Проблемно-ориентированный анализ деятельности
Конечной целью любого педагогического процесса является ребенок, результативностью любого педагогического процесса, следовательно, является изменение конкретных характеристик обучающихся. Существенными достижениями в работе центра в течение 3-х лет можно считать следующие факты:
1. За три последних учебных года количество обучающихся центра планомерно росло. С 2007 по 2010 гг. наблюдается рост количества обучающихся младшего и среднего школьного возраста. (Приложение)
2.Состав групп предметной направленности стал гораздо многообразнее по числу представленных в них школ. С 2007 по 2010 гг. количество представляемых обучающимися центра школ выросло с 47 до 65.
Это свидетельствует о росте авторитета центра “Эрудит” в районе, в среде учителей общеобразовательных учреждений.
3. За три года количество групп третьего года обучения выросло с 38 (2007-2008 уч.г.) до 61 (2009-2010 уч. г.). Таким образом, почти все курсы предметной направленности, реализуемые в центре, представляют собой целостные трехгодичные сквозные курсы.
4. Уровень сохранности контингента достаточно стабильный, 80-90 % в целом по центру.
5. Из года в год увеличивается количество обучающихся, награжденных по итогам года похвальными грамотами за результативное и системное обучение в центре. Так, по итогам 2005-2006 уч. года награждены 52 обучающихся, по итогам 2009-2010 года - 74.
6.Высока результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах городского, областного и российского уровней (Приложение).
7. Наблюдается стабильность результатов участия обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня (Приложение).
Динамика характеристик выпускников
1. Увеличилось количество выпускников, награжденных рекомендательными письмами для поступления в вуз: 46 в 2006 году и 59 в 2010.
2. Наблюдается тенденция повышения разницы между значениями уровней интеллекта и креативности на начало и конец обучения в центре, что свидетельствует о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса (Приложение).
3. Высокий уровень предметных знаний демонстрировали на момент поступления лишь 25 % обучающихся, 77% выпускников подтвердили высокий уровень предметных знаний на момент окончания обучения в центре (стали победителями и призерами олимпиад разного уровня).
4. 100 % выпускников 2010 г. указывают в рефлексивных анкетах на существенные изменения в качестве знаний и личностных характеристиках, произошедших благодаря обучению в центре (Приложение).
Этим результатам способствовали следующие достижения образовательного процесса:
1. Образовательные программы центра актуальны для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Предлагаемые формы организации деятельности детей являются оптимальными для каждого школьного возраста. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- после окончательного выбора вновь поступающие обучающиеся распределяются примерно следующим образом: 1 секцию посещает 31% обучающихся центра, 2 секции – 49%, 3 секции – 16%, 4 секции – 2%.
- 33% обучающихся меняют свой выбор (пробуют ходить в 2-3 секции, останавливаются на 1-2 и т.д.).
Таким образом, основная часть обучающихся максимально использует возможности, предоставляемые центром: возможность многократных проб в разных предметных областях, возможность свободного перехода из секции в секцию, возможность совмещать обучение в разных предметных секциях.
2. В настоящее время учебно-воспитательный процесс центра обеспечивает комплексное решение следующих педагогических задач: повышение уровня предметных знаний, формирование навыков научно-исследовательской деятельности, психологическое образование и гармоничное личностное развитие каждого обучающегося.
3. В центре выстроена система повышения квалификации и профессионального мастерства администрации, методистов, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.
4. Уровень квалификации педагогического коллектива центра остается стабильно высоким в течение трех последних лет. Увеличилась за три года суммарная доля педагогов первой и высшей категории. Необходимо отметить, что все педагоги, имеющие ученую степень, работают в центре с момента его открытия, т.е. более 10 лет.
5. Инновационная деятельность играет ведущую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса центра и позволяет концентрировать кадровые, методические, материальные ресурсы и направлять их на решение стратегических задачразвития центра.
6. Высокая результативность деятельности центра во многом определялась системной работой по методическому оснащению учебно-воспитательного процесса. Из 21 программы, реализуемой в центре «Эрудит», 20 – авторские (Приложение, стр.)
