Это делать какая-то другая независимая организация? И если это так, то должна ли такая независимая организация иметь какую-то специальную лицензию или что-то такое?
Ответ: Я твердо верю в то, что все отчеты, в Том числе и социальные отчеты компании, должны верифицироваться и аудироваться независимой третьей стороной. И задача этой третьей стороны, которая верифицирует и аудирует отчет, заключается в том, чтобы компания в своих социальных отчетах отражала те области, которые действительно являются важными, и представляла в своих отчетах существенную материальную информацию, которая действительно актуальна. Стандарт верификации АА 1000 требует, чтобы верификация социальной отчетности проводилась независимой третьей стороной, чтобы эта третья сторона никоим образом не была связана с компанией.
Вопросы, о которых мы сейчас говорим, являются достаточно сложными, и поэтому очень важно, чтобы верифицирующая сторона, т.е. компания, которая проверяет отчет, была компетентной и чтобы она для своих сотрудников предоставляла возможности обучения и развития именно в области верификации отчетов.
Могу привести вам пример. В 1998 г. компания «Монсанта» подготовила и опубликовала отчет, который не прошел верификацию внешним аудитором, внешней компанией-верификатором. В этом отчете компания представила ряд сведений и не представила информацию о генетически измененных продуктах. И я считаю, что это означает, что информация, которая представлена в отчете, не может вызывать доверия, не является достоверной до конца. Это не единственный пример, я могу привести множество других.
Что касается необходимости сертификации, безусловно, со временем компании, которые занимаются верификацией и аудитом отчетов, должны будут получать соответствующие сертификат и лицензию. Просто сейчас мы находимся на самом раннем этапе развития этой области.
Вопрос, компания «Кузнецов и партнеры»: Каким образом расширяющаяся деятельность компаний в области социальной ответственности влияет на развитие консалтингового рынка? Готовят ли социальные отчеты компании самостоятельно, с помощью собственных специалистов или привлекают для этого специализированные агентства? Если привлекают агентства, то какие — PR-агентства или консалтинговые агентства более широкого профиля, или развивается рынок агентств, специализирующихся на консалтинге именно в области социальной отчетности?
Ответ: Очень интересный вопрос, спасибо большое. За последние несколько лет, действительно, очень много консалтинговых компаний появилось в связи с тем, что компании стали активно работать в области социальной отчетности. Я думаю, что работа должна вестись по обоим направлениям, компании должны, с одной стороны, готовить внутренние ресурсы и внутренних специалистов, которые могли бы готовить от-
РТ
четы в области корпоративной социальной ответственности и должны внедрять в повседневную практику те принципы, о которых говорилось. Но, с другой стороны, безусловно, будут развиваться консалтинговые агентства и будет появляться все больше компаний, которые будут заниматься верификацией и аудитом отчетности компании.
Я твердо убежден в том, что социальные отчеты готовятся не только для того, чтобы информировать общество, общественность о компаниях и о проделанной работе, но и для того, чтобы совершенствовать свою деятельность, чтобы компании могли постоянно развиваться и улучшать результативность своей деятельности.
Вопрос, Российская академия бизнеса и предпринимательства: Вопросы социальной ответственности и социальной отчетности стали ответом на вызов развитых плотных рынков с очень жесткой конкуренцией. Крупные компании ответили на этот вызов. Мы находимся в другом рынке. Это пока еще достаточно свободный рынок, с громадными возможностями дальнейшего развития и очень слабыми традициями законопослушания. Нужно ли на таком рынке жесткое государственное вмешательство и будет ли это благом? Или Вы являетесь сторонником того, чтобы бизнес-сообщество само регулировало эти вопросы?
Ответ: Ответ очень простой. С одной стороны, государство должно регулировать деятельность тех или иных компаний, тех или иных отраслей. С другой стороны, оно не должно слишком сильно вмешиваться в работу компаний, и компании сами должны разрабатывать высокие стандарты работы и практики и обеспечивать соответствие этим стандартам, которые они сами для себя установили. Сейчас тенденция такова, что, если компания хочет работать в Северной Америке, в странах ЕС, в Европе, она должна действительно работать в соответствии с самыми жесткими международными стандартами. Это повсеместная практика, и она получает все большее и большее распространение в мире.
Последний момент, о котором хотел бы сказать. Люди предпочитают работать в хороших компаниях. Наверное, мечта любого человека — работать в компании, которая имеет систему ценностей, схожую с системой ценностей самого человека. Поэтому, безусловно, компании должны разрабатывать соответствующую систему ценностей и устанавливать высокие стандарты корпоративного поведения.
Часть 2
ОПЕРАТИВНЫЕДОКУМЕНТЫ