Каков характер отношений обстоятельств при синергетическом эффекте?
Каждое обстоятельство имеет свои количественные и качественные характеристики: объем, вес, производительность; цену, технический или профессиональный уровень, впечатление, производимое на других участников организационных отношений. В реальной деятельности компании важен потенциал не отдельного обстоятельства, а их совокупности. При этом возможны три варианта результатов их совместного использования:
• обстоятельства в основном совместимы друг с другом, и их общий потенциал будет равен (или немного меньше или немного больше) сумме потенциалов всех составляющих обстоятельств;
• обстоятельства хорошо подобраны или мешают деятельности друг друга, и их общий потенциал будет на 50—60% больше или меньше суммы потенциалов всех участвующих в деятельности компании обстоятельств — эффект эмерджентности;
• используемые обстоятельства существенно усиливают или ослабляют потенциал друг друга в два раза и более. Общий потенциал обстоятельств будет либо существенно больше, либо существенно меньше суммы потенциалов составляющих деятельность обстоятельств — эффект синергии.
Таким образом, различные сочетания обстоятельств могут создать большой диапазон возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.
Низкий потенциал может возникнуть при несоответствии спроса и предложения, приобретении организацией набора некомплектного оборудования; слабом профессиональном уровне персонала, работающего на новом оборудовании; приеме на работу несовместимого с коллективом работника. Высокий потенциал может возникнуть при приобретении организацией оборудования, адекватного квалификации персонала; повышении квалификации персонала; выполнении работы по доведению целей организации до подавляющего большинства работников. Даже одно новое обстоятельство вдобавок к уже имеющимся может вызвать эффект синергии. Так, присутствие высокопоставленного государственного чиновника или олигарха на юбилее небольшой компании может вызвать необыкновенный прилив сил у работников и последующее повышение производительности труда.
Повышение общего потенциала компании эквивалентно формальному приобретению новых положительных обстоятельств (рис. 105.1а и б).
А понижение общего потенциала— к фактическому выходу положительных обстоятельств или приобретению отрицательных обстоятельств.
На рис. 105.16 третье обстоятельство во взаимодействии с первым и вторым вызвало эффект положительной синергии.
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор, при котором бы обстоятельства оптимально взаимодействовали между собой, создавая эффект положительной синергии для подготовки и реализации управленческих решений.
На практике эффект положительной эмерджентности и синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким наличием у руководителя высочайшего управленческого профессионализма и длительного периода везения (удачи).
Оценка синергетического эффекта может осуществляться косвенно как оценка части экономической, социальной, организационной, технологической, экологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического
эффекта только разрабатываются, проводятся накопления статистических данных о ее влиянии, формируются простейшие признаки ее достижения. В качестве такого набора приводим несколько типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:
• кратковременное стечение благоприятных обстоятельств личного и производственного характера;
• дружеские и деловые отношения с наиболее влиятельными компаниями или лицами;
• участие в национальных и международных конференциях, выставках, переговорах;
• длительная и прибыльная работа компании;
• использование в деятельности компании добровольных денежных и имущественных средств работников;
• доверительные отношения между персоналом;
• снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;
• активизация рационализации и изобретательства;
• усиление интереса работников к повышению профессионального образования;
• активное приобретение акций своей и других компаний;
• формирование организационной культуры компании, отрасли, региона;
• усиление технологической и организационной дисциплины;
• усиление лояльности к руководству всех уровней;
• сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;
• усиление устойчивости организации к внешним возмущающим воздействиям;
• проведение благотворительной деятельности и меценатства,
• выпуск продукции, имеющей устойчивый спрос;
• формирование благоприятного социально-психологического климата в компании (компания должна быть улыбчивая).
Приведенные обстоятельства могут наблюдаться, а могут и формироваться.
Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные обстоятельства и формировать недостающие.