован критерий упорядочения элементов.
· Последовательность устанавливаемых объектов должна быть однозначной, не рекомендуется составлять последовательность, требующую повторения одного из объектов.
· Ответ оформляется жирным шрифтом в виде перечисления порядковых номеров элементов задания в нужной последовательности.
Тестовое задание на упорядочивание:
Московские государи правили в следующей последовательности:
1) Иван IV
2) Дмитрий Донской
3) Иван III
4) Иван Калита
5) Василий III
Ответ: 4, 2, 3, 5, 1.
ПРАВИЛА ДОРАБОТКИ ТЕСТОВ.
В том случае, если Вы получили информацию о необходимости доработки какого-либо теста, необходимо следовать следующим правилам. Если Вы не получали тест на доработку от тестолога, необходимо запросить его конечный вариант в отделе контента. При получении теста, проверенного тестологом, необходимо проверить отредактированные элементы (набраны синим шрифтом) и, если смысл задания не искажен редактурой, снять выделение цветом и маркером с текста (это будет означать, что Вы согласны с редактурой). Задания, выделенные красным маркером, необходимо переделать, приведя их в соответствие с требованиями к составлению тестовых заданий, или удалить. Все замечания по необходимой переработке заданий приведены в фигурных скобках в конце «проблемных» заданий, а также выделены красным маркером. Внимание! Изменения необходимо вносить именно в присланный тестологом файл.
Приложение 1.
Правила оформления тестовых заданий
· Все задания оформляются обычным шрифтом (не курсивом, не жирным). Жирным шрифтом обозначаются правильные варианты ответов.
· Место для вставки ответа обозначается многоточием {…}
· Тестовое задание начинается с заглавной буквы, ответы – со строчной (кроме имен собственных, географических и административных названий, астрономических наименований и пр.)
Исключение: когда тестовое задание начинается с многоточия {…} для вставки ответа, тогда все ответы следует писать с заглавной буквы.
· При оформлении тестового задания закрытого типа в конце высказывания не ставятся точка, двоеточие или знак вопроса, допускаются только многоточие или отсутствие знаков препинания.
Угроза русским землям в XIII веке исходила от …
Угроза русским землям в … веке исходила от немецких и шведских рыцарей
· После вариантов ответа знаки препинания (запятые, точки с запятой, точки) не ставятся.
· В тестах для самопроверки должна быть сквозная нумерация заданий – от начала до конца теста (а не внутри каждой темы).
Тема 1.
1. ……
А)
б)
в)
2. ……
а)
Б)
в)
3. ……
а)
Б)
в)
Тема 2.
4. ……
А)
б)
в)
· В заданиях на установление соответствия множества должны иметь разные нумерации: первое множество нумеруется арабскими цифрами со скобками: 1) 2), второе – русскими строчными буквами со скобками: а) б).
· Задания нумеруются только с помощью автонумерации Word (не вручную).
· Ответы закрытого тестового задания нумеруются (вручную, без использования автонумерации Word), строчными русскими буквами со скобкой, в столбик (каждый ответ с красной строки):
а) …
б) …
в) …
· Ответ (ответы) открытого тестового задания приводится с красной строки, жирным шрифтом, в конце ставится точка:
Ответ: двенадцать, 12.
· Ответ тестового задания на установление соответствия оформляется жирным шрифтом в виде указания порядкового номера элемента первого множества вместе с порядковым номером соответствующего элемента второго множества. Ответ приводится в одну строку, с красной строки, жирным шрифтом, в конце ставится точка.
Ответ: 1 – а, б. 2 – в, г.
· Ответ тестового задания на упорядочивание приводится в одну строку, с красной строки, жирным шрифтом, в конце ставится точка.
Ответ: 4, 2, 3, 5, 1.
· Тестовые задания и варианты ответов не следует оформлять в форме таблиц.
· В рамках одного теста не должно быть повторов. Если текст Задания 2 идентичен тексту Задания 1, а варианты ответов Задания 2 более чем на 50 % совпадают с ответами Задания 1, то Задание 2 считается повтором и должно быть изменено.
Приложение 2.
