Приоритеты и задачи обучения
При инциденте в замкнутом пространстве первейшей задачей является обеспечение доступа воздуха к пострадавшим. Второй задачей является оказание первой помощи, перемещение пострадавших во время падения может быть отложена во избежание нанесения дальнейшего ущерба здоровью, но только если нет опасности для жизни.
Тренировки на борту судна должны обеспечить понимание того, что в случае инцидента в закрытом помещении ничто не станет причиной увеличения количества пострадавших.
В ситуации с многочисленными пострадавшими команде судна может оказаться не под силу решить её своими силами. Поэтому только минимально необходимое количество людей должно быть послано на место происшествия.
При отсутствии должной подготовки инстинктивной реакцией будет попытка спасти пострадавшего в закрытом помещении самостоятельно без дыхательного аппарата.
Возможны человеческие жертвы в следующих ситуациях:
· При снятии маски для того, чтобы поделиться воздухом с пострадавшим. Недопустимо снимать маску в опасной атмосфере
· При задержке дыхания для быстрого рывка в попытке спасти кого-нибудь. Недопустим вход в зону с опасной атмосферой без дыхательного аппарата
· При задержке дыхания для совершения последнего усилия при кончающемся запасе воздуха. Следует оставить необходимый запас воздуха для того, чтобы выйти наружу и пополнить его запас. Следует помнить, что подъём по лестнице требует больших затрат воздуха, чем спуск
· При включении в дыхательный аппарат без его проверки и несоблюдении необходимых процедур.
· Любой человек с дыхательным аппаратом, даже в чрезвычайных ситуациях, должен проверить его безопасную работу и пройти сквозь жёсткий контроль на входе в помещение. Человек, переставший дышать, требует проведения немедленно принудительной вентиляции лёгких в течение 3-4 минут после прекращения дыхания
· При вхождении в опасную зону необходимо приготовить дополнительный дыхательный аппарат для пострадавшего, Так же необходимо иметь медицинские препараты для приведения человека в сознание
Всё выше сказанное регламентирует организации и тренировки команды судна по действию в случае, если ЧС произошла в замкнутом пространстве. Кроме того, спасателям необходимо практиковаться в перемещении бессознательного тела сквозь вырезы /проходы в конструкции набора судна и вверх по лестницам. Учебное препятствие может быть сделано из фанеры с отверстием такого же размера, как и вырезы конструкции. Оно может быть использовано для тренировок при надетом дыхательном аппарате.
Спасательные операции должны происходить по заранее продуманному плану. Каждое судно имеет свой регламентированный план спасательных действий.
Необходимо решить, какие действия должны быть предприняты, исходя из следующих условий: доступные человеческие ресурсы, размер помещения, легкость или сложность доступа.
После принятия решения о проведении спасательной операции должен быть произведен опрос мнения среди членов спасательной группы и внесены поправки в план действий.
Необходимо учесть следующие моменты:
· Спасательную операцию будет легче осуществить, если у всех людей, входящих в опасную зону, будет соответствующее снаряжение.
· Вдвоем нести человека, находящегося без сознания, легче, чем одному.
· Чтобы пронести человека, находящегося без сознания, через отверстие, необходимо два человека.
· Находясь на лестнице, человек, стоящий сверху, поднимает, а человек, стоящий снизу, руководит его действиями.
· Для проведения спасательной операции, возможно, потребуется использование лополнительного дыхательного аппарата.
· Если в операции задействовано два человека, то воздуха в дыхательных аппаратах должно быть достаточно на двоих.
· Если необходимое снаряжение отсутствует, сконцентрируйтесь на том, чтобы вытащить человека как можно скорее.
· Дыхательный аппарат автономного действия для применения вдвоем может использоваться только на очень коротких маршрутах спасения, так как каждый человек получает только половину воздуха, находящегося в аппарате.
Для спасения человека из танка предлагаются следующие действия, однако, они могут меняться в зависимости от конкретного судна или ситуации:
Командир аварийной партии остается снаружи и руководит действиями на месте происшествия. Его обязанностями является организация людей, входящих в грузовой танк для проведения спасательной операции и контролирование времени входа и выхода из закрытого помещения людей, снаряженных дыхательными аппаратами.
Когда команда готова, один спасатель с дыхательным аппаратом и реанимационной аппаратурой входит в танк. Он должен быть снабжен радиоаппаратурой для передачи информации командиру аварийной партии, который руководит операцией снаружи.
Второй спасатель с дыхательным аппаратом входит в танк и остается внизу, чтобы получить дополнительное оборудование, которое потребуется для проведения операции.
Третий спасатель, также с дыхательным аппаратом, входит в танк и остается на месте, из которого он может быстро отправится на помощь первым двум спасателям, если это необходимо, или управлять тросами для эвакуации пострадавшего из танка.
Четвертый и пятый спасатели находятся на палубе у входа в танк, готовые оказать помощь, если потребуется.
Остальные члены команды отвечают за доставку дополнительного оборудования, например спасательного троса, вытяжного вентилятора и т.д., а также помогают вытащить пострадавшего из танка с помощью подъёмного устройства.
Необходимо помнить о двух дополнительных условиях:
Первое: число людей, необходимых для проведения такой спасательной операции, составляет приблизительно 10 человек, трое или четверо из которых будут находиться в закрытом помещении во время операции.
Второе: нехватка кислорода наступает внезапно и поэтому необходимо, чтобы на спасателях всегда были надеты дыхательные аппараты.
Если защитная маска находится вокруг шеи человека, у него уже не будет времени надеть ее, когда он попадет в зону, где недостаточно кислорода.
В заключение можно сказать, что если все инструкции и руководства по безопасности и других подобных документах четко соблюдаются, то необходимости спасения человека из ограниченного пространства не возникнет.