Основные сервисы системы Интернет
World Wide Web (WWW, “Всемирная паутина”) — основной инструмент Интернет, её главный информационный сервис.
World Wide Web (WWW, “Всемирная паутина”) — гипертекстовая, а точнее, гипермедийная информационная система поиска ресурсов Интернет и доступа к ним. |
Гипертекст — информационная структура, позволяющая устанавливать смысловые связи между элементами текста на экране компьютера таким образом, чтобы можно было легко осуществлять переходы от одного элемента к другому. На практике в гипертексте некоторые слова выделяют путем подчёркивания или окрашивания в другой цвет. Выделение слова говорит о наличии связи этого слова с некоторым документом, в котором тема, связанная с выделенным словом, рассматривается более подробно.
Гипермедиа — это то, что получится, если в определении гипертекста заменить слово “текст” на “любые виды информации”: звук, графику, видео. Такие гипермедийные ссылки возможны, поскольку наряду с текстовой информацией можно связывать и любую другую двоичную информацию, например, закодированный звук или графику, Так, если программа отображает карту мира и если пользователь выбирает на этой карте с помощью мыши какой-либо континент, программа может тут же дать о нём графическую, звуковую и текстовую информацию.
Система WWW построена на специальном протоколе передачи данных, который называется протоколом передачи гипертекста HTTP (читается “эйч-ти-ти-пи”, HyperText Transfer Protocol).
Всё содержимое системы WWW состоит из WWW-страниц, называемых сайтами (англ. site — участок).
WWW-cтраницы (cайты) — гипермедийные документы системы World Wide Web. Создаются с помощью языка разметки гипертекста HTML (Hypertext markup language).
Язык HTML позволяет добавлять к текстовым документам специальные командные фрагменты — тэги (англ. tag — "этикетка, ярлык") таким образом, что становится возможным связывать с этими документами другие тексты, графику, звук и видео, задавать заголовки различных уровней, разделять текст на абзацы, строить таблицы и т.д. Например, заголовок документа может иметь такой вид: <TITLE> Клуб любителей персиков </TITLE>
Одну WWW-страницу на самом деле обычно составляет набор гипермедийных документов, расположенных на одном сервере, переплетённых взаимными ссылками и связанных по смыслу (например, содержащих информацию об одном учебном заведении или об одном музее). Каждый документ страницы, в свою очередь, может содержать несколько экранных страниц текста и иллюстраций. Каждая WWW-страница имеет свой “титульный лист” (англ. “homepage”) — гипермедийный документ, содержащий ссылки на главные составные части страницы. Адреса “титульных листов” распространяются в Интернет в качестве адресов страниц.
Личные страницы — такие WWW-страницы, которые принадлежат не фирмам и не организациям, а отдельным людям. Содержание и оформление такой страницы зависит только от её автора. |
При работе с системой WWW пользователи имеют дело с программами-клиентами системы, называемыми браузерами.
Браузеры (англ. browse — листать, просматривать) — программы, с помощью которых пользователь организует диалог с системой WWW: просматривает WWW страницы, взаимодействует с WWW-cерверами и другими ресурсами в Интернет. |
Существуют сотни программ-браузеров. Самые популярные браузеры: Netscape Navigator и Microsoft Explorer.
Браузеры WWW умеют взаимодействовать с любыми типами серверов, используя при этом их собственные протоколы. Информацию, полученную от любого сервера, браузер WWW выводит на экран в стандартной, удобной для восприятия форме. При этом переключения с одного протокола на другой для пользователя часто остаются незамеченными.
Программа удалённого доступа Telnet. Позволяет входить в другую вычислительную систему, работающую в Интернет, с помощью протокола TELNET. Эта программа состоит из двух компонент: программы-клиента, которая выполняется на компьютере-клиенте, и программы-сервера, которая выполняется на компьютере-сервере.
Функции программы-клиента:
· установление соединения с сервером;
· приём от абонента входных данных, преобразование их к стандартному формату и отсылка серверу;
· приём от сервера результатов запроса в стандартном формате и переформатирование их в вид, удобный клиенту.
Функции программы-сервера:
· ожидание запроса в стандартной форме;
· обслуживание этого запроса;
· отсылка результатов программе-клиенту.
Telnet — простое и поэтому универсальное средство связи в Интернет.
Программа пересылки файлов Ftp. Перемещает копии файлов с одного узла Интернет на другой в соответствии с протоколом FTP (File Transfer Protocol — “протокол передачи файлов”). При этом не имеет значения, где эти узлы расположены и как соединены между собой.
Компьютеры, на которых есть файлы для общего пользования, называются FTP-серверами. В Интернет имеется более 10 Терабайт бесплатных файлов и программ.
Электронная почта (Electronic mail, англ. mail — почта, сокр. E-mail, читается “и-мэйл”). Служит для передачи текстовых сообщений в пределах Интернет, а также между другими сетями электронной почты. К тексту письма современные почтовые программы позволяют прикреплять звуковые и графические файлы, а также двоичные файлы — программы.
При использовании электронной почты каждому абоненту присваивается уникальный почтовый адрес, формат которого имеет вид: <имя пользователя> @ < имя почтового сервера>. Например: [email protected], где earth — имя пользователя, space.com — имя компьютера, @ — разделительный символ “эт коммерческое”.
Сообщения, поступающие по E-Mail, хранятся в специальном “почтовом” компьютере в выделенной для получателя области дисковой памяти (его “почтовом ящике”), откуда он может их выгрузить и прочитать с помощью специальной программы-клиента.
