Выявление научной информации
Согласно сложившейся в России исследовательской традиции, научная информация подразделяется на две большие группы: источники и литература по избранной теме исследования.
Прежде чем приступить к работе, студент должен составить предварительный план поисков. Представляется, что начинать всегда нужно с литературы, посвященной исследуемой теме. Найти ее можно в результате работы в библиотеках (для студентов-историков это, в первую очередь, ГПИБ и РГБ), где к услугам читателей существуют два вида каталогов – алфавитные и предметные (систематические). Самый простой из них первый, где карточки с названиями работ расставлены по фамилиям авторов. Но его использование возможно, если студенту уже известны специалисты по избранной теме.
Сложнее обстоит дело, когда студент имеет о ней самые общие представления. Тогда нужно обратиться к систематическому (предметному) каталогу, где требуется найти необходимые издания. Поиск можно начать и со справочной литературы, в которой имеются указатели наиболее известных сочинений, по избранной теме (См.: «Большая российская энциклопедия», «Историческая энциклопедия», энциклопедия «Отечественная история», энциклопедия «Общественная мысль России ХVIII - начала ХХ вв. и т.п.).
Существенную помощь могут оказать также реферативные журналы и реферативные сборники, выпускаемые крупными научно-исследовательскими центрами и библиотеками. Они содержат краткое изложение недавно вышедших работ. В качестве примера такого рода изданий можно указать на реферативные сборники Института научной информации (ИНИОН) Российской академии наук.
Не мешает просмотреть и информационные указатели литературы по неопубликованным научным сочинениям – кандидатским и докторским диссертациям, которые издаются Всероссийским научно-техническим информационным центром (ВНТИЦентр).
Надо внимательно следить за выходящими в печати новыми монографиями, среди которых может оказаться и работы по вашей теме. Библиографические списки (перечень книг) публикуют научные журналы, например, «Вопросы истории», «История России» и др. В последнем номере за текущий год приводится и указатель опубликованных в них статей. Необходимую информацию можно приобрести и в процессе работы над статьями и монографиями, которые обычно начинаются с обзора ранее вышедших работ.
В последние годы жизнь человечества самым революционным образом изменил интернет. Однако при всех достоинствах этого изобретения нельзя забывать, что интернет – это лишь средство, которое может иметь разнонаправленное применение. Все по-прежнему зависит от воли людей и преследуемых целей. В отношении к научно-аналитическому труду интернет открывает необозримые возможности поиска и переработки информации. Но может и затруднить этот процесс. Проблема состоит в том, что сильной и одновременно слабой стороной Интернета является общедоступность и неподконтрольность распространения информации. В мировой «паутине» можно найти какие угодно сведения. Однако свобода доступа к ресурсам не обеспечивает абсолютной их достоверности. И, если у студента нет уверенности в достоверности информации, в легитимности ее размещения на сайте, следует отдать предпочтение печатному источнику. Только он может обеспечить полную и достоверную подборку документов и литературы.
При составлении библиографии рекомендуется использовать каталожные карточки. Их заполнение в соответствии с существующими правилами оформления является рутинной, но необходимой частью работы.
Согласно требованиям библиографического описания, вначале указывается фамилия автора, затем его инициалы. Название работы дается без кавычек. Вслед за этим идет место издания, название издательства, год издания и количество страниц[1]. После составления предварительной библиографии с нею следует ознакомить научного руководителя.
Источники. В подавляющем большинстве случаев историк не может наблюдать объект своего изучения. Процесс реконструкции истории осуществляется через памятники прошлого. Уже сам термин указывает на то, что под ним понимается такая информация, которая сохранилась и стала доступной для исследования. Исторические памятники становятся тем источником, из которого исследователь извлекает необходимые конкретные данные, тот фактический материал, который и составляет основу знания. По своей сути источник можно в духе современных представлений рассматривать как канал передачи информации во времени и пространстве.