7. В настоящее время по этим программам работают не только сами авторы, но и вновь приходящие педагоги. Растет в сравнении за три последних года. качество создаваемой учебно-методической продукции
8. Наблюдается положительная динамика показателей личностного роста педагогов, увеличивается количество педагогов, ориентированных на постоянное саморазвитие и самосовершенствование.
9. Сложилась и совершенствуется комплексная система выявления детей с повышенными
познавательными потребностями и привлечения их в центр.
10. Выстроена и результативно реализуется системная работа с родителями (Приложение).
11. Открытые целевые программы - городские мероприятия, организуемые центром (их количество увеличилось за 3 года с 40 до 144), способствуют укреплению и росту авторитета центра в городской образовательной среде и городе в целом.
12. Все более эффективно работает созданная в 2002 году психолого-социально-педагогическая служба.Основные направления: профилактическое, развивающее, диагностическое и индивидуальное консультирование. В течение 2006-2010 гг. службой разработан пакет диагностических методик, опросников, который используется службой планомерно в течение учебного года, что позволяет отслеживать текущее состояние и тенденции развития центра, выстраивать долгосрочные планы и определять стратегические задачи (Приложение).
13. В настоящее время центр осуществляет сотрудничество с 65 муниципальными общеобразовательными учреждениями ( в 2006 г. – с 47 учреждениями). Важно, что администрация центра проводила и проводит политику сотрудничества, которая способствует формированию доверительного отношения к центру, что позволяет в настоящее время консолидировать усилия (с общеобразовательными учреждениями) для реализации единых задач обучения и воспитания.
Кроме того центр продолжает активно сотрудничать с вузами города, учреждениями культуры, учреждениями специальной направленности /Приложение, стр. /, что обогащает учебно-воспитательный процесс.
Успехи в работе центра были достигнуты благодаря следующим условиям:
1. В центре создана благоприятная для творческой работы атмосфера
доброжелательности, но в тоже время требовательности к соблюдению определенных правил и традиций, сложилась практика системного свободного и доверительного профессионального общения педагогов с администрацией и службами центра..
2. В центре создана библиотека по многим направлениям (педагогика, психология, предметные области), видеотека, за последние три года - медиатека. Имеется для использования в УВП компьютерная техника, проекционное оборудование в каждом структурном подразделении центра..
Анализ соответствия материальной базы центра образовательным задачам по каждой направленности представлен в Приложении.
3. В течение трех последних лет в центре реализована Программа информатизации (Приложение).
4. Активно используются возможности СМИ. Систематически издаются рекламные материалы, выходят статьи в городских газетах. Опыт работы центра распространяется в различных печатных изданиях на разных уровнях (Приложение).
5. Высокая результативность деятельности центра обеспечивается сложившейся эффективной системой управления (Приложение). Существенной ее особенностью, по сравнению с большинством учреждений дополнительного образования, является наличие научно-методического совета, который, наряду с педагогическим советом, обеспечивает теоретическую, методическую основу всех инновационных процессов в центре. Особое место в представленной выше структуре управления занимают кафедры центра (Приложение)/.
6. Администрация центра в настоящее время имеет возможность материального стимулирования лучших педагогов (Положение об установлении компенсационных и стимулирующих выплат к должностным окладам работников МОУДОД ЦТРГО «Эрудит»).
Несмотря на высокую результативность деятельности в течение последних трех лет, в центре существуют определенные педагогические, организационные и др. проблемы.
О существовании серьезных проблем свидетельствуют следующие факты:
1. Продолжается тенденция снижения уровня интеллектуальных и творческих способностей поступающих в центр учащихся 7 - 8-ых классов общеобразовательных учреждений. Если не учитывать эту тенденцию, негативные последствия (прежде всего «отсев» значительной части поступающих в центр детей по причине завышенного уровня сложности программ) будут усугубляться из года в год.
2. Анализ результатов анкетирования показывает, что количество детей, желающих посвятить свободное время познавательной деятельности, ежегодно уменьшается. Даже у младших школьников процесс приобретения новых знаний, умений, навыков занимает лишь 4-ую позицию после необходимости развития активности, общительности и ответственности; развитие творческих способностей – 6-ую, а развитие умственных способностей – 8-ую.
3. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о наличии проблем психологического характера у большинства обучающихся центра старшего и среднего школьного возраста: на 1 месте - проблемы физического и психического здоровья, на 2 месте - проблемы профориентации, на 3 месте - трудности в учебе, на 4 месте - проблемы общения.
4. По-прежнему остаётся неудовлетворительной стабильность посещаемости обучающихся (при хорошей сохранности контингента). Только 36 % учащихся 7-9 классов и 59 % учащихся 10-11 классов практически не пропускают занятия, остальные же обучающиеся допускают достаточно частые пропуски занятий (по разным причинам), что, безусловно, снижает эффективность обучения.
5. Только 18 % обучающихся отмечают, что общение со сверстниками, педагогами является доминирующим мотивом при посещении центра. Для большинства обучающихся этот мотив не является существенным, хотя разноаспектные проблемы в общении (по результатам исследований) имеют 62 % обучающихся.
6. Анкетирование обучающихся, а также наблюдения за их поведением выявило определенные тревожные недостатки воспитания: нетерпимость, агрессивность и др. Таким образом, проблемы воспитания, формирования ценностных ориентаций в центре пока не получила полного решения.
7. Не удовлетворены полностью запросы обучающихся (результаты анкетирования выпускников):
- не достаточны технические возможности для предоставления обучающимся в центре возможностей самостоятельной работы с разными видами информации;
- не удовлетворяется в центре в полной мере потребность обучающихся в информации глобального характера, касающейся мироустройства, миропонимания.
Перечисленные выше проблемы в работе центра можно объяснить следующими недостатками учебно-воспитательного процесса:
1. Преобладание в педагогической практике большинства педагогов центра традиционных технологий обучения, однообразных форм занятий, недостаточный учет возрастных особенностей детей, недостаточная степень активности обучающихся на занятиях, не использование в полной мере имеющихся технических средств обучения.
2. Использование не всеми педагогами центра системы дифференциации обучения (уровень предметной подготовки учащихся не одинаков: необходимы дифференциация и индивидуализация; ориентация педагога на “среднего” обучающегося ведёт к «потере» как сильных, так и слабых обучающихся), личностно-ориентированного подхода (излишняя академичность преподавания отдельных курсов, недостаточное внимание аспектам коммуникации педагога и учащихся фиксируется у 33 % педагогов).
3. .Недостаточный уровень эффективности системы психологического сопровождения и поддержки субъектов образовательной среды.
4. Низкая эффективность реализации плана маркетинга и работы со СМИ.
Имеющиеся проблемы в работе центра определяются следующими условиями:
1. Недостаточный уровень разработки УМК по ряду курсов. (отсутствует система использования заданий открытого типа, мини-проектов в рамках учебных курсов, содержание занятий не всегда носит творческий характер, что снижает интерес обучающихся к занятиям в центре).
2. Низкая продуктивность использования творческого потенциала педагогов при планировании работы центра, научно-методического совета (его роль зачастую сводится к оценке идей, предлагаемых администрацией, психологами центра, инициатив внешних организаций)
3. Отсутствие системы эффективного взаимодействия всех структурных звеньев в системе управления.
4. Низкий уровень привлечения внебюджетных средств (неэффективность работы как администрации центра, так и Попечительского совета)
5. Низкая активность участия родителей в УВП центра, недостаточная продуктивность работы Совета центра, родительского комитета
6. Недостаточное количество компьютеров, используемых в УВП в структурном подразделении на базе МОУ№ 28 (затрудняет использование медиатеки, ограничивает возможность пользования Internet).
Таким образом, при определении стратегии развития центра в свете контекста Программы модернизации российского образования, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», анализа деятельности учреждения за последние 3 года должны стать ключевыми следующие вопросы:
- Выявление и предметный рост одаренных учащихся школ города;
- Сохранение физического и психологического здоровья обучающихся центра;
- Модернизация и модификация основных блоков учебных программ и самих программ с пополнением УМК к ним;
- Совершенствование и поиск новых форм работы с субъектами образовательного процесса центра;
- Привлечение дополнительных источников финансирования;
- Модернизация МТБ центра.