Для отсылки сообщения нужно знать электронный адрес абонента. При качественной связи электронное письмо доходит в любую точку мира в течение нескольких минут.
Пользователи электронной почты стремятся придерживаться правил сетевого этикета (нэтикета), а для выражения эмоций используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, “улыбочка”), некоторые из которых приведены ниже.
Смайлики (рассматривайте, склонив голову влево) | ||
:-) улыбка :-))) хохот :-~) насморк :*) пьяница :-{) усатый :-[ вампир –:-) панк | :-Q курит :-@ кричит :-( грусть :'-( плачет ;-) хитрец >:-( злится : 0 зевает | :-)~ пускает слюнки 8:-) маленькая девочка :-* cъел горькое :'-) плачет от счастья :-& поклялся молчать O-) аквалангист =8-) носит очки |
Cистема телеконференций Usenet (от Users Network). Эта система организует коллективные обсуждения по различным направлениям, называемые телеконференциями. В каждой телеконференции проводится ряд дискуссий по конкретным темам.
Сегодня Usenet имеет более десяти тысяч дискуссионных групп (NewsGroups) или телеконференций, каждая из которых посвящена определённой теме и является средством обмена мнениями. Телеконференции разбиты на несколько групп:
· news — вопросы, касающиеся системы телеконференций;
· comp — компьютеры и программное обеспечение;
· rec — развлечения, хобби и искусства;
· sci — научно-исследовательская деятельность и приложения;
· soc — социальные вопросы;
· talk — дебаты по различным спорным вопросам;
· misc — всё остальное.
Внутри этих категорий существует иерархия. Так, например, rec.music.beatles — это дискуссия о творчестве Битлз, входящая в подгруппу “музыка” группы дискуссий по искусству.
Существует большой выбор программ чтения телеконференций, которые формируют материал дискуссий в упорядоченном виде и предоставляют в распоряжение корреспондентов.
Аналог телеконференций в других сетях — “электронная доска объявлений” (Bulletin Board System, BBS).
Системы информационного поиска сети Интернет
В Интернет представлена информация на любые темы, которые только можно себе представить. Но найти в ней нужную информацию не так-то легко из-за того, что сеть по своей природе не имеет чёткой структуры. Поэтому для ориентировки в Интернет и быстрого получения свежей справочной информации разработаны системы поиска информации.
Все системы поиска информации Интернет располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они бесплатно обслуживают огромное количество клиентов.
Поисковые системы можно разбить на два типа:
· предметные каталоги, формируемые людьми-редакторами;
· автоматические индексы, формируемые специальными компьютерными программами, без участия людей.
Системы, основанные на предметных каталогах. Используют базы данных, формируемые специалистами-редакторами, которые отбирают информацию, устанавливают связи для баз данных, организуют и снабжают данные в разных поисковых категориях перекрёстными ссылками. Кампании, владеющие предметными каталогами, непрерывно исследуют, описывают и каталогизируют содержимое WWW-cерверов и других сетевых ресурсов, разбросанных по всему миру. В результате этой работы клиенты Интернет имеют постоянно обновляющиеся иерархические (древовидные) каталоги, на верхнем уровне которых собраны самые общие категории, такие как “бизнес”, “наука”, “искусство” и т.п., а элементы самого нижнего уровня представляют собой ссылки на отдельные WWW-страницы и серверы вместе с кратким описанием их содержимого.
Пример. Если нужно выяснить, какая в мире имеется информация о пище динозавров, достаточно спуститься по иерархии:
Науки ==> Млекопитающие ==> Палеонтология ==> Динозавры ==> Пища.
Каталоги, составленные людьми, более осмыслены, чем автоматические индексы. Их очень мало, так как их создание и поддержка требуют огромных затрат. Для примера рассмотрим самый популярный предметный каталог Yahoo!, который обладает одной из крупнейших баз данных. Имеет информационные базы для детей и подростков. Поддерживает два основных метода работы с каталогом — поиск по ключевым словам и поиск по иерархическому дереву разделов. Не принимает запросов на естественном языке.
Автоматические индексы. Переоценить их трудно. Поиск по ключевым словам в одной базе данных, занимающий в худшем случае несколько секунд, принесёт те же результаты, что и обшаривание всех WWW-страниц во всей сети Интернет.
Автоматический индекс состоит из трёх частей:
· программы-робота;
· базы данных, собираемой этим роботом;
· интерфейса для поиска в этой базе, с которым и работает пользователь.
Все эти компоненты функционируют без вмешательства человека.
К автоматическим индексам следует прибегать только тогда, когда ключевые слова точно известны, например, фамилия человека или несколько специфических терминов из соответствующей области. Индексы получают информацию из каждого отдельного узла, регистрируют и индексируют её и добавляют к своим базам данных.
Среди известных индексов выделяется: AltaVista — одна из самых мощных полностью автоматических поисковых систем. Обладает полнотекстовой базой данных. Выдаёт наибольшее количество ссылок. Проиндексировано 30 млн. страниц с 300 тысяч серверов и 4 млн. статей из телеконференций Usenet. За один день AltaVista обслуживает около 20 млн. запросов.
В Интернет один и тот же узел сети может одновременно работать по нескольким протоколам. Поэтому крупные узлы сети сейчас обладают полным набором серверов, и к ним можно обращаться почти по любому из существующих протоколов.