Виды тестов, используемых в учебном процессе МФПУ «Синергия»
Виды тестов | Описание |
Тест (в контексте данного документа) понимается как совокупность тестовых заданий, соответствующих Требованиям к составлению тестовых заданий Положения об учебно-методических комплексах. В приведенной ниже информации указано минимальное количество тестовых заданий. Максимальное количество не регламентировано. Выделение верных вариантов ответа жирным шрифтом обязательно. | |
Тест промежуточной аттестации (ПА) | Разделен на 2 части: Часть А, Часть Б. Тестовых заданий: Часть А - 30 (базис на оценку 3), Часть Б - 15 (на оценку 4). Доп. требования: В Части А задания только закрытой формы с одним вариантом ответа. Используется для проведения ЭЛАЗов в компьютерных классах Университета. |
Контрольный тест к учебным материалам | Деления на части нет. Тестовых заданий: 30 Разрабатывается по предоставляемым учебным материалам (пока не разработан Интернет-курс или handbook). При соблюдении этого условия в качестве контрольного теста может быть использован тест ПА. |
Тесты для самопроверки СПО | К каждой теме учебного пособия по 5 тестовых заданий. |
Контрольный тест СПО | Деления на части нет. Тестовых заданий: 30. Доп. требования: Должен соответствовать учебным материалам для программы СПО. |
Тесты для самопроверки в структуре интернет-курса | К каждой теме интернет-курса по 10 тестовых заданий. |
Контрольный тест интернет-курса | Деления на части нет. Тестовых заданий: 50. Доп. требования: может быть составлен из тестов для самопроверки с добавлением 20% новых заданий. При создании может быть использован тест ПА, при условии, что информация для ответа на задания прямо или косвенно присутствует в интернет-курсе, и добавлении к тесту 5-10 заданий на оценку 5. |
Тесты для самопроверки в структуре handbook | К каждой теме handbook по 5 тестовых заданий. |
Контрольный тест handbook | Деления на части нет. Тестовых заданий: 30. Доп. требования: может быть составлен из тестов для самопроверки с добавлением 20% новых заданий. Является частью ЗИМа, задания итогового мероприятия. За выполнение теста предусматривается начисление 50 баллов, оставшиеся 50 баллов обучающиеся могут получить за выполнение другой часть ЗИМа – комплексного практического задания. Используется в основном для дистанционного обучения. |
Приложение 3.
Примеры составления тестовых заданий с разбором типичных ошибок
Ошибочный пример тестового задания | ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ тестовых заданий | Правильный пример тестового задания |
В XIII в. русские земли подверглись угрозе; эта угроза исходила от … а) Византии б) Хазарии в) немецких рыцарей г) шведских рыцарей | Тестовое задание должно представлять собой одну законченную мысль и содержать не более 250 символов (четырех строк экранного текста) | Угроза русским землям в XIII в. исходила от … а) Византии б) Хазарии в) немецких рыцарей г) шведских рыцарей |
Как назывался даровой принудительный труд зависимого крестьянства, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала? Ответ: барщина | Задание должно быть представлено в форме высказывания (недопустимо формулировать задание в виде вопроса, задачи, загадки и т.д.) | Даровой принудительный труд зависимого крестьянства, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала, – это … Ответ: барщина |
К социально-культурным факторам, оказывающим непосредственное влияние на покупательское поведение, безусловно, не могут не относиться следующие факторы: | Формулировка задания должна быть четкой, ясной и однозначной, не содержать повторов и двойных отрицаний | Социально-культурные факторы, оказывающие непосредственное влияние на покупательское поведение, – это … |
Назовите правителя, при котором была установлена фиксированная дань. a) князь Олег б) князь Игорь в) княгиня Ольга г) князь Владимир | Задание должно быть представлено в виде предложения утвердительного, а не повелительного наклонения (правило относится к открытым и закрытым тестовым заданиям) | Фиксированная дань была установлена при … а) князе Олеге б) князе Игоре в) княгине Ольге г) князе Владимире |
Ошибочный пример тестового задания | ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ тестовых заданий | Правильный пример тестового задания |
Государства Западной Европы в период классического средневековья существовали в форме … монархии а) раннефеодальная б) абсолютная в) конституционная г) сословно-представительная | Формулировки задания и ответов должны быть грамматически согласованы | Государства Западной Европы в период классического средневековья существовали в форме … монархии а) раннефеодальной б) абсолютной в) конституционной г) сословно-представительной |
Фирма – это … а) организационная форма легализации бизнеса б) объект делового администрирования в) рабочее место профессионального предпринимателя г) все вышеперечисленное | Каждое задание должно иметь хотя бы один правильный ответ и хотя бы один неправильный, поэтому запрещены ответы: «Все вышеперечисленное» и «Ничего из вышеперечисленного». (правило относится к закрытым тестовым заданиям) | Фирма – это … а) организационная форма легализации бизнеса б) объект делового администрирования в) диверсифицированный бизнес г) рабочее место профессионального предпринимателя д) символ богатства |
Первой женщиной-космонавтом была … а) В. Терешкова б) Ю. Гагарин в) А. Волков г) С. Райд | Формулировки задания и ответов не должны содержать «подсказок», чтобы не влиять на выбор ответа | Первой женщиной-космонавтом была … а) В. Терешкова б) Е. Кондакова в) С. Савицкая г) С. Райд |
ЛФ, оказывающие неслабое влияние на покупательское поведение, – это … | Формулировки задания и ответов могут содержать только общепринятые аббревиатуры и не должны содержать сленга | Личностные факторы, оказывающие непосредственное влияние на покупательское поведение, – это … |