Одна из наиболее ответственных и трудоемких задач – выявление исторических источников, на основе которых может быть освещена избранная автором тема. Сложность решения этой задачи заключается в том, что выявить и охватить все многообразие документов бывает крайне трудно, а порой и просто невозможно. Тем не менее, стремиться к этому необходимо, поскольку, чем полнее представлены источники, тем больше вероятность полного и объективного освещения действительности, выявление истины. Таким образом, необходимо привлекать все материалы, относящиеся к изучаемому вопросу, и только на их основе проводить исследование.
На каждый выявленный студентом опубликованный материал необходимо также завести отдельную каталожную карточку, в которую следует внести выходные данные, включая имя автора, название работы, место издания, издательство, год издания и количество страниц. При этом следует помнить, что источниками не могут считаться разного рода антологии, хрестоматии. По своему характеру это - учебный материал, позволяющий углубить знания, но не активизировать поисковый, исследовательский процесс.
Операцию по выявлению источников необходимо проделать и с архивными документами. Но здесь существуют особые правила оформления каталожных карточек. Весь объем информации, находящейся в архиве, разбит на фонды, каждый из которых имеет опись. В ней указаны дела, содержащие разное количество пронумерованных листов. На каталожной карточке необходимо указать документ, название архива, номер фонда, описи, дела, количество листов.
7. Накопление и группировка научной информации, составление плана курсового проекта
В ходе работы над книгой и документом следует делать выписки, которые будут необходимы для написания курсового проекта. Лучше всего их делать на отдельных карточках, т.к. создание исследовательского сочинения требует расчленения извлекаемой информации, проведения предварительного анализа текста. Использование для этих целей конспекта, записей в тетради в дальнейшем затруднит нахождение необходимых сведений. Более продуктивным будет оформление на карточках выписок по определенной тематике. Тем самым студент сможет выделить конкретные вопросы, входящие в состав интересующей его научной проблемы. Записывать следует не только выводы, но и аргументы. При этом если студент не разделяет точку зрения автора, то на полях, выделив скобками или другим способом текст, он может сформулировать свою позицию, привести контраргументы. В том случае, если студент встретит заинтересовавшие его факты, необходимо их выписать и указать источник, из которого они извлечены. В дальнейшем необходимо его найти и перепроверить достоверность полученной информации.
Рабочую карточку (не путать с каталожной) следует должным образом оформить. Например, в правом верхнем углу можно записать вопрос, которому посвящена выписка, а в левом – сокращенное (или даже зашифрованное для краткости) название книги, поскольку на нее уже была заполнена каталожная карточка. Далее следует передача информации. Для этого лучше всего использовать комбинированный подход: часть текста передавать в собственном изложении, часть – цитатой. Цитата наиболее выигрышный вариант, когда речь идет об общественно-политической литературе, взглядах мыслителей, публицистов, политических деятелей. Абсолютных критериев выбора между пересказом и цитатой нет, но если вызывает затруднения адекватная передача содержания прочитанного, то следует отдать предпочтение цитате.
Не забывайте указывать на полях номер страницы книги, с которой Вы произвели цитирование, а также ставить кавычки, позволяющие отделить авторские слова от вашего пересказа. Забывчивость и невнимательность может привести к обвинениям в плагиате, похищении идей у других исследователей.
В не меньшей степени точность и достоверность должна соблюдаться и при передаче смысла первичного текста собственными словами. Снабдите выписку собственными комментариями.
Следующий этап работы связан с переходом от накопления сведений к их осмыслению и составлению предварительного плана сочинения.
Одна из отличительных черт деятельности исследователя состоит в умении анализировать, обобщать и теоретически осмысливать факты. Простое описание событий и явлений должно приводить к их осмыслению, попытке проникнуть в суть происходивших процессов, пониманию их закономерностей и на их основе выделению существенного, наиболее типичного для каждого исторического периода, выявлению скрытых противоречий.
Между процессом накопления сведений (фактов) и их интерпретацией существует самая непосредственная связь и взаимозависимость. Факты нельзя подгонять под известные теоретические конструкции. Но и оторванная от реальности схема ничем не сможет помочь в процессе выявления истины.
По большому счету, описание фактов, их группировка (даже по хронологическому принципу) содержит в себе уже элемент обобщения.
Группировка материала. Первичный анализ литературы и источников позволяет накопить определенный объем информации. Но без систематизации (группировки) она представляет собой лишь набор фактов и сведений. Вот почему необходимо рассортировать накопленные факты и определить существующие между ними логические связи, т.е. провести предварительную группировку. По сути, студенту предстоит разработать первый вариант плана курсовой работы, где материал, в зависимости от выбранной темы, будет разбит по хронологическому или проблемному принципу. Его можно назвать рабочей гипотезой, т.к. студент еще не собрал все необходимые факты, не изучил основную массу трудов, что не позволяет ему создать полную и окончательную схему исследования. Однако рабочая гипотеза необходима, т.к. она дает ориентиры при работе с документами и научной литературой, (например, позволяет сформулировать вопросы, ответы на которые и ищет студент, дает возможность оформить рабочие карточки, т.е. исполняет роль строительных лесов при сооружении здания).
Накопление материала, появление новых фактов и аргументов ведет к корректировке структуры работы, к переходу от рабочей гипотезы к окончательному плану исследования. После составления плана работы его необходимо представить научному руководителю, который, вполне возможно, внесет в него коррективы и изменения.
Следует добиваться точности и лаконичности формулировок названия глав и параграфов. При этом глава по своему смысловому содержанию обязана суммировать представленные в ней параграфы, которые в свою очередь раскрывают ее содержание. Они – частное выражение общей направленности главы и одновременно часть целого. В связи с этим недопустимо, чтобы смысловое содержание параграфа было шире главы, частью которой он является.
Помните, что глава не может состоять из одного параграфа, но и излишнее ее дробление представляется неуместным. К тому же в небольшом параграфе трудно передать основные идеи и представить убедительную аргументацию.
8. Работа над рукописью курсового проекта
После определения композиции курсового проекта наступает время изложения полученных результатов. Это самый ответственный этап, который условно можно подразделить на период работы над текстом (написание первого варианта сочинения) и период работы с текстом (новые варианты, редактирование).
Работа над текстом всегда сугубо индивидуальна и связана с особенностями характера, привычками, приобретенными навыками, наличием времени и т.п. Вместе с тем существуют общие правила и принципы подачи материала. Выделяются несколько способов его изложения: строго последовательное, целостное, этюдное и выборочное.
Курсовую работу по истории рекомендуется писать, используя метод последовательного изложения материала в соответствии с ее композицией. Такой способ требует больших временных затрат, поскольку без завершения очередного раздела нельзя переходить к написанию следующего. Применение этого метода дает возможность найти адекватную материалу форму его обработки и использования, обнаружить логическую связь фактов, продумать приемы их подачи, переход от частных к общим вопросам.
Помните, что к введению следует приступать после завершения основной части работы, когда студент уже будет знать результаты проведенного исследования.
Работа над текстом связана с определением принципа подачи материала. Поскольку главная задача курсовой работы состоит в доказательстве основных идей, к которым студент пришел в ходе изучения фактов, то естественно возникает проблема: каким образом выстраивать собственные рассуждения, от общего к частному (дедукция), или от частного к общему (индукция)? Представляется, что для исторического исследования оптимальным является способ подачи материала «от частного к общему», позволяющий не под априорную схему подбирать материал, а, опираясь на исторические факты, приходить к тем или иным выводам-аргументам, позволяющим делать широкие обобщения.
Конечно, факты подвергаются определенной интерпретации, но изменить их нельзя. И чем более полно и содержательно представлены накопленные сведения, тем больше доверия к обобщениям (утверждениям).
Недопустимо «закрывать глаза» на факты, выходящие за рамки рабочей гипотезы, недопустимо заниматься их подбором, лишь полное изложение материала и его осмысление с помощью современных научных подходов должны стать источниками общих выводов.
Факты должны быть абсолютно достоверными. Их проверкой и перепроверкой необходимо заниматься еще на стадии сбора материала. Вполне возможно, что от некоторых материалов придется даже отказаться, если они повторяют содержание уже найденного и не привносят ничего нового в исследование.
Если факты истинны, то и сделанные на их основе выводы (аргументы) – взвешены и обоснованны. Для их получения следует продвигаться от простого к сложному, от конкретных сведений к обобщениям.
Связность и последовательность изложения достигается при помощи правильного распределения материала по абзацам, которые являются основной единицей подачи информации в научном тексте. Одновременно с этим они используются для подведения итогов, установления связей между различными идеями.
В начале самого крупного раздела работы (главы) следует в отдельном абзаце сформулировать главную задачу, которую предстоит решить, определить круг рассматриваемых вопросов. Эта краткая преамбула представляет собой группировку материала, создает условия как для его логического изложения автором, так и для восприятия читателем.
Аналогичную преамбулу необходимо дать и в начале каждого параграфа, входящего в главу. Здесь следует отметить конкретные вопросы, которые будут рассмотрены в данном разделе. Тем самым в самом общем виде обозначается логическая связь частных аспектов.
В конце рассмотрения вопроса необходимо сделать небольшой вывод и обозначить переход к следующему аспекту проблемы. Завершить параграф необходимо общими итогами. Они не должны представлять собой перечисления ранее сделанных частных заключений, а их формулировки обязаны подтверждать или, напротив, опровергать основные положения рабочей гипотезы. Аналогичным образом следует закончить и изложение всего материала главы.
Работа завершается подведением итогов, которые в кратком и обобщающем виде излагаются в заключении. В этой части сочинения в наиболее концентрированной форме высказывается позиция автора. Здесь уже нет необходимости вступать в полемику, оспаривать аргументы противников. Это студент должен был сделать в основной части работы.
Завершение анализа занимает несколько страниц, но оно не может быть механическим суммированием представленных в основной части проекта выводов. Их предстоит обобщить, концептуально осмыслить и представить в самой сжатой форме.
Заключение завершает дипломное сочинение. Но начинается оно с введения, которое обязано ознакомить с проблемой, обосновать логичность подачи накопленных сведений, продемонстрировать читателям приобретенные навыки и умения научной работы. К моменту написания введения студент, завершив основную часть и заключение, будет четко представлять основные выводы, что поможет ему более содержательно и продуманно представить актуальность темы, объект и предмет исследования.
Наряду с этим во введении предстоит сказать о цели предпринятой работы, указать на ее задачи. Как правило, цель исследования в основном совпадает с проблемой работы, а задачи обязаны конкретизировать ее составляющие элементы. Не случайно в их формулировках присутствуют слова «проанализировать», «уточнить», «определить», «выявить» и т.п. Цель всегда определяет задачи, задает общий тон и направленность работы, а задачи играют подчиненную и более функциональную роль.
Не обойтись во введении без указания на четко очерченные хронологические (временные) и территориальные рамки исследования. К числу обязательных требований, предъявляемых к введению, относится характеристика используемых методов, как общенаучных, так и узкоспециальных. Их представление должно содержать сведения об извлечении необходимой информации, ее достоверности и объективности.
Особое внимание следует обратить на научную новизну работы. Ведь именно новое знание, которое удалось обнаружить автору, расширяет, углубляет, а иногда изменяет представления о свойствах объекта, предмета исследования и связанных с ними явлениях и процессах в обществе.
Непременным составляющим элементом введения является историография выбранной темы. Ее нельзя сводить к обзору научной литературы, т.е. к поверхностному описанию каждой работы. Во-первых, необходимо провести ее хронологическую, тематическую группировку, определить этапы освещения избранной темы, характерные черты каждого из них, определить направленность и результаты научных поисков. Только таким путем можно проследить динамику исследования проблемы, выявить общее и особенное в оценках, показать различия в авторских выводах и подходах. Особое внимание следует уделить тем вопросам, которые оказались вне поля зрения, не получили всестороннего освещения или вызвали научные споры. Это тем более важно, если их изучению посвящена ваша работа.
Аналогичным образом следует провести и характеристику использованных источников. Вполне правомерно определить их основные группы (опубликованные и архивные) с последующим выделением внутри каждой из них различных категорий (законодательные акты, официальные материалы, газетные статьи, аналитические записки, отчеты, воспоминания и т.п.). Их дальнейшее рассмотрение обязано показать, насколько широко представлена фактическая сторона вопроса, как глубоко проработаны выявленные материалы, какие объективные выводы следуют из их изучения. При этом необходимо отмечать степень репрезентативности каждой группы, т.е. в какой степени она создает условия для раскрытия заявленной темы.
Последний аспект, на котором необходимо остановиться во введении, обоснование структуры сочинения, указание на те принципы, которыми студент руководствовался в группировке материала, его классификации и определении логичности и последовательности изложения.
Недостатки, наиболее часто встречающиеся в студенческих работах, вызываются, с одной стороны, искренним стремлением продемонстрировать уже приобретенные знания вне связи с избранной темой работы, а, с другой - отсутствием необходимых навыков в выработке концепции, отходом от общих принципов изложения материала.
К первой группе ошибок относится перенасыщенность работы частностями, деталями, которые отнюдь не свидетельствуют о широте знаний, глубине проникновения в проблему, а, напротив, - о поверхности суждений, избитости приводимых фактов, почерпнутых из хорошо известных источников. Очень часто это приобретает форму обильного цитирования, которое представляется единственным средством доказательства. Само по себе знание многочисленных фактов и различных точек зрения свидетельствует о неплохой информационной подготовленности студента. Но при этом к накопленным знаниям следует относиться критически, проверять устоявшиеся представления на практике. Без этого обращение к научной литературе превращается в элементарное начетничество.
Недочеты первого типа, как правило, свидетельствуют об отсутствии умения группировать материал, отделять главное от второстепенного. А это приводит к непродуманности структуры, отсутствию логики изложения, последовательности доказательств. За этим кроется спешка, ведущая к непродуманности выводов. К тому же в погоне за широкими обобщениями, для которых нет основания, может появиться искус «домыслить» и «дополнить» на свой лад содержание документов.
Подготовленный первый (черновой) вариант курсового проекта часто нуждается в дальнейшей обработке. Как правило, при работе над текстом основное внимание уделяется экспозиции собранных фактов, их группировке, обнаружению логических связей. Предположения и выводы высказываются в самой общей форме, стилистическому оформлению также не придается большого значения. Решению этих задач посвящена работа с текстом, которая требует подготовки второго, а может быть и третьего варианта сочинения.
При последовательном изложении материала первый вариант проекта по частям представляется научному руководителю, его замечания должны быть учтены при завершении работы с текстом проекта.
Часто встречающейся ошибкой в первом (черновом) варианте бывает нарушение логичности и последовательности изложения, различного рода повторы. После проведенной доработки второй вариант курсового проекта вновь по частям следует представлять научному руководителю.
Третий и последний период труда над рукописью в основном заключается в редакционной и стилистической правке текста. В научных работах используется только им присущий академический стиль речи. Его отличительными чертами является понятийная точность и подчеркнутая логичность в изложении материала. Однозначность языковых средств исключает использование образных средств (метафор, гипербол и т.п.). Напротив, преобладают лаконичность, четкость терминов, объективность, последовательность и доказательность. При этом следует избегать использования одних и тех же выражений, словосочетаний, обращаться к синонимам. Наибольшим успехом будет пользоваться то сочинение, в котором новизна и актуальность идей, убедительность доводов, широта фактической базы будет сочетаться с доходчивостью, простотой и ясностью.
В случае необходимости следует объяснять все термины, используемые в